Способ контроля состояния хвостового каната шахтного подъемника и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИС-А ЙЖ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
tu>725999
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.107б (21) 2414430/27-11 (51)м. Кл. с присоединением заявки ¹
В бб В 5/02
Государственный комитет
СССР по делам иэобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 050480. Бюллетень № 13 (53) УДК б21.87б. . 113 (088. 8) Дата опубликования описания 050480 (72) Авторы изобретения
В.Ф.Меньшиков, fO.È,Мелентьев и 3.Г,Салихов
l (71) Заявитель
Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г,И,Носова (р 4) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ХВОСТОВОГО KAHATA ШАХТНОГО
ПОДЪЕМНИКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕЧИЯ
1 2
Изобретение относится к подъемнотранспортным устройствам и может быть использовано для контроля состояния хвостового каната в горно-рудничных подъемниках. 5
Наиболее блйэким техническим решением из известных является способ контроля состояния хвостового каната шахтного подъемника, осуществляемый путем срыва постоянно генерируемого 10 сигнала при появлении аварийной ситуации и устройство для реализации о укаэанного способа, содержащее генератор импульсов с каналом передачи сигнала f 1) . 15
Недостатком указанного технического решения является сравнительно не.высокая безопасность работы подъемника, обусловленная возможностью контроля только вертикального состояния 20 прицепного элемента хвостового каната.
Цель изобретения — повышение безопасности работы подъемника.
Цель достигается благодаря тому, что одновременно замеряют натяжение" в точках крепления хвостового каната, суммируют сигналы, сравнивают сумму с эталонной ее величиной и при превышении суммарным сйгналом его заданного значения выдают аварийный сиг- 30 нал, причем в качестве эталона принимают усилие,,обусловленное весом хвостового каната.
Для достижения той же цели уст" ройство, реализующее укаэанный способ, снабжено первым и вторым датчиками натяжения хвостового каната, блоками суммирования и сравнения элементом ИЛИ, элементом И " и блоком задания эталонного натяжения, причем выход первого датчика натяжения соединен с первыми входами элемента И и блока суммирования, выход которого соединен с первым входом блока сравнения,ко второму входу которого подключен выход блока задания эталонного натяжения, а выход блока сравнения соединен с первым входом элемента ИЛИ, ко,второму входу которого подключен выход элемента И, а выход .второго датчика натяжения соединен со входом блока суммирования через хвостовой канат.
На чертеже схематично изображено устройство.
Концы хвостового каната прикрепляют к нижним точкам сосудов А и Б.
После замера сил натяжения хвостового каната Р< и F в точках крепления его концов полученные сигналы (экви725999 валенты сил натяжения) суммируют
Р + Fz = F<, Далее сигнал F принимают за эталон, ведут контроль текущих значений F„ (t) и F (t) и производят их непрерывное суммирование:
F, ()+ Р (t). Всли Р, () + F, ()оР Р или Р (t) + Р () " Р, +аР выдают
5 аварийный сигнал путем срыва постоянно генерирующего сигнала,(ьР - заданная рона нечувствительности контроля), Устройство, реализующее указанный способ, содержит датчики 1 и 2 натяжения, установленные под клетями 3 и 4 и связанные с хвостовым канатом 5, Выход датчика натяжения 1 одновременно соединен с первыми входами блока б суммирования и элемента 7, вы- "З полненного по схеме И . Выход
;блока б суммирования соединен с первым входом блока 8 сравненйя, ко второму входу которого подключей выход блока 9 за)алания эталонного суммарно- Я го натяжения. Выход блока 8 сравнения соединен с первым входом .элемента 10; выполненного по схеме ИЛИ, ко второму входу которого подключен выход элемента 7, - - " ц
Выход элемента 10 подключен ко
"входу генератора 11 импульсов, выход которого подключен к каналу передачи сигнала (на чертеже не показан), Вы-. ход датчика 2 натяжения через хвостовый канат 5 одновременно подключен к вторым входам блока б суммирования и элемента 7 °
Устройство работает следующим o6- разом.
На выходе блока 9 устанавливается сигнал, обусловленный весом хвостового каната, путем подачи выходных сигналов датчиков 1 и 2 на вход блока б
"суммирования и подачи pro" вйходного
" сигнала на первый вход блока 8 сравне-,4Q ния, ка второй вход которого подается сигнал противоположнбго знака с выхода блока 9, благодаря чему обеспечивается взаимокомпенсация этих сигналов. Сигналы с выходов датчиков 1 и
2 подаются одновременно на входы элемента И и при исчезновении любого
"из этих сигналов, например при обрыве хвостового каната, приводит к изменению становившегося состояния элемента И . Тахое изменение вызывает изменение установившегося сбстояния элемента ИЛИ, что приводит к срыву режима генерации, а следовательно, к появлению аварийного сигнала. Появлений сигнала на выходе блока 8 приводит к таким же изменениям режима работы элементов ИЛИ и генератора импульсов ll -При зацеплении хвосто вого каната за какой-либо элемент ствола нарушается равенство между выходным сигналом блока 9 и блока б, а на выходе блока 8 появляется разностный сигнал, что опять, приводит к срыву генерации на выходе генератора 11
Таким образом, укаэанное техническое решение обеспечивает самоконтроль схемы защиты и контроль состояния хвостового каната, что обеспечивает повышение безопасности работы подьемника.
Формула изобретения
1. Способ контроля состояния хвостового каната шахтного подъемника, осуществляемый путем срыва постоянно генерируемого сигнала при появлении аварийной ситуации, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повыщения безопасности. работы подъемника, одновременно замеряют натяжение в точках крепления хвостового каната, суммируют сигналы, сравнивают сумму с эталонной ее величиной и при превышении суммарным сигналоМ его заданного значения выдают аварийный сигнал, причем в качестве эталона принимают усилие, обусловленное весом хвостового каната.
2. Устройство для осуществления способа по п.l, содержащее генератор импульсов с каналом передачи сигнала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности работы подъемника, оно снабжено первым и вторым датчиками натяжения концов хвостового каната, блоками суммирования и сравнения, элементом ИЛИ, элементом И и блоком задания эталойного натяжения, причем выход первого датчика натяжения соединен с первыми входами элемента И и блока суммирования, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, ко второму входу которого подключен выход блока задания эталонного натяжения, а выход блока сравнения соединен с первым входом элемента ИЛИ, ко второму входу которого подключен выход элемента И, а выход второго датчика натяжения соедйнен со входом блока суммирования через хвостовой канат, )
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Устройство и способ защиты подземных установок от напуска канат.— Безопасцость труда в промышленности, 1974, Р б, с.11-12 (прототип).
725999
Составитель О. Тимченко
Редактор С. Титова Техред М.Кузьма Корректор Ю.Макаренко
Заказ 588 17 Тираж 932 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11 ква
3035, Мос, Ж Зэ, Раушская наб., д. 4у 5
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4