Резьбовое соединение легкосплавных бурильных труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАН
ИЗОБРЕТЕНИЯ
- НЯМ
Саюз Ссеетскик
СаЦиалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. К .
E 21В 17/042 (22) Заявлено 28.11.78 (21) 2689361/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.80. Бюллетень № 12
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
1 (53) УДК 622.24.053 (088.8) (45) Дата опубликования описания 30.03.80 (72) Авторы изобретения
Г. М. Файн, В. М. Воронов, Б. С. Баркан, В. Ф. Кузнецов, С. М. Данелянц, Н. Н. Борзов и Т. Г. Бунятов
Всесоюзный научно-исследовательский институт разработки и эксплуатации нефтепромысловых труб (71) Заявитель (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЛЕГКОСПЛАВНЪ|Х
БУРИЛЬНЫХ ТРУБ
Изобретение относится к оборудованию и инструменту для бурения скважин, добычи нефти и газа, а именно к резьбовым соединениям нефтяных бурильных труб.
Известны конические резьбовые соединения труб, имеющие торцовые упоры (1).
Недостатком соединения является ограниченная несущая способность в условиях осложнений.
Известно резьбовое соединение, содержащее сопрягаемые по резьбе ниппельную и муфтовую части и имеющее упорные торцы, предотвращающие «разворонивание» муфтовой части соединения .(2).
Однако известное соединение, предотвращая «разворонивание» муфтовой части, не решает полностью задачу надежного стопорения резьбового соединения в условиях эксплуатации, усложнено жесткостью допусков на изготовление.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности соединения.
Указанная цель достигается тем, что муфта снабжена связанным с ней стопорным кольцом, установленным в конце ее резьбовой части, причем торцы нпппеля и стопорного кольца имеют ответные кулачковые поверхности, выполненные с шагом, равным шагу основной резьбы, Кроме того, стопорное кольцо связано с муфтой резьбой и зафиксировано от проворота, а между торцами ниппеля и муфты на наружной поверхности ниппеля установлено эластичное износостойкое уплотнительное кольцо.
На фиг. 1 показано резьбовое соединен.;е легкосплавных бурильных труб с | вариантом закрепления стопорного кольца шпонками; на фиг. 2 — то же, со П вариантом
10 закрепления стопорного кольца; на фиг. 3— разрез А — А на фиг. 1.
Резьбовое соединение легкосплавных бурильных труб состоит из ниппельной 1 части трубы и муфтовой 2 части, свинчивае15 мых по конической резьбе 3.
Муфта 2 и ниппель 1 имеют ответнь. е кулачковые поверхности 4, выполненные с шагом, равным шагу основной резьбы 3.
Муфта 2 снабжена стопорным кольцом 5, 20 устанавливаемым в конце ее резьбовой части. Стопорное кольцо 5 может быть закреплено цилиндрической резьбой 6 и шпонками 7 (фиг. 1), или конической резьбой 8, повторяющей резьбу 3 на самоот25 верждающемся клее 9 (фиг. 2).
Между наружными упорными торцами 10 установлено износостойкое эластичное уплотнительное кольцо 11, выполненное, например, из полиуретана, наружный диа30 метр которого в сборе больше наружного
724680 в
3 диаметра ниппеля (муфты). Кольцо 11 закрепляется на ниппельной 1 части, например, с помощью клея и защищает наружную поверхность ниппеля (муфты) от износа стенки скважины и внутреннюю поверхность обсадной колонны от абразивного износа.
Сборка соединения заключается в установке стопорного кольца 5 в конце муфты 2 на цилиндрической резьбе 6 (фиг. 1) или на конической резьбе 8 (фиг. 2). Фиксирование стопорного кольца 5 от проворота осуществляется установкой шпонок 7 (фиг. 1) или на самоотверждающемся клее
9 (фиг. 2). Свинчивание соединения осуществляется с предварительно установленным и закрепленным уплотнительным кольцом
11, с муфтой 2 на основной конической резьбе 3 с крутящим моментом, необходимым для сведения кулачкового зацепления.
Необходимая надежность уплотнения резьбового соединения при сборке определяется положением кулачковых поверхностей 4, которое задается по величине натяга и обеспечивается монтажной затяжкой резьбы 3.
Зацепление кулачковых поверхностей 4, исключая доворот основной резьбы, разгружает ее при эксплуатации бурильных труб, обеспечивая стабильность напряженного состояния соединения.
Применение резьбового соединения легкосплавных бурильных труб гарантирует существенное повышение надежности и долговечности работы соединения за счет исключения доворота резьбы крутящим моментом в осложненных условиях эксплуатации, обеспечиваемое кулачковым зацеплением, снижения абразивного износа наружной поверхности зоны резьбового соединения.
Формул а изобретения
1. Резьбовое соединение легкосплавных бурильных труб, включающее сопрягаемые по резьбе ниппельную и муфтовую части и имеющее упорные торцы, отличающеесяя тем, что, с целью повышения надежности и долговечности работы соединения, муфта снабжена связанным с ней стопор15 ным кольцом, установленным. в конце ее резьбовой части, причем торцы ниппеля и стопорного кольца имеют ответные кулачковые поверхности, выполненные с шагом, равным шагу основной резьбы.
20 2. Резьбовое соединение по п. 1, отл ич а ю щ е е с я тем, что стопорное кольцо связано с муфтой резьбой и зафиксировано от проворота.
3. Резьбовое соединение по пп. 1 и 2, от25 личающееся тем, что оно имеет установленное на ниппельной части между наружными упорными торцами ниппеля и муфты эластичное износостойкое уплотнительное кольцо, наружный диаметр которо30 го больше наружного диаметра ниппеля (муфты).
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР з5 № 262796, кл. Е 21В 17/02, 25.05.64.
2. Патент СССР № 530653, кл. E 21В
17/042, опублик. 30.09.76.
724680
7О 77
Ри>. 7
7О
Pge. 2
Составитель Р. Утешев
Техред А. Камышникова
Редактор 3, Ходакова
Корректор Л. Тарасова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 532/4 Изд. № 247 Тираж 626 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5