Способ получения ароматических углеводородов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЙ
Союз Советскмк
Соцмапмстмческмк
Респубпми
" 726073
Ж
У с
/ =" —.. @„, "l (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявленс 25.04,75(21) 2 129237/04 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51 ) M .. 6(л.
С 07 С 3/42
С 07 С 15/02 й1оударстееииый комитет
СССР до делам изобретений и открытий
Опубликовано 05.04.80, Бюллетень М13
Дата опубликования описания 10.04.80 ° (5З) ДК 665.65 (088.8) (72) Авторы изобретения
Г. H. Маслянский. Г. ll. Рабинович, Л. М. Трейгер и Б. Х. Гохман (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРОМАТИЧЕСКИХ
УГЛЕВОДОРОДОВ
Изобретение относится к процессам .химической технологии, в частности к способам получения ароматических угл водородов из ароматиэованных бензинов каталитического риформинга.
Ароматизированные бензины каталити9 ческого риформинга широких бензиновых фракций содержат неароматические углеводороды (25-507), бенэол, толуса, ароматические углеводороды Св и выше.
Известен способ получения бензола, 16 толуопв и суммарных ксилолов иэ продуктов риформинга путем экстрвкции их селективными растворителями fl).. 15
Однако, экстракция является дорогостоящим, энергоемким процессом, Затра-! ты на экстракцию возрастают с увеличением молекулярного веса извлекаемого ароматического углеводорода. Поэтому эффективность применения процесса эксч рвкции существенно снижается при извлечении толуола и особенно ксилолов..В то же время содержание толуола и ксило2 лов в продуктах риформинга намного пре;восходит содержание бензопв, Известен также способ получения чистых ароматических углеводородов из ароматизированных бензинов путем гидрсь крекинга - гидродеалкилироввния сырья, при котором неаромвтические углеводороды гидрокрекируются до метана, в алкилароматические — деалкилируются с образованием бензола, выделяемого ректификвцией f2).
Способ осуществляют в присутствии катализаторов при температуре 600700 С. Этот способ применяется главным образом для переработки аромвтизированных бензинов пиролиза, содержание неароматических углеводородов в которых невелико (10-20%), а содержание бензола выше, чем его гомологов.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является способ получения ароматических углеводородов путем гидродевлKHlIHpoB8HHH алкилбензолов и гидродевлки726073
3 пирования — гидрокрекинга бензинов риформинга. Процесс проводят на бифункционапьном катализаторе, содержащем Р, Рд и С аз а А Рь"ри температуре 450
700" С и повышенном давлении. Прн этом выход бензола достигает 42 вес.% 13).
Недостаток способа заключается в том, что деалкипированию подвергаются не только ароматические углеводороды
С, »С о, но и ксилолы, толуол и, следо- 1р вательно, высоких выходов последних не наблюдается. Кроме того,в известном способе более половины сырья превращается в газ — метан.
Цель изобретения - увеличение суммами-
НОГО ВыхОда бензолар толуопа и ксилолОВ. Поставленная цель достигается путем гидродеалкипирования — гидрокрекинга фракции С -С бензинов риформинга в присутствии бифункционального катализатора, содержащего вес.%:
Нморденит с соотношением окиси кремния к окиси. алюминия 10-30 50«90
Металл Ф побочной и/или
ЧИ групп 0,2-10
Связующее До 100
Предпочтительно используют катализатор, содержащий Н-морденит со степенью замещения катионов водорода на щелочиоземельные и/или редкоземельные металлы 0,01-50%, в качестве связующегоокись алюминия, глину, и процесс прово дят при температуре 470-580 С, давлеМйи ХО-50 ат.
Сущность способа заключается в том, что ароматизированные бензины, получае мые риформированием широких бензиновых о фракций, например, фракции 85-180 С, . 60-180 С, подвергают предварительной 4р . разгонке с выделением головной фрйкции, выкипающей до 90-105 С. В легкой фракции, отгоняемой dr сырья, содержится основная часть насъшюнных углеводородову присутстВующих В рифОрмате и 45 . бензол. За счет отгона легкокипящей части содержание неароматических углеводородов в сырье снижается от 25-35% до 6-15%. При этом сокращается расход водорода на их гидрокрекинг. Присутствующий в риформате бензоп (3,5-6%) отгоняется с головной фракцией. Выход бензола при использовании сырья, не содержащего этого углеводорода, на 3-6%
Выше, чем при использовании сырья, со- держащего бензол. Это позволяет не только удалить основную часть неароматических углеводородов из сырья, но и повысить выход новообразованного бензола.
Процесс осуществляют в присутствии катализатора, содержащего 50-90вес.% синтетического морденита, .характеризующегося соотношением 5iO : Л 0 в пределах 10-30 и содержащем натрия менее 0,2%, в водородной ипи частично замешенной форме со степенью замещения 0,01-50%, где в качестве катионовзаместителей используются щелочноземельные металлы, например,Cu, и/или редкоземельные металлы, например, Се
0,2-10 вес.% металлов, выбранных из группы Ф а (MoLV),МН группы (Ni, СО,Р ); связующий компонент, в качестве которого используют, например, окись алюминия или глины.
При температуре 470-580 С и давлеФ нии 10-50 ат, подаче сырья с объемной скоростью 0,5-3,0 ч и соотношении водород: сырье 400-2000 нп водорода/л сырья неароматические углеводороды подвергают гидрокрекингу с образованием углеводородов С -С,„ а ароматическиечастичному гидродеалкилированию.
Особенностью процесса является то, что деалкилированию в бензол и толуол подвергаются, главным образом, малоценные апкил-ароматические углеводороды
С -С . Из ароматических углеводородов
С@ деапкилированию подвергается практически только этилбензоп. ./
При проведении способа повышается выход ароматических углеводородов
С -С по сравнению с их содержанием в сырье на 10-.30%, обеспечивается полнота гидрокрекинга насыщенных углеводородов, что позволяет получить толуол и ксилолы ректификацией жидкого продукта для выделения бензола достаточна экстрактивная дистиппяция.
Пример 1. В качестве сырья
/ используют катализат риформинга прямоГонной бензиновой фракции после отгонки фракции, выкипающей до 105 С, Берут следующий углеводородный состав сырья, вес.%:
Неароматические 8,8
TanyOII 20,9
Ароматические С я 34, 9
В том числе: ксиполы, 27,8 этилбензоп 7, 1
Ароматические С 35,0
Ароматические С - 0,4
Сырье вместе с циркулирующим водородсодержашим газом пропускают через слой катализатора при температуре
530 С, давлении 35 ат, объемной скорости подачи сырья 1 ч, кратности
726073
78,9
10 5
3 111
27,8
40
5 циркуляции газа 1200 нл/г сырья и подаче свежего водорода 200 н/л сырья.
Катализатор содержит Н-Се-морденит в количестве 71,3%, Мо03 5,0%, остальное - окись алюминия. Содержание Се в мордените составляет 3,18 вес.%, что соответствует 22,5% err возможной степени замещения. Катализатор предварительно прокаливают прл температуре о
550 С в токе воздуха, а затем обрабатывают водяным паром при этой же температуре, Выход, вес.%: дебутаниэированного жидкого продукта 78,5, ароматических углеводородов на сырье 77,6 (в том числе бензопа. 9,1%, толуола 29,7%, ксилолов 27,294 Суммарный выход бензопа, топуола и ксилолов по отношению к содержанию последних в сырье составляет 118,3%. Примесь насыщенных углеводородов С, С и С в жидком продукте соответственно 0,01 0,15;
0,02 вес.%:
Пример 2. В качестве сырья используют риформат без предварительной отгонки головной части. Сырье содер° ю. жит 28% насьпценных углеводородов и
3, 5 бензола (остальное — ароматические yr певодороды С„-С, ). При использовании катализатора согласно примеру 1 и в тех же условиях выход составляет, вес.%: жидкого продукта 65, ароматических углеводородов на сырье 63, в том числе бенэопа 9,2%. Суммарный выход бензола, толуола и ксилолов на их содержание в сырье 115 вес.%.
Из сопоставления результатов примеров 1 и 2 следует, что выход бенэола на сырье остался практически таким же, причем выход новообразованного бензола при использовании сырья по примеру 2
::оставляет 5,7%, в то время, как при использовании сырья без головной фракции 9,1%. Все остальные показатели в примере 1 также сушественно выше, чем в примере 2 (выход ароматических углеводородов на сырье, суммарный выход бензола, толуола и ксилолов относитель но их содержания в сырье).
Пример 3. Состав сырья приведен в примере l. Температура опыта
5000С, остальные условия те же, что в примере 1. Катализатор содержит 5,0%
Мо0 на смеси Н-морденита и активной окиси алюминия, взятых в соотношении 3:1.
Получены следуюшие результатьп
Выход дебутанизированного жидкого продукта, вес.% 77,7, Суммарный выход ароматических углеводородов, вес % 76,4
В том числе: бензола 9,0 толуола 28,7 суммарных ксилолов 27,8
Примеси неароматических углеводороboa, вес.%: С 0,02; С8 следы С следы.
Пример 4. В отличие от примера
3 температура составляет 530 С.
Выход дебутанизированного жидкого продукта, вес.% 79,2
Суммарный выход ароматических углеводЬродов, вес.%
В том числе: бензола
20 топуола ксилолов, Суммарный выход бензсаа, толуола и ксилопов по отношению к содержанию последних в сырье,% 124,4
Пример 5. Сырье по примеру 1, Катализатор содержит платины 0,3%, Н-морденита 74,8%, окиси алюминия
24, 9%.
Условия опыта:
Температура, С 530
Давление, ат . 25
Объемная скорость подачи сырья, час 1
Циркуляция водородсодержа,шего газа и подача свежего водорода, как в примере 1
Выход дебутанизированного жидкого продукта, вес.% 82,8
Суммарный выход ароматических углеводородов, вес.% 8 1, 9
В том числе: бензола 10,0 топуола 31,9 ксилолов 29,1
Суммарный выход бензола, толуола,ксилолов по отношению к содержанию последних в сырье,% 127,2
Пример 6. Используют сырье по примеру 1. Катализатор содержит 5,0%
Mo0g „71% Н-Са-морденита и 24% окиси алюминия. Содержание кальция в Н-Са-мордените 1,44%, что соответствует степени обмена 15,5%.
В условиях примера 1, но при давле- нии 50 ат выход жидкого продукта
80 вес.%. Суммарный выход ароматических углеводородов 77,6 вес.%, в
073 8
Из результатов следует, что при проведении процесса в таких условиях выход целевых ароматичесКих углеводородов существенно ниже, чем в примере 3, выпеление их ректификацией невозможно из-за присутствия в продукте большого количества неаромати еских углеводородов.
Пример 9. Катализатор и сырье
10 по примеру 3. Температура 600 С, давление 5 ат.
При проведении способа в таких условиях катализатор полностью дезактивировался за 10 ч опыта вследствие коксоот15 ложений.
В примерах 1-6 снижение активности катализатора не наблюдается в течение
100-400 ч испытаний.
В таблице приведены выходы и состав
20 газообразных продуктов по известному (Х) и описываемому (II) способам.
П
Пример 2
Пример 3
Пример 4
1,6
21,4
3,0
18,0
17,0
2,0
П име 5 20,5
2,5
Формула изобретения
1. Способ получения ароматических углеводородов путем гидродеалкилирования — гндрокрекинга бензинов риформин40
ra в присутствии бифункционального катализатора при повышенных температуре и давлении, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода ц жевых продуктов,в качестве сырья используют фракцию С -С бензинов риформинга и процесс ведут в присутствии бифункционального катализатора, содержащего, вес.%:
Н-морденит с соотношением окиси кремния к окиси алюминия 10-30 50-90
Металл Щ побочной и/или
ЧИ групп 0,2-10
Связующее До 100.
Тираж 495 Подписное
Филиал ПЛП "Патент", 1. Ужгород, ул, Проектная, 4
726 том числе бензола 11,2%; толуола 31%, ксил алов 2 7h.
Пример.7, В качестве сырья а используют фракцию бензина риформинга, содержащую 10,5% неароматических углеводородов, 35,9% толуола, 38,2% ароматических С и 15,4% ароматических Сй.
Применяю катализатор, содержащий
1,5% Со0, 5,0% Мо0, 70,1% Н-мордонита и 23,4% активной окиси алюминия.
В условиях опыта примера 3 получены результаты, вес.%: выход жидкого продукта 80, выход ароматических углеводородов на сырье 77,7.
Пример 8. Катализатор и сырье по примеру 3. Температура 450 С, давление 60 ат. Выходы, вес.%: бензап 6,0, топуол 20,0, ксилолы 26,2.
Содержание неароматических углеводородов С -Ся в жидком продукте 8 5вес.%:
ЦНИИПИ Заказ 847/17
u3э0
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что используют катализатор, содержащий н-морденит со степенью замещения катионов водорода на щелочноземельные и/илн редкоземельные металлы
0,01-50%, в качестве связующегоокись алюминия, глину.
3. Способ по п. 1, о т л и ч а ошийся тем, что процесс ведут при температуре 470-580оС, давлении
10-50 ат.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Производство бензина. Л., Госхимиздат, 1962, с. 44-54.
2. Нефтехимия и нефтепереработка.
М., ЦНИИТЭнефтехим, 1970, с. 49.
3. Патент Японии l4 48-10454, опублик. 1973 (прототип).