Упруго-предохранительная центробежная охлаждаемая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Ф лспо (61) Дополнительное н авт. саид-ву (22) Заявлено 040176 . (21) 2309223/25-27 (5 )

2 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

F 16 D 43/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 25,0380. Бюллетень ¹ 11 (5Ç) ДК 621. 825. .57 (088.8) Дата опубликования описания 250380 (72) Авторы изобретения

Б.А. Лабковский и A.Â. Спивак (71) Заявитель

Куэбасский политехнический институт

/-:= (54) УПРУГΠ— ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ

ОХЛАЖДАЕМАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для уменьшения динамических перегрузок машинных агрегатов, работающих во взрывоопасной среде.

Иэв"стна упруго-предохранительная центробежная охлаждаемая муфта, содержащая шкивы, установленные на ведомом валу и ролики с дебалансами, связанные со шкивами гибкими. связями, а с ведущим валом - водилом, а также устройство для охлаждения, которое выполнено в виде охватйвающей шкивы тонкостенной обоймы, имеющей отверстия и вытяжные патрубки, расположенные на равном расстоянии от ее торцов, а также двух крыльчаток, расположенных по обеим сторонам шкивов и закрепленных на обойме, при этом одна из крыльчаток жестко связана с ведущим валом, а обойма .выполнена со сквозными пазами, через которые пропущены гибкие связи (12..

В этой муфте воздух, нагнетаемый в кольцеобразный зазор между обоймой и шкивом крыльчатками, интенсифицирует процесс охлаждения фрикционного контакта, что позволяет уменьшить моменты инерции полумуфт и габариты муфты. Нагретый воздУх выпускается через отверстия и вытяжные патрубки в окружающую среду. В условиях взрывоопасной окружающей среды, когда муфта заключена во вэрывобезопасный корпус, выпуск нагретого воздуха из корпуса становится невозможным.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей муфты путем обеспечения работы во взрывоопасной среде.

Это достигается тем, что муфта

15 снабжена корпусом, охватывающим Водило, а последнее выполнено в виде тонкостенного и установленного внутри него толстостенного стаканов, связанных с торцовых сторон диска20 ми, и имеет систему вентиляционных каналов, прн этом толстостенный стакан выполнен с полостями для размещения сателлитов и установлен концентрично шкивам с образованием кольцевой волости для подачи крыльчатками воздуха к поверхностям тре-. ния.

Система вентиляционных каналов может быть выполнена в виде вывод30 ных и магистральных каналов, при

723251 этом последние образованы продольными отверстиями, выполненными в толстостенном стакане и связанными с одной стороны с выводными каналами, а с другой стороны с кольцевой полостью, а выводные каналы образованы продольными пазами, выполненными на наружной поверхности толстостенных стаканов, и внутренней поверхностью тонкостенного стакана, и соединены с полостью корпуса отверстиями, выполненными в тонкостенном стакане.

Кроме того, на внутренней поверхности корпуса выполнены продольные ребра.

На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез 15

A-A на фиг. 1.

Упруго- предохранительная центробежная охлаждаемая муфта содержит водило, выполненное в виде охваченного тонкостенным стаканом 1 толсто- Щ стенного стакана 2, торцами крепящегося к двум дискам 3, один иэ которых жестко связан = ведущим валом

4, а второй свободно посажен на ведомый вал 5. Гибкие связи 6 охватыва- у5 ют шкив 7, который жестко связан с ведомым валом. Концы гибких связей крепятся к роликам 8, свободно установленным на пальцах 9. Ролики размещаются в полостях 10 толстостенного стакана. В толстостенном стакане 2 выполнена система вентиляционных каналов, состоящая из выводных каналов 11, образованных продольными пазами на толстостенном стакане и внутренней поверхностью тонкостенного стакана, который охватывает толстостенный стакан и имеет радиальные отверстия 12 для выпуска воздуха, а также продольных отверстий 13, выходящих одним концом в радиальную 4Q кольцевую расточку 14, выполненную в середине толстостенного стакана, а другим концом в зазоры 15 между торцами толстостенного стакана и дисками 3, закрывающими толстостенный стакан с торцов. С ведущим валом

4 жестко связаны две крыльчатки 10, расположенные с двух сторон шкива и служащие для встречного нагнетания охлаждающего воздуха в кольцеобразный зазор 16 между шкивом 7 и толстостенным стаканом 2.

При вращении ведущего вала 4 крыльчатки 10 с двух сторон нагнетают воздух в зазор 16. Воздух охлаждает поверхность трения и, проходя через си=тему вентиляционных каналов, отдает часть тепла толстостенному стакану 2. После выхода через радиальные отверстия 12 из водила воздух проходит к межреберном пространстве корпуса 17, где дополнительно охлаждается. Охлажденный воздух опять нагнетается крыльчатками в зазор 16, и цикл повторяется.

Использование изобретения позволит расширить область применения упруго-инерционных предохранительных охлаждаемых муфт с гибкими связями на машинные агрегаты, работающие во взрывоопасной среде в условиях ограниченного пространства для размещения муфты.

Формула изобретения

1. Упруго-предохранительная центробежная охлаждаемая муфта, содержащая шкивы, установленняе на ведомом валу, и ролики с дебалансами, связанные со шкивами гибкими связями, а с ведущим валом — водилом, а также охлаждающее устройство, включающее крыльчатки, р =положенные с внешних торцов шкивов и связанные с ведущим валом, отличающаяся тем, что, с целью расширения ее эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы во взрывоопасной среде, она снабжена корпусом, охватывающим водило, а последнее выполнено в виде тонкостенного и установленного внутри него. толстостенного стаканов, связанных с торцовых сторон дисками, и имеет систему вентиляционных каналов, лри этом толстостенный стакан выполнен с полостями для размещения сателлитов и установлен концентрично шкивам с образованием кольцевой полости для подачи крыльчатками воздуха к поверхностям трения.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что система вентиляционных каналов выполнена в виде выводных и магистральных каналов, при этом последние образованы продольными отверстиями, выполненными в толстостенном стакане-и связанными с одной стороны с выводными каналами, а с другой стороны с кольцевой полостью, а выводные каналы образованы продольными пазами, выполненными на наружной поверхности толстостенных стаканов, и внутренней поверхностью тонкостенного стакана, и соединены с полостью корпуса отверстиями, выполненными в тонкостенном стакане.

3. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на внутренней поверхности корпуса выполнены продольные ребра.

Источники информации, принятые во внимание лри экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2181123, кл. F 16 D 43/20.

1975 (протогип).