Самотормозящий шариковинтовой механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕЫ ЫЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п,7248 52
1 Т 5
ЙццД Яф,, т
Союз Советских
Ссциалистичесиих
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 26.05.78 (21) 2621924/25-28 (51) М. Кл.
F 16Н 25/22
В 64D 11/06 с присоединением заявки № (23) Прио|ритет (43) Ойубликовано 30.03.80. Бюллетень № 12
Гасударственный комитет (53) УДК 621.83-231, .233(088.8) по делам изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 30.03.80 (72) Автор изобретения
Л. М. Щербаков (71) Заявитель (54) САМОТОРМОЗЯЩИЙ ШАРИКОВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ
Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к механизмам, регулирующим отклонение спинок кресел, и может применяться в других областях машиностроения. 5
Известен самотормозящий шариковинтовой механизм, содержащий винт, гайку, шарики, расположенные в канавках винта и гайки, и тормозное устройство (1).
Недостатком указанного механизма является сложность конструкции для регулировки отклонения спинки кресла.
Цель изобретения — упрощение конструкции при регулировке отклонения спинки кресла. Эта цель достигается тем, что винт 15 состоит из цилиндрической части и охватывающей ее обоймы, между которыми образуется обводной канал, в котором установлен стопорный шарик, взаимодействующий с шариками обводного канала, а тормозное устройство в виде штока с конической поверхностью, взаимодействующей со стопорным шариком посредством рычага управления на одном конце штока и пружины на другом. 25
На фиг. 1 представлен предлагаемый самотормозящий шариковинтовой механизм, в заторможенном состоянии; на фиг. 2 — то же, в расторможенном состоянии; на фиг.3 — кресло с самотормозящим шариковинтовым механизмом.
Самотормозящий шариковинтовой механизм содержит винт, состоящий из цилиндрической части 1 и охватывающей его обоймы 2, между которыми образуется обводной канал 3, в котором установлен стопорный шарик 4, взаимодействующий с шариками
5 обводного канала, а тормозное устройство выполнено в виде штока 6 с конической поверхностью 7, взаимодействующей со стопорным шариком 4, посредством рычага управления 8 на одном конце штока 6 и пружины 9 на другом.
Гайка 10 является упором и направляющей для штока 6, стопорное кольцо 11, ушко 12, на котором шарнирно закреплен рычаг управления 8, контргайку 13, стакан 14, подшипники 15, кольцо 16, шайбу 17, гайку
18, стопорное кольцо 19. Кресло (см. фиг. 3) содержит спинку 20, рычаг 21, кинематически связанный со спитткой 20, пружину 22 для возврата спинки, трос управления 23.
Винт имеет шпонку 24, шайбу 25 и гайку
26. С винтом взаимодействует гайка 27.
Самотормозящий шариковинтовой механизм работаЖ следующим образом.
В случае приложения усилия к спинке 20 на отклонение ее назад через рычаг 21, ки724852 нематически связанный со спийкой 20, усилие передается на стакан 14, шарнирно соединенный с рычагом 21. Поскольку ушко 12 шарнирно закреплено на кресле, то механизм регулировки отклонения спинки 20 кресла будет нагружен сжимающим усилием.. -.:Щ
При этом, если шток б, стопорный шарик
4, рычаг управления 8 и пружина 9 сжаты (фиг. 2), то гайка вращается в подшипни- 10 ках 15 от воздействия составляющей в винтовой паре и совершает поступательное осевое движение. Шарики 5 перекатываются по винтовым каналам к обводному каналу 3. Пружина 22 растягивается, так как у она одним концом прекреплена к рычагу
21, а другим — к спинке 20 кресла.
После перевода тросом управления 23 рычага управления 8 (см. фиг. 1) пружина
9 разжимается и приводит шток 6 в положение, при котором он своей конической поверхностью 7 частично вводит стопорный шарик 4 в обводной канал, стопоря шарики
5 в обводном канале 3. При этом трение качения в шариковинтовом механизме заменяется трением скольжения, что приводит к стопорению гайки 27, если угол наклона винтовой линии меньше угла трения скольжения.
Стопорение гайки 27 приводит к фиксированию спинки 20 кресла. Аналогично самотормозящий шариковинтовой механизм при регулировке отклонения спинки кресла работает при снятии нагрузки со спинки 20, т. е. когда усилие на стакан 14 приходит через рычаг 21 от пружины 22 в направлении на растяжение механизма.
Самотормозящий шариковинтовой механизм имеет повышенные эксплуатационные качества по сравнению с известными и более дешев в изготовлении.
Формула изобретения
Самотормозящий шариковинтовой механизм, содержащий винт, гайку, шарики, расположенные в канавках винта и гайки, и тормозное устройство, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции при отклонении спинки кресла, винт состоит из цилиндрической части и охватывающей ее обоймы, между которыми образуется обводной канал, в котором установлен стопорный шарик, взаимодействующий с шариками обводного канала, а тормозное устройство выполнено в виде штока с конической поверхностью, взаимодействующей со стопорным шариком посредством рычага управления на одном конце штока и пружины на другом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 435403, кл. F 16Н 25/22, 1972 (прототип).
724852
4виг. 3
Редактор О. Юркова
Заказ 356/12 Изд. Ме 221 Тираж 1095 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Р. Ожина
Техред А. Камышникова
Корректоры: О. Гусева и Е. Осипова