Устройство для управления углом наклона фар
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 1 724371
НИЕ
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.11.77 (21) 2541957/27-11 (51) М. Кл е
В 609 1 08 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Государственный комитет (43) Опубликовано 30.03.80. Бюллетень № 12 (53) УДК„629.113,1166 (088.8) по делам изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 30.03.80 (72) Авторы изобретения
К. М. Левитин и Л. Г. Новаковский
Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УГЛОМ
НАКЛОНА ФАР
X=Rsinа
Y = R(l — co$ а), Х = Я$1па
Y = P (1 — с0$ а), 30
Изобретение относится к области автомобильного освещения, обеспечивающего безопасность движения.
Известно устройство для управления углом наклона фар, содержащее привод оптического элемента фары и блок определения скорости.
Недостатком известного устройства является недостаточная точность регулировки.
Цель изобретения — повышение точности регулирования.
Цель достигается тем, что блок.определения скорости содержит шестеренчатый насос, установленный на вторичном валу коробки передач, питающийся маслом картера двигателя, и диафрагменный преобразователь, подпружиненный шток которого жестко соединен с механизмом привода оптического элемента фары, который выполнен в виде направляющих толкателей, один конец каждого из которых шарнирно соединен с оптическим элементом фары, а другой прижат пружиной к плоскопрофильному кулачку, жестко закрепленному на упомянутом механизме, причем профиль плоскопрофильного кулачка выполнен по зависимости: где а — угол наклона оптической оси,фары к плоскости дороги;
R — радиус фары, На чертеже представлено устройство, общий вид.
Устройство содержит механизм в,, виде кронштейна 1, на котором жестко закреплены плоскопрофильные кулачки 2 механизма привода оптического элемента фары, к каж10 дому из которых с помощью пружины 3 прижат один конец направляющего, толкателя 4, другой конец которого соединен через цилиндрический шарнир 5 с оптическим элементом 6 фары. Кронштейн 1 жестко со)5 единен со штоком 7 диафрагменного преобразователя 8 блока определения скорости.
Вход преобразователя 8 связан магистралью 9 с выходом шестеренчатого маслонасоса 10, соединенного со вторичным ва20 лом коробки 11 передач и питающей магистралью 12 — с картером 13 двигателя, соединенного также через перепускную магистраль 14 и жиклер 15 переменного сечения с выходом диафрагменного преобразо25 вателя 8. Профиль плоскопрофильных кулачков 2 выполнен в соответствии с зависимостью:
724371 где а — угол наклона оптической оси фары к плоскости дороги;
К вЂ” радиус фары;
Х, У вЂ” координаты профиля кулачка.
Устройство работает следующим ооразом.
Шестеренчатый маслонасос 10, приводной вал которого вращается со скоростью вторичного вала коробки 11 передач, перекачивает масло из картера 13 двигателя с производительностью, пропорциональной скорости вращения его приводного вала, а, сле. довательно, и скорости движения автомобиля, через питающую магистраль 12 и маги- страль 9 в диафрагменный преобразователь
Ь, где создает избыточное давление относительно перепускной магистрали 14, относительную величину которого можно регулировать жиклером 15 переменного сечения в зависимости от характера покрытия (р= 0,2— гололед, ср=0,7 — сухой цементо-бетон), от типа и конструктивного исполнения тормозов (К, — 1,3 для легковых автомобилей, Кэ — 1,b — грузовые, К, — 1,8 — автобусы), меняя гидродинамическое равновесие в системе управления диафрагмой. Эта регули"ровка может просто осуществляться при помощи дополнительных приспособлений из кабины водителя. Изменение избыточного давления, пропорциональное производительности маслонасоса 10, преобразует изменение угловой скорости вторичного вала коробки 11 передач в возвратно-поступательное движение штока 7 диафрагменного пре образователя 8, жестко связанного через кронштейн 1 с двумя плоскопрофильными кулачками 2 так, что при изменении скорости
- : движения автомобиля кулачок перемещается вдоль оси У, чем вызывает перемещение вдоль оси Х прижатых пружинами 3 к профилю кулачков 2 толкателей 4, которые через цилиндрические шарниры 5 соединены с оптическими элементами 6 фар и в зависимости от направления перемещения увеличивают или уменьшают угол ориентации оптической оси фар в соответствии с выра" жением:
h.254 у а = arctg
V2 К где а — угол наклона оптической оси фары
5 к плоскости дороги;
h — высота установки фары на автомобиле; — коэффициент сцепления колеса с дорогой;
10 V — скорость движения автомобиля;, К, —, коэффициент эксплуатационного состояния тормозов.
Причем изменение сечения перепускной магистрали 14 жиклером 15 позволяет и )о15 водить регулировку системы.
Устройство в сочетании с фарами рационального светораспределения позволяет обеспечить высокий уровень безопасности движения в темное время суток.
Формула изобретения
Устройство для управления углом наклона фар, содержащее привод оптического элемента фары и блок определения скоро25 сти, отличающееся тем, что, с целью повышения точности регулирования, блок определения скорости содержит шестеренчатый насос, установленный на вторичном валу коробки передач, питающийся маслом
З0 картера двигателя, и диафрагменный преобразователь, подпружиненный шток которого жестко соединен с механизмом привода оптического элемента фары, который выполнен в виде.направляющих толкателей, один
З5 конец каждого из которых шарнирно соединен с оптическим элементом фары, а другой прижат пружиной к плоскопрофильному кулачку, жестко закрепленному на упомянутом механизме, причем профиль плоскопрофильного кулачка выполнен по зависимости:
Х= Rsin
Y = R(1 — cosc), 45 где а — угол наклона оптической осн фары к плоскости дороги;
R — радиус фары.
724371
Составитель Г. Варгина
Редактор А. Купрякова Техред А. Камышникова Корректоры: А. Петрова и Е. Осипова
Заказ 531/8 Изд, Ия 241 Тираж 772 Подписное
НПО <Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2