Маяк для воздушной радионавигации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. МАЯК ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ РАДИОНАВИГАЦИИ, содержащий N пар дипольных излучателей', коммутатор для поочередного подключения каждой парыдипольных излучателей к передат4ику, фазовращатели и делители мощности в трактах каждого дипольного излучателя, о т л'и ч а ю щ и и с. я тем, что, с целью уменьшения габаритов, N пар дипольных излучателей расположены в одной плоскости, диполь,- ные излучатели каждой пары установле-^ ны параллельно один другому, а каждая пара присоединена ic коммутатору в последовательности, при йоторой расстояния мезкду дипольными излучателями в соседних парах изменяются' по синусоидальному закону, причем пары дипольных излучателей расположены на прямых параллель'ных onopUbSry § направлению.' ^ "(Ягг-г3 !•>&-^»-?я;.\1't•^ND СП О1 ^ ^

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„725577

- (5g 4 Н 01 Я 21/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н flATEHTV т-т

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTKPblTN1 (21 ) 2501 309/1 8-09 (22) 08.07,77 (31) 7621155 (32) 09.07.76 (33) FR (46) 30.03.80. Бюл. В 12 (71) "Оффис Насьональ д Этюд э де

Решерш Аэроспасьаль™ (О.Н.Э.P.À.)(FR) (72) Жак Дорей (FR) (53) 321.396.67.095 ° 678(088.8) (56) 1. Кукес И.С. и Старик М.Е.

Основы радиопеленгации. M "Сов. радио", 1964, с. 140-155 (прототип).. (54)(57) 1. МАЯК ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ РАДИОНАВИГАЦИИ, содержащий И пар дипольных излучателей, коммутатор для поочередного подключения каждой пары ч дипольных излучателей к передат4ику, фазовращатели и делители мощности в трактах каждого дипольного излучателя, о т л и ч а ю щ. и и с. я тем, что, с целью уменьшения габаритов, N пар дипольных излучателей расположены в одной плоскости, дипольные излучатели каждой пары установлены параллельно один другому, а каждая пара присоединена к коммутатору в последовательности, при "которой расстояния между дипольными излучателями в соседних парах изменяются по синусоидальному закону, причем па-. ры дипольных излучателей расположены на прямых параллельных "oriopÌîéó Q направлению.

725577

2. Маяк по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что фазовые центры всех дипольных излучателей расположены на одной прямой.

З..Маяк по. пп.1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что дипольные излучатели расположены так, что проекции средних точек пар на прямую, параллельную створу, имеют нерегулярные распределения.

4. Маяк по какому-либо из пп.1-3, отличающийся тем, что амплитуда сигнала, переданного каждой парой дипольных излучателей, про.порциональна расстоянию. между парами дипольных излучателей.

5. Маяк по любому из пп.1-4, о т— л и ч а ю шийся тем, что дипольные излучатели каждой пары эапитаны с относительным сдвигом по фазе на н/4.

Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в радионавигации.

Известен маяк для воздушной радионавигации, содержащий N пар дипольных излучателей, коммутатор для поо\. чередного подключения каждой пары дипольных излучателей к передатчику, фазовращатели и делители мощности в трактах каждого дипольного излуча-. теля (13 .

Однако известный маяк имеет большие габариты.

Целью изобретения является уменьшение габаритов.

Для этого в маяке для воздушной радионавигации, содержащем М пар ди польных излучателей, коммутатор для поочередного подключения каждой пары . дипольных излучателей к передатчику, фаэовращатели и делители мощности в трактах каждого дипольного излучателя

N пар дипольных излучателей расположены в одной плоскости, дипольные излучатели каждой пары установлены параллельно один другому, а каждая пара присоединена к коммутатору в последовательности, при которой расстояния между дипольными излучателями в соседних парах изменяются по синусоидальному закону, при этом пары дипольных излучателей расположены на прямых, параллельных опорному направлению, причем фазовые центры всех дипольных излучателей расположены на одной прямой, дипольные излучатели расположены так, что проекции средних точек пар на прямую, параллельную створу, имеют нерегулярные распреде2 ления, амплитуда сигнала, переданного каждой парой дипольных излучателей, пропорциональна расстоянию между парами.дипольных излучателей, и диполь5 ные излучатели каждой пары запитаны с относительным сдвигом по фазе на 1 /4.

На фиг. 1 приведена структурная электрическая схема предложенного ма10 яка; на фиг. 2 — схема расположения дипольных излучателей-для числа пар

N-семи; на фиг. 3 — структурная электрическая схема оборудования самолета.

Маяк для воздушной радионавигации

15 содержит семь пар дипольньгх излучателей 1-1 — 1-7, передатчик 2, коммутатор 3, делители мощности 4-1

4-7, фазовращатели 5-1 — 5-7 в трактах каждого дипольного излучателя

20 1-1" — 1-7 (фиг. 1). Все пары дипольных излучателей 1-1 — 1-7 расположены в одной плоскости, дипольные излучатели 1-1 — 1-7 каждой пары установлены параллельно. один другому, а каж 5 дая пара присоединена к коммутатору

3 в последовательности, при которой расстояния между дипольными излучателями 1-1 — 1-7 в соседних парах изменяются по синусоидальному закону, .

30 что видно иэ фиг.2.

На фиг. 2 изображены проекции

6-1 — б-7 соответствующих дипольных излучателей 1-1 — 1-7 и проекции

7-1 — 7-7 средних точек пар. Для

З5 ясности эти проекции несколЬко сдвинуты одна относительно другой.

Оборудование самолета, положение которого относительно маяка необходимо определить, содержит приемную

7255 антенну 8, линейный приемник 9, нелинейный элемент 10, например квадратичный диод, низкочастотный фильтр 11 и блок обработки 12 (фиг. 3).

Маяк для воздушной радионавигации работает следующим образом..

Передатчик 2 (фиг. 1) вырабатывает когерентный сверхвысокочастотный (СВЧ) радиосигнал питания дипольных излучателей 1-1 — 1-7, при этом с по-tî мощью коммутатора 3 дипольные излучатели 1-1 — 1-7 каждой пары питаются одновременно, а каждая пара питается последовательно. Например, при питании первой пары дипольных излучате- 15 лей 1-1 питающий сигнал через замкнутые контакты коммутатора 3 с передатчика 2 поступает на делитель мощности 4-1 с коэффициентом деления, равным двум, с каждого выхода кото- 20 рого сигнал половинной мощности поступает на свой фазовращатель 5-1, подключенный к соответствующему дипольному излучателю 1-1 первой пары.

Фазовращатели 5-1 осуществляют сдвиг 25 фаз, при котором сигналы, излучаемые дипольными излучателями 1-1 один относительно другого, сдвинуты о фазе íà fi/4. Аналогичным образом происходит работа маяка при излучении 3п сигнала с других пар дипольных излучателей 1-2 - 1-7.

77

На самолете (фиг. 3), положение которого определяется, сигнал, излученный маяком, принимается приемной антенной, 8 и передается на линейный приемник 9, с выхода которого усилен-. ный сигнал видеочастоты поступает на нелинейный элемент 10. На выходе последнего в данный момент времени имеется произведение двух синусоидальных функций, соответствующих обоим дипольным излучателям 1 1

1-7 работающей пары. Эти функции содерж:Гт информацию.о допплеровском сдвиге за счет перемещения самолета и за счет перемещения источника радиосигнала (маяка), которое имитирует коммутация пар дипольных излучателей 1 — 1 — 1-7. Низкочастотный фильтр ff оТфильтровывает составляющую, содержащую информацию о допплеровском сдвиге за счет перемещения самолета и, следовательно, на выходе низкочастотного фильтра ff имеется сигнал, содержащий информацию о допплеровском сдвиге. только за счет перемещения маяка. По этому сигналу с фазовой синусоидальной модуляцией блок .обработки 12 определяет азимут и угол места.

Предложенный маяк для воздушной радионавигации имеет высокую точность измерения.

725577

Составитель Г. Теплова

Техред Л. Олейник

Корректор И. Шароши

Редактор Н. Суханова

Тираж .65

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3595

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4