Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистичвск их

Республик (ii) 723648 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01XI378 (21) 2584650/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет (5))М. КЛ.2

G 09 В 7/02

ГосударСтвенный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 250380. Бюллетень ¹ 11 (53) УДК 681 3.

° 071 (088 ° 8) Дата опубликованияописания 280380 (72) Авторы изобретения

В.К, Морозов, B,С. Великанов и A

Куйбьтяевский политехнический институт . им . В.В, Куйбышева (71) Заявитель (54) ОВУЧИОЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам, применяемым для обучения и контроля знаний учащихся, Одно из известных обучающих устройств содержит диапроектор, экран, узел фотоэлектрических преобразователей кода управления, кода реверса, кода номера кадра и кода маркера, блок ввода ответов, коммутатор, схему сравнения, блок управления диапроектором и блок ввода команд (1).

Однако устройство не позволяет определять усталость учащегося и изменять освещенность экрана в зави-. симости от усталости учащегося, Наиболее близким техническим рвшением к предлагаемому изобретению" является обучающее устройство, содержащее осветитель, блок ввода ответов, подключенный ко входам вычислителя и блока памяти, выход которого соединен с блоком воспроизведения, подключенного ко входам . блока регистрации и вычислителя, соединенного со входами блока памяти и регистрации (2) .

Недостатки данного устройстваотсутствие возможности определения

2 фактора усталости при обучений на машине и невозможность изменения яркости излучения осветителя в зависимости от усталости учащегося, С увеличением усталости учащегося освещенность экрана следует увеличить, так как это улучшает восприятие информации и повышает эффективность обучения ° Усталость учащегося следу1р ет оценивать по объему усвоенных знаний и по времени, затраченному на усвоение этих знаний, Бель изобретения - повышение точности обучения.

15 Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к вычислителю и блоку отображения учебной информации, который соединен непос2Р редственно с вычислителем и через блок воспроизведения учебной инфор мации - c вычислителем и блоком регистрации, подключенным к вычислителю, соединенному с формирователем

25 уттравляющих сигналов, введен блок адаптивного управления яркостью отображаемой информации, подключенный ко входу блока предъявления учебной информации и к выходам блока воспро30 изведения учебной информации, вычис-.

723648 лителя и формирователя управляющих сигналон ..

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; Лиг„2 блок адаптивного, управления яркостью отображаемой информации, В предлагаемом обучающем устройстве (фиг ° 1) блок l нвода ответов связан с вычислителем 2 и блоком 3 памяти, соединенным с блоком 4 носпроизведения учебной информации, который подключен к блоку 5 регистрации, блоку 6 адаптивного управления яркостью отображаемой информации и вычислителю 2, RoTDphIA подключен к блоку 5 регистрации, блоку 3 памяти и блоку 6, связанному с осветителем

7, а кроме того вход формирователя управляющих сигналов 8 подключен к вычислителю 2, а выход к блоку б.

Блок 1 ввода ответов состоит из цифробуквенных кнопок ввода ответов, дешифратора, триггеров запоминания ответов и реле запуска лентопротяженного механизма (на чертеже не показаны), Вычислитель 2 представляет собой логическое устройство, которое на основе ответа учащегося и кодов, считываемых с кинопленки, управляет поиском следующего кадра, Блок

3 памяти содержит носитель информации на кинопленке с нанесенными на ней информационными кадрами и кодами управления, проекционно-оптическую систему и реверсивный лентопротяжный механизм (на чертеже не показаны}, Блок 4 воспроизведения учебной информации состоит из однотипных фотоэлектрических усилителей, преобразующих фотосигналы в электрические импульсы v усиливающих их, Блок 5 регистрации включает в себя счетчик ошибок со схемой совпадения на счетном входе, дешифратор и индикаторные лампы (на чертеже не показаны) . Осветитель 7 предназначен для проекции информационных кадрон учащемуся на экран. Осветитель 7 и блок 3 памяти объединены в блок 9 отображения учеб. ной информации.

Блок 6 содержит (фиг, 2) элемент

14 совпадения И, элемент 11 ИЛИ шаговый,искатель 12 с переключателем

13 и трансформатор 14, вторичная обмотка которого содержит выводы 15.

Осветитель 7 соединен с переключателем 13 и с одним из выходов вторичной,обмотки трансформатора 14.

Предлагаемое обучающее устройство работает следующим образом, После ввода учащимся ответа блок

1 ввода ответов подает код ответа в вычислитель 2 и подает сигнал запуска лентопротяженного механизма в блок 3 памяти. Во время движения кинопленки управляющие коды проходят мимо фотодатчиков блока 4, считываются, усиливаются и.подаются в вычислитель 2, который на основании кода ответа и кодов пленки осуществляют поиск нужного кадра.

Один из кодов управления кино— пленки содержит разряд доза информации, характеризующий определен- . ный объем усвоенной учебной информации. Вся обучающая программа разбита на несколько подпрограмм с одинаковым объемом учебной информации.

После изучения очередной дозы информации учащимся, сигнал, соответствующий разряду доза информации, из блока 4 поступает в блок б, где записывается по разрешающему сигналу приходящему в блок 6 из вычислиР теля 2 только во время поиска нужного кадра, когда экран заметен, В блок 6 кроме того приходят сигналы иэ формирователя 8, которые определяют время обучения учащегося. Выдача сигналов из формирователя 8 также

Щ производится по разрешающему сигналу, приходящему иэ вычислителя 2 только во время поиска нужного кадра, когда экран заметен, Блок 6 в зависимости от объема изученного материала и времени его изучения оценивает усталость учащегося и на основании этой оценки изменяет яркость излучения осветителя 7, Если при ответе на контрольные вопросы учащийся допустил ошибку, то из блока 4 сиги ал оши бки поступит в блок 5 регистрации и по разрешающему сигналу, поступающему из вычислителя 2 в блок 5, последний суммирует и индицирует ошибку, Если во время поиска следующего кадра нужный кадр найден, то вычис1 Е 1 литель 2 выдает сигнал остановка лентопротяженного механизма в блок 3 памяти.

После изучения определенной дозы информации сигнал, соот нет ствующий разряду доза информации, из блока

4 поступает на элемент 10 И и при наличии разрешающего сигнала из вычислителя 2 этот сигнал поступает на первый вход элемента 11 ИЛИ, на второй вход которого поступает сигнал из формирователя 8, который определя () ет время обучения учащегося. Выход элемента 11 ИЛИ подключен к шаговому искателю 12, который переключателем 13 подключает выводы 15 вторичной обмотки трансформатора 14, Таким образом, после прихода из блока

4 или формирователя 8 очередного сигнала, характеризующего увеличение усталости учащегося, переключатель

13 подключает следующий вывод 15 вторичной обмотки трансформатора 14, Щ тем самым увеличивая напряжение накаливания осветителя 7 и освещенность экрана, Следует отметить, что изменение освещенности экрана производится только но время поиска необхо-. димого кадра, что обеспечивается уп123648

Формула изобретения

ЦНИИПИ Эаказ 9 4/17 Тираж 465 Подписное

Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. ПРоектная,4 равляющими сигналами из вычислителя

2 в блок 6 и формирователь 8, Использование данного устройства позволяет определять усталость учащегося по объему изученного материала и времени обучения, а также изменять освещенность экрана в зависимости от усталости учащегося ° Это позволяет улучшить восприятие учебной информации и повысить эффективность обучения, Обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к вычислителю и блоку отображения учебной информации, который соединен непосредственно с вычислителем и через блок воспроизведения учебной информации » с вычислителем и блоком регистрации, подключенным к вычислителю, соединенному с формирователем управляющих сигналов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности обучения, оно содержит блок адаптивного управления яркостью отображенной информации, подключенный ко входу блока предъявления учебной информации и к выходам блока воспроизведения учебной информации, вычислителя и формирователя управляющих сигналов, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 509151, кл, С 09 В 7/02, 1976 °

2. Авторское свидетельство СССР. по заявке 9 2184468/18-24, кл. С 09 В 7/02, 1976 (прототип) °