Магнитный компас

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<>723364 уФ,® (61) Дополнительное к авт, саид-ву (22) Заявлено 120778 (21) 2645580/18-10 (51)М. Кл. с присоединением заявки ¹

G 01 С 17/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 25.03ВО. Бюллетень № 11

Дата опубликования описания 25.0380 (53) УДК 528. 526.1 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Н.Д. Дегтерев и В.Ф. Уланов ( (71) Заявитель (54) МАГНИТНЫЙ КОМПАС

Изобретение относится к наВигационному приборостроению и может быть использовано в магнитных и индукционных компасах, а также в курсовых системах для гидроакустических станций.

5 . Известны электромагнитные компенсаторы (ЭМК) для магнитных компасов состоящие из катушек Х (В), У (С), 2, создающих соответственно продольное, поперечное и вертикальное компенсационные магнитные поля (1).

Эти компенсаторы устанавливаются вне нактоуза на значительных расстояниях от магнитного чувствительного элемента (МЧЭ) компаса, в связи с чем 15 имеют большие габариты, так как компенсационные поля, создаваемые ЭМК, обратно пропорциональны кубам расстояний от катушек ЭМК до МЧЭ.

Наиболее близок к предлагаемому магнитный компас, содержащий ЭМК, включающий две пары горизонтальных катушек, симметрично расположенных относительно вертикали компаса, и одну вертикальную катушку. Одна пара горизонтальных катушек Х (В) параллельна продольной оси корабля, другая Y (С) поперечной оси корабля. Оси катушек Х и Y не пересекают вертикальную ось компаса Гй) .

Недостатком такого ЭМК компаса является малая эффективность продольных

X (В) и поперечных Y (С) его катушек (совокупность продольных Х и поперечных Y катушек представляет собой ЭМК полу круговой электромагнитной девиации), характеризуемая малым диапазоном компенсационных полей, создаваемых этими катушками на единицу их массы.

Объясняется это следующими причинами .

Так как центр МЧЭ компаса находится на перпендикулярах, восстановленных из середин катушек Х(В) и Y(C)

ЭМК, то эти катушки создают в области

МЧЭ минимальное для данного расстояния R компенсационное поле, равное

М/R, где M — магнитный момент катуш3 ки, R — расстояние между центрами катушки и МЧЭ (максимальное поле, равное 2М/к, имеет место при расположении МЧЭ на продолжении магнитных осей катушек) . Кроме того, катушки X(B) и

Y (C) дачного ЭМК, имеющие относительно малые диаметры по сравнению с длинами, обладают низкими значениями

I магнитных моментов на единицу массы.

Увеличение диаметров и сокращение длин катушек с целью повышения значе723364 ний их магнитных моментов приводит к соответствующему увеличению размеров нактоуза или к вынесению катушек э а пределы н актоуэ а.

Цель изобретения — повышение эффективности электромагнитного ком пенс атор а путем ув ели че ни я пределов компенсации на единицу массы компенсатора.

Поставленная цель достигается тем, что в магнитном компасе, содержащем магнитный чувствительный элемент и электромагнитный компенсатор, включающий катушки, установленные попарно симметрично относительно вертикали компаса, магнитные оси катушек размещены в плоскостях, проходящих через вертикаль компаса, и наклонены относительно нее в соогветствии с формулой

S5 Ч20

6 =о tp

3tq Ч где О. — угол, отсчитываемый от верти кали компас а до н аправле- . ния магнитной оси катушки; угол, отсчитынаегый от вер- 25 тикали компаса до направления линии, соединяющей центры катушки и магнитного чувствител ьного элемента.

На фиг. 1 представлен общий нид () компаса с ЭМК, на фиг. 2 — размещение катушек..

Магнитный компас содержит магнитный чувствительный элемент 1, который установлен в котелке 2 магнитного З5 компаса и электромагнитный компенсатор 3, в ключающий дне продольные катушки Х 4 и дне поперечные катушки

Y 5. Положение катушек определяется углами Ч отсчитынаегьгми от вертикали компаса 6 до направления линий, соединяющих центры катушек и магнитного чувствительного элемента 1 (точка А фиг.2), причем магнитные оси катушек раэ мещены в плос кос т ях, проходящих через вертикаль компаса 6, 45 и наклонены относительно нее на уг— лы 6, отсчитываемге от вертикали компаса до направления магнитных осей катушек.

Действительно, при расположении 5() магнитных осей катушек ЭМК н плоскости, проходящей через вертикаль компаса (в отличие от известного, где магнитные оси катушек не пересекают вертикаль компаса и параллельны между собой), появляется возможность увеличить диаметр и сократить длину катушек при тех же их массах без увеличения диаметра нактоуза,что позноляет пропорционально увеличению диаметра увеличить магнитный момент ЭМК, а, следовательно, и повысить его эффективность.

При таком расположении катушек наклон на угол 9 их магнитных осей относительно вертикали н соответствии с приведенной формулой приводит к унеличению горизонтальной составляющей компенсационного магнитного поля, что также повышает эффективность ЭМК .

Технико-экономическое преимущество предлагаемого изобретения состоит в повышении эффективности ЭМК, т.е. увеличении пределов компенсации девиации при неизменных, по сравнению с известным, массе ЭМК и диаметре нактоуза в области расположения ЭМК (или в уменьшении массы ЭМК при неизменных пределах компенсации девиации) .

Использоваьие предлагаемого изобретения дает нозможность уменьшить массу и габариты ЭМК, сократить зат— раты на материалы, идущие на из го овление катушек и нактоуза.

Формула изобретения

Магнитный компас, содержащий магнитный чувствительный элемент и электромагнитный компенс атор, в ключающий катушки, установленные попарно симметрично относительно вертикали компаса, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности электромагнитного компенсатора путем увеличения пределов компенсации на единицу массы компенсатора, магнитные оси катушек раз меще ны н плос костя х, проходящих через вертикаль компаса, и наклонены относительно нее на угол., определяемый по формуле 1 г Ч -(6 = ave.tg

3 t.g LtJ где 8 — угол, отсчитываемый от B ер— тикали до н апр авле ни я ма -нитной оси катушки; — угол, отсчитываемый от вертикали компаса до направления линии, соединяющей цент— ры катушки и магнитного чувствительного элемента.

Источники информации, принятые во внимание г..ри экспертизе

1. Терехов И.H. Дегауссинг и девиация компасов. Морской тран— спорт, 1945, с, 63-79.

2. Патент ГДР М 2В3323, кл, 42 С 43, 25.04.64 (прототип);

723364

Составитель В. Лыков

Техред C .мигай Корректор В . Бут я га

Редактор Л. Веселовская

Тираж 801 Подписное

ПРИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 364/26

4нляал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4