Устройство для контроля знаний учащихся

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и>723649 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 240378 (21) 2596193/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 250380, Бюллетень ¹ 11

Дата опубликования описания 2803,80

{51)М. Кл.2

G 09 В 7/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

{ З) УДК 681.3.

° 071 (088 ° 8) В.Г ° Слипченко, В,И. Корнейчук, М,К, Тодорова, М.В, Плюснов и Г,С, Тодоров (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистич революции (71) Заявитель

8ЛТБ (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ УЧИЦИХСЯ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного контроля в различных учебных заведениях, Одно из известных устройств для контроля знаний учащихся содержит связанные соответствующим образом блок ввода вопроса и ответа, блок поиска информации, блок определения оценки, блок анализа сложности вопроса, блок индикации и регистрации, блок предъявления информации, блок формирования вопроса, блок Формирования ответов (1)

Недостатками этого устройства являются ограниченные дидактические возможности, отсутствие контроля по графическому материалу изучаемо- го курса, низкая техническая надежность из-эа наличия ряда механических и оптико-электронных блоков, большое время обращения при поиске информации °

gpyroe известное устройство содержит блок памяти, блок буферной памяти, блок предок авления информации, звуковой магнитофон, блок анализа управляющих сигналов, блок

Формирования адресов, блок прерывистой регенерации (2) °

Устройство позволяет синхронизировать изложение учебного материала с графическими иллюстрациями, но не предусматривает контроля знаний учащихся.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный через блок формирова15 ния адресов заданий к блоку памяти заданий, блок памяти правильных ответов, соединенный а первым входом блока оценки знаний, второй вход которого подключен к выходу блока

20 ввода ответов, а выход через блок регенерации соединен со входом блока отображения информации (3) .

Устройство позволяет реализовать контроль знаний по пройденному ма25 териалу и формировать одинаковые контрольные задания, однако его дидактические воэможности ограничены из-за отсутствия контроля по.гра«

Фическому материалу (блок-схемы, 3р принципиальные электрические схемы, 723б49 временные диаграммы и др„) изучаемого курса, Бель изобретения -- рз,-:ширение ди-дактических воэможностей устройства за счет обеспечения контроля знаний по графическому материалу изучаемого курса.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, формирователь адресов и блок памяти учебной информаций, блок памяти правильных ответов, подключенный к блоку оценки, соединенному с блоком ввода ответов и с блоком управления, подключенным к блоку отображения учебной информации, введены блок коррекции -учебной информации и формирователь сигналов модификации учебной информации, подключенный ко входам блока памяти правильных ответов и блока управления и к выходам блока памяти учебной информации и блока коррекции учебной информации, вход которого соединен с выходом блока ввода ответов, На. чертеже изображено устройство для контроля знаний учащихся, Оно содержит блок 1 ввода ответов, подключенный через формирователь 2 адресов к блоку 3 памяти учебной информации,, блек 4 памяти правильных ответов, соединенный с первым входом блока 5 оценки, второй вход которого подключен к выходу блока 1 ввода ответов, а выход через блок б управления соединен со входом блока 7 отображения учебной информации, Выходы формирователя 8 сигналов модификации учебной информации подключены ко входу блока б управления и, блока 4 памяти правильных ответов, а входы соединены с выходом блока 3 памяти учебной информации и блока 9 коррекции учебной информации, подключенного к выходу блока 1 ввода ответов, Устройство работает следующим об" р аз ом.

Контрольные з адания по графическому материалу изучаемого курса предоставляются обучаемым с помощью блока 7, в качестве которого можно использовать экранный пульт. В этом случае для изображения всего рисунка необходиМо задать адреса тех,точек экрана, которые будут подсвечиваться. Для сохранения рисунка определенного времени на экране (чтобы он Не пропадал ) используется блок б, который с необходимой частотой восстанавливает адреса светящих точек экрана, Таким образом, для хранения рисунков необходимо запоминать коды адресов соответствующих точек экрана, что выполняется блоком 3. Считывание массива адресов точек экрана одного рисунка произво дится по начальному адресу, задаваемому формирователем 2, Отдельные элементы графического задания, напри,ер блоки, снабжаются номерами, которые в закодированном виде сохраняются также в блоке 3, при изображении рисунка в блоке 7 вместе с рисунком и всеми необходимыми надписями индицируются в номера отдельных элементов (блоков) .

В блоке 3 памяти графические задания сохраняются в правильном исходном виде, что позволяет их многократно использовать при контроле, каждый раз меняя их по описанному дальше способу.

При нажатии кнопки Выдачи за35 дания в блоке 1 ввода, ответов вырабатывается сигнал, который поступает в формирователь 2, который по определенному критерию, например случайным образом, вырабатывает начальЩ ный адрес конкретного контрольного задания (рисунка), Этот начальный адрес поступает в блок 3 и по нему начинается считывание всех кодов адресов точек экрана данного задания. Эти коды затем поступают в формирователь 8, в котором по соответ ствующим сигналам из блока 9,работа которого индицируется блоком 1 ввода ответов, начинается изменение поступившего из блока 3 правильного рисунка, Изменения заключаются либо в стирании некоторых элементов рисунка, либо в добавлении лишних блоков и связей.

Часть рисунка (один или несколь35 ко блоков, связи между блоками) может быть удалена путем стирания соответствующих адресов точек экрана.

Какую часть удалять определяет блок 9, Управление может быть так организовано, чтобы каждый раз один. и тот же рисунок менялся по разному, что исключит возможность запоминания модификации рисунка и ;при повторном его предъявлении угадывание правильного ответа.

Одновременно со стиранием указанных адресов происходит запоминание номеров блоков, с которыми был соединен Удаленный блок, и номеров удаленных линий связей, (Номера ли50 ний связи формируются путем указания номера блока, иэ которого выходит связь,и номера блока, в который линия входит, Например, если соединены 5-й блок со 2-.ьм,то номер этой

gg линии будет 52), Эти номера передаются для сохранения в блок 4 в качестве правильных ответов, Под управлением блока 9 может быть также произведено добавление некоторых элементов (лишние блоки связи) к правильному рисунку, Номера лишних элементов, отмеченных специальным символом, также эапоминаются в блоке памяти правильных ответов 4.

723649

Формула изобретения

ЦНИИПИ Заказ 9 3 /17 Тираж 465

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Так модифицированный рисунок по,ступает в блок 6, а затем предоставляется обучаемому посредством блока

7.

После обдумывания обучаемый вводит свой ответ через блок l ввода ответов в блок 5 оценки. Ответ на задание вводится в виде набора цифр, указывающих номера блоков, с которыми соединены недостающие блоки и номера недостающих связей, или специальный символ и номера лишних блоков и лишних линий связи. Так, введенный ответ на графическое задание сравнивается с правильным в блоке

5 оценки и по окончании контроля этим же блоком. определяется окончательная оценка, которая в виде набора адресов соответствующих точек экрана поступает в блок 6 для ее индикации в блоке 7.

Предлагаемое устройство позволяет расширить дидактические возможности машинного контроля эа счет обеспечения контроля знаний по графическому материалу изучаемого курса. Контрольные задания формируются автоматически на основе правильного рисунка путем его модификации случайным образом, что позволяет каждый раз предоставлять обучаемому различные задания, Это исключает возможность запоминания изменения в рисунке и уменьшает вероятность угадывания правильного ответа.

Устройство для контроля знаний учащихся, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, формирователь адресов и блок памяти учебной информации, блок памяти правильных ответов, подключенный к блоку оценки, соединенному с блоком ввода ответов и с блоком управления, подключенным к блоку отображения учебной информации,. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит блок коррекции учебной информации и формирова15 тель сигналов модификации учебной информации, подключенный ко входам блока памяти правильных ответов и блока управления и к выходам блока памяти учебной информации и блока рЦ коррекции учебной информации, вход которого соединен с выходом блока ввода ответов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР.

Р 488246, кл. С, 09 В 7/02. 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2543371/17-23, кл. С 09 В, 7/02 1977 °

3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2115127/18-24, кл, С 09 B 7/02, 1976 (прототип) .