Способ контроля работы трения в прямобочном шлицевом соединении
Иллюстрации
Показать всеРеферат
iii724993
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.01 78 (21) 2574439/25-28 (51) М. Кл.
G 01 N 19/02 с присоединением заявки .%
Государстввииый комитет (23) Приоритет— по делам иэооретеиий и открытий
Опубликовано .30.03.80. Б{оллетень .% 12
Дата опубликования описания 30.03,80 (53) УДК620.717 (088.8) Н. П. Штых, В. Ф. Гроза, Г. П. Головач и Л, Д. Макаревич (72) Авторы изобретения
Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В. И. Ленина (71) Заявитель
« Т !"" я 1 11 (:„о дц{,,.{: 1;"1(ф
C (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТРЕНИЯ
В ПРЯМОБОЧНОМ ШЛИЦЕВОМ
СОЕДИНЕНИИ
Изобретение относится к технической физиice и может быть использовано для прогнозирования долговечности прямобочных шлицевых соединений зубчатых колес.
Известен способ контроля работы трения в прямобочном шлицевом соединении зубчатого колеса с валом, заключающийся в том, что вращают шлицевое соединение и измеряют при этом основную нагрузку на шлицевое соединение и радиальные перемещения колеса по шлицевому валу (1).
Недостатком этого способа является неточность контроля, обусловленная тем, что в нем не учитывается влияние динамических нагрузок и перемещений, которые имеют место в шли15 цевом соединении при повороте его на один оборот с зубцовой частотой. Эти нагрузки возникают в зубчатом соединении из-эа неточности изготовления, деформации зубцов и т.д.
Цель изобретения — повышение точности контроля работы трения в прямобочномшли цевом соединении зубчатого колеса с валом.
Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом способе дополнительно измеряют
2 динамические нагрузки и боковые перемещения щлицевого соединения.
Способ осуществляется следующим образом, Для измерения основной и динамической нагрузок, действующих в соединении на торцах шлицев, наклеивают проволочные тензодатчики на бумажной основе. Чтобы измерить радиальные и боковые перемещения зубчатого колеса по валу от действия основной и динамической нагрузок, зубчатое колесо в радиальном и боковом направлениях соответственно соединяют с валом гибкими элементами толщиной 0,2 мм, на которых наклеивают тензодатчики. С целью регистраций динамического удара в полюсе зубчатого зацепления, на обоих торцах двух зубьев колеса, раатоложенных один за другим, наклеивают тензодатчики. Выводы датчиков для измерения каждого параметра соединяют в полумосты. Все датчики тарируют.
При помощи ртутного токосъемника и осциллографа записывают вышеперечисленные процессы. Пользуясь тарировкой тензодатчнков, получают численные значения основной нагрузки, действующей в прямобочном шлицевом соеднЬ
Составитель Швыдкова
Редактор И. Михеева Техред И.Асталош Корректор Н. Степ
Заказ 821/11 Тираж 1019 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
:ФФЗФФЖ» Ы сх .
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 72 ненни зубчатого колеса с валом, Р„, динамической :нагрузки Р, основного радиального перемеФ щения зубчатого колеса: по валу в соединении от действия основной нагрузки, б„,, дополнительных радиальных перемещений зубчатого колеса по валу в соединении от действйя динамической нагрузки б„и боковых перемещений зубчатого колеса по валу в соединении от дей ствия динамической нагрузки О
Благодаря учету влияния динамических нагрузок на шлицевое соединение зубчатого колеса с валом в 1,5 — 2 раэа повышается точность контроля работы трения в соединении, что позволяет более точно прогнозировать его ресурс.
4993 4
Формула изобретения
Способ контроля работы трения в прямо- . бочном шлицевом соединении, заключающийся в том, что вращают шлицевое соединение и измеряют основную нагрузку и радиальные пере- мещения за один оборот этого соединения, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля, измеряют также ди>0 намические нагрузки и боковые перемещения шлицевого соединения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Левина 3. М. и Деметов Д. Н, КонтактЪ ная жесткость машин. М., "Машиностроение",,1971, с. 91 — 196,