Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБР ЕТЕ Н И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<»> 725I49
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.01.78 (21) 2566995/24-07 с ирисоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.03.80. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.80 (51) М К,ч Н 02 К 1/20 аосударственный комитет ао делам изобретений и открытнй (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы зтзобретвния H. С. Колпенский, С. Е. Погорельский и И. И. Прикуль (71) Заявитель Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро крупных электрических машин (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением.
Известен статор электрической машины, имеющий чередующиеся назы с дополнительными каналами в сердечнике и непосредственно прилегающие к обмотке 117, Однако в нем отсутствуют радиальные вентиляционные каналы.
Также известен статор электрической машины,,имеющий радиальные вентиляц ионные каналы между пакетами сердечника, дополнительные вентиляционные каналы между обмоткой и стенками пазов, выполненные в средней части пакетов, и сообщающиеся с радиальными каналами посредством аксиальных подпазовых каналов в крайних частях пакетов 127.
Недостатком такой конструкции является наличие подпазовых каналов, уменьшающих сечение ярма сердечника и увеличивающих аэродинамическое сопротивление участка .сети с дополнительными каналами, что снижает эффективность применения последних. Кроме того, усложняется технология производства, так как для выполнения пакетов необходимо иметь два вида штампованных листов, набираемых в определенной последовательности, Наиболее близкой к данной является вторая из приведенных конструкций.
С целью повышения эффективности охлаждения и технологичнос пи пакеты выполнены чередующимися по длине и по окружности сердечника пазами, одни из которых имеют упомянутые дополнительные вентиляц ионные каналы, а другие — непосредственно прилегают к обмотке, причем дополнительные вентиляционные каналы расположены по всей ширине пакетов, сообщаясь с радиальными вентиляционными каналами.
На фпг. 1 представлен продольный разрез част и статора электрической машины в плоскости дополнительных каналов; на фиг.
2 .и 3 — поперечный разрез части статора по смежным пакетам.
В пакетах сердечника статора 1 пазы 2, 20 имеющие дополнительные вентиляционные каналы 8, выполненные между стенками пазов и обмоткой 4, чередуются с пазами 5, не имеющими дополнительных каналов, обеспечивая фиксацию обмотки в пакетах.
2S Дополнительные каналы непосредственно сообщаются с радиальными вентиляционными каналами б.
При подаче охлаждающего газа по всем радиальным каналам статора со стороны
З0 расточки или со стороны ярма, происходит
725149
Формула изобретения
6 1
:тзг. 7 т
/ озог г
Составитель Л. Карцева
Техред В. Серякова
Корректор С. Файн
Редактор В. Левятов
Заказ 240/338 Изд. ¹ 226 Тираж 798 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» растекание газа по дополнительным каналам, что снижает аэродинамическое сопро-, тивление статора в зубцовой зоне и улучшает охлаждение, а при подаче и отводе газа через смежные радиальные каналы, дополнительные каналы служат для перетекания газа из одного радиального канала в другой, интенсивно охлаждая зубцовую зону.
Таким образом, в предлагаемой конструкци!и статора дополнительные вентиляционные каналы между обмоткой и стенками пазов используются более эффективно, а технология изготовления сердечника статора не отличается от обычной для машин с 15 радиальными вентиляционными каналами.
Проведенные расчеты показывают, что применение предлагаемой конструкции позволяет без усложнения технологии производства увеличить тепловую нагрузку ста- 20 тора в 1,5 раза по сравнению с обычной, имеющей только радиальные вентиляционные каналы, и в 1,3 раза по сравнению с прототипом, применение которого сопровождается усложнением технологии произ- 25 водства.
Использование предлагаемого изобретения в средних и крупных электрических машинах с газовым охлаждением позвол!ит дать существенный народнохозяйственный 30 эффект, величина которого в денежном выражении зависит от конкретной реализации предложения.
Статор электрической машины, содержащий обмотку и сердечяик, имеющий радиальные вентиляционные каналы между пакетами, пазы, в которых размещена упомянутая обмотка, и дополнительные вентиляционные каналы, расположенные между обмоткой и стенками пазов, о т л и ч а ющ и йс я тем, что, с целью повышения эффективноспи охлаждения и технологичности, пакеты выполнены с чередующимися по длине и по окружности сердечника пазами, одни из которых имеют упомянутые дополнительные вентиляционные каналы, а стенки других непосредственно прилегают к обмотке, причем дополнительные вентиляционные каналы расположены по всей ширине пакетов, сообщаясь с радиальными вентиляционными каналами.
Источники информации, принятые во вн!имание при экспертизе;
1. Авторское свидетельство СССР № 505089, кл. Н 02 К 1/20, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 144221, кл. Н 02 К 1/20, 1962.