Система энергоснабжения судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ СУДНА.в период выполнения регулировочно-сдаточнь1х работ электрооборудования, содержащая щит питания с берега, главный распределительный щит судовой электрической станции с секционньми выключателями, источники промышленной электрической сети, генераторные агрегаты судовой электрической станции , ЛИН ИИ к ан ализ ации элек тро эн ер гии, связывающие источники промышленной электрической сети и распределительные секции главного распределительного щита, линии канализации электрической энергии для контроля и управления энергоснабжением, связывающие источники промьшленной электрической сети и щит питания с берега, и автоматические выключатели с дистанционным управлением, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества, безопасности и снижения трудоемкости выполнения регулировочно-сдаточных работ, линия канализации электроэнергии для энергоснабжения выполнена матрично секционированной автоматическими выключателями с дистанционньм уп-.равлением и подключена дополнительно к генераторным секциям главного распределительного щита, линия канализации электрической энергии для контроля и управления энергоснабжением выполнена пофазно секционированной автоматическими выключателями с дистанционным управлением, источники промышленной электрической сети выполнены гальванически не связанными, а в качестве источников промышленной электрической сети использованы источники с изолированной нейтралью.2. Система по п. 1., о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью сокращения сроков выполнения работ и выработки моторесурса генераторных агрегатов судовой электрической станции, система снабжена устройством для контроля и управления энергоснабжением, состоящим из пухЕьта-коммутатора, входы которого подключены к выходам датчиков линейных напряжений генераторов электрический станции судна и ис'1;очника промышленной электрической сети, используемого для контроля и управления энергоснабжения, на его первый выход подключен вход блока выделения биений, на выходы которого, включены блок синхронизатора и блок контроля напряжения источников промышленной электрической сети, выходы которых также подключены к входам пульта-коммутатора, а его второй выход подключен к входу программного блока-распределителя, входы которого подключены-к выходам датчиков реактивной и активной составляющей нагрузки генераторных агрегатов судовой электрической станции, а выходы через блоки управления подключены на входы судовьтх генсра-ё(Л•^к>&•Ч!О00 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
КСПУБЛИК
„.80„„727088
А1 (51)5 Н 02 .1 3/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ П<НТ СССР (21) 2600151/24-07 (22) 20.04.78 (46) 30.08,90. Бюл. й.- 32 (72) A.А.Азовцев, Э.Г. Беликов, Б.Д. Гандин, Н.А. Лазаревский, И,Е. Мильтин, А.В.Попов, Ю.Б. Унывалов, В.И.Хожаинов и А.А.Череватый (53) 621.311.23.001.4(088.8) (5.6) Путято Ю.С. и др. Технология электромонтажных работ на судах.—
Л.: Судостроение, 1970, с. 400-428.
Давипонич Ф.С. Испытания судовых электроэнергетических систем. — Л.:
Судостроение, 1975, с. 15-40. (54)(57) 1. СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
СУДНА.в период выполнения регулировочно-сдаточных работ электрооборудования, содержащая щит питания с берега, главный распределительный щит судовой электрической станции с секционными выключателями, источники промышленной электрической сети, генераторные агрегаты судовой электрической станции, линии канализации электроэнергии, связывающие источники промышленной электрической сети и распределительные секции главного распределительного щита, линии канализации электрической энергии для контроля и управления энергоснабжением, связывающие источники промышленной электрической сети и щит питания с берега, и автоматические выключатели с дистанционным управлением, отличающаяся тем, что, с целью повьппения качестна, безопасности и снижения трудоемкости выполнения регулировочно-сдаточных работ, линия канализации электроэнергии для энергоснабжения выполнена матрично секционированной автоматическими выключателями с дистанционным уп2 равлением и подключена дополнительно к генераторным секциям главного распределительного щита, линия канализации электрической энергии для контроля и управления энергоснабжением выполнена пофазно секционированной антомати— ческими выключателями с дистанционным управлением, источники промышленной электрической сети выполнены гальнанически не связанными, а в качестве источников промышленной электрической ! сети использованы источники с изолированной нейтралью.
2. Система по п. 1., o т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью сокращения сроков выполнения работ и выра— ботки моторесурса генераторных агре- 3 гатов судовой электрической станции, система снабжена устройством для конт- %ЮГ роля и управления энергоснабжением, состоящим из пульта-коммутатора, входы которого подключены к выходам датчиков линейных напряжений генераторов ив электрический станции судна и источника промышленной электрической сети, используемого для контроля и упранле- р ния энергоснабжения, на его первый выход подключен вход блока выделения биений, на выходы которого включены блок .синхронизатора и блок контроля напряжения источников промышленной электрической сети, выходы которых также подключены к входам пульта-коммутатора, а его второй выход подключен к входу программного блока-распредели- ф теля, входы которого подключены.к выходам датчиков реактивной и активной составляющей нагрузки генераторных агрегатон судовой электрической станции, а выходы через блоки управления подключены на входы судовых генера727088 торных автоматов и секционных выключателей, выходы которых подключены на входы б "IDKB обобщенного сигнале. отключения пиний канализации электроГ энергии от судовых источников и источников промышленной электрической ь .ети и входы автоматических выключателей секции и фаз пиний канализации эпек-.-роэнергии источников промышп нной электрической сети, выходы которых также подключены на входы блока обобщенного сигнала, выход которого подключен на один из входов программного
Изобретение относится к технике временного энергоснабжения, а именно к электроснабжению судна в период вы— полнения судостроительной промышленностью регулировочно — сдаточных работ (PCP) электрооборудования, в том чис- ",5 пе и в период швартовных испытаний, в o . .обенности дпя судов с электрооборудованием повышенной энергоемкос.— ти и электроэнергетической установкой переменного тока частотой 50 Гц.
От рационального энергоснабжения и порядка проведения испытаний электрооборудования судна зависит не только ITpo;joJIKHтельность РСР, но и качество их выполнения.
Известна сис тема энергоснабжения судна при выполнении рабо .. по проведению нападки, опробования и регулировки эдек триче ских схем и систем в действии при питании .:. берега от
40 источников промышпе tIIQA электриче ской сети (ПЭС), подготовке электрообсрудонания к сдаточным испытаниям и проведению швартовых испытаний от судовой электрической станции.
В соответствии с описанной системой в первую очередь обеспечивают под— готовку и сдачу электрооборудования, которое используют в технологических целях, а именно: распределительные устройства, освещение, вентиляцию,. схему канализации электроэнергии пи— тания с берега и т.п.
Несложные малоэнергоемкие электрические схемы обычных параметров потреб-., ляемой энергии, не связанные с механи= ческими установками, настраивают и проверяют в действии по прямому назначению от щита "Питание с берега" блока-распределителя, а входы блоков управления активной и реактивной частями технологической нагрузки, например электроприемников промышленной электрической сети, и блоков коррекции уставок системы возбуждения и серводвигателя по крайней мере одного
i":-нератора также подключены к выходам
iI::,ç гр аммно го блок а — распределителя, ;: Пичем цепи питания блоков устройства подк.почены к линии канализации электр;.,энергии для контроля и управления
-.;-: ергоснабжением. (ЩПБ) через главный распределительный щит (ГРЩ) судна. Лпя более сложных энергоемких систем энергоснабжение осущ ствляют от генераторных агрегатов судовой электрической станции (СЭС), а настройку и испытание самой
С.-С производят с помощью нагрузочных устрой тв„ .1днако такая система не может обес;« .- ить возможность параллельного выпоп»ения РСР энергоемкого оборудования и СЭС.
Известна также система энергоснабжения судна в период выполнения PCP электрооборудования, состоящая из щита питания с берега, главных pac.—
IIP I PP I4 eIIb H IItIII Oe СУДОВОЙ 3SIP KTP Hческой ателями, источников промышленной электрической сети, генераторных агp;. †.-å.òîH судовой электрической станции
I-....:-ий канализации электроэнергии, с=-.I:.-ающих источники промышленной элек"рической сети и распределительнье секции главного распределительного щ;:-=;, пинии канализации электрической энергии дпя контроля и управ— пения энepr-oñíàáæåíèÿ, связывающие источники промышленной электрической сети и щита литания с берега, и автоматические ьыключатели с дистанционным управлением.
В соответствии с известной системой энергоснабжение (при выполнении
РСР электрооборудования, в том числе и в период швартовых испытаний) проводят только при условии подачи питания с берега от источников ПЭС, К моменту приема питания с берега распределительная и защитная аппаратура
8 б
PCP и приведения швартовных испь|таний электрооборудования судна в целом.
Особые трудности при выполнении
PCP энергоемкого электрооборудования, в том числе и СЭС, с использованием источников ПЭС вызывает необходимость выполнения изменяющихся от проекта к проекту судна мероприятий по ограничению ударных токов короткого замыкания, зависящих в первую очередь от единичной мощности источников СЭС и ПЭС.
Необходимость выполнения этих мероприятий вызвана требованием обеспечения динамической стойки как судовой, так и технологической коммутационной аппаратуры и линий канализации электроэнергии при возникновении в период выполнения PCP коротких замыканий в условиях параллельной работы источников С3С и ПЭС. Наличие же в составе электрооборудования судна устройств, выполнение PCP которых требует создания в линиях канализации электроэнергии различных уровней неснмметрии фазных напряжений и токов источников питания, например при испытаниях устройства защиты от обрыва фазы питающего напряжения НПБ (ЗОФН), накладывает также специфические требования к системе электроснабжения, при этом их выполнение ведет к усложнению как выполнения собственно РСР, так и системы энергоснабжения судна в целом.
Таким образом, и эта система име- ет недостатки, выражающиеся прежде всего в том, что приведенные общие положения и примеры энергоснабжения судна не дают рекомендаций при выполнении РСР, в особенности электрооборудования повышенной энергоемкости, позволяющих объединить все достоинства известных решений и дать общую методологию обеспечения судна электропитанием для проведения укаэанных работ путем создания системы энергоснабжения судна подключением к источникам ПЭС и использованием СЭС с одновременным повышением качества, безопасности и снижением трудоемкости выполнения указанных работ и сокращением выработки моторесурса генераторных агрегатов СЭС.
Цель изобретения — разработка такой системы энергоснабжения судна в период выполнения регулировочно-сдаточных работ электрооборудования, в
Наличие различных систем электропитания:- с заземленной нейтралью со стороны источников ПЭС на распределительных секциях ГРЩ, с изолированной нейтралью со стороны генераторов и . .с заземленной со стороны нагрузочных устройств на генераторных секциях
ГРЩ создает определенные трудности при настройке и устранении неисправностей в электрооборудовании, а также в выполнении требований защиты от однофазных коротких замыканий в период
5 72708
ГР2 судна находится в состоянии готовности, Прием питания с берега для проведения PCP электрооборудования осутцествляется на шины ГРЩ, при этом произ5 водится разъединение (расшинировка) генераторных и распределительных секций.
Пробные включения и пуски с последующей проверкой электрооборудования на кратковременных и длительных тепловых режимах проводятся через распределительную и защитную аппаратуру.
При этом проверка, настройка автомати — 1 ки и проведение швартовных испытаний
СЭС проводятся на нагрузочные устройства или с использованием береговой сети в качестве нагрузки.
После сдачи СЭС производится соеди — 20 нение (шинировка) генераторных и распределительных секций ГРЩ судна, отключение их от источников ПЭС, Обеспечивается окончательная регулировка и сдача всего электрооборудования от 25
СЭС судна при регламентированных отклонениях напряжения и частоты.
Период обкатки и приработки электрооборудования в процессе PCP характеризуется повышенной интенсивностью 39 возникновения неисправностей, в том числе и электрооборудования собственно СЭС, что вызывает ухудшение параметров электроэнергии на судне и отрицательно влияет на процесс РСР элект-З рооборудования, увеличивая время их выполнения.
Все это вызывает необходимость длительной эксплуатации СЭС в период швартовных испытаний, в особенности 4й на судах с электрооборудованием повы— шенной энергоемкости, что влечет за собой к окончанию швартовных испытаний электрооборудования выработку до 1,0-5,0R моторесурса генераторных 4 агрегатов.
727088 особенности повышенной э н ер гоемко сти, которая позволит повысить качествс и снизить трудоемкость выполнения работ, повысить их безопасность и ревко сократить выработку мо торе rypса генераторных агрегатов станции.
Это достигается согласно предложенной системе энергоснабжения судна в период выполнения регулировочносдаточных работ электрооборудования, содержащая щит питания с берега, главный распределительный щит судовой электрической станции с секционными выключателями, источники промышленной электрической сети, генераторные агрегаты судовой электрической станции, линии канализации электроэнергии, связывающие источники промышлен-. ной электрической сети и распределительные секции главного распределительного щита, линии канализации электрической энергии для контроля и управления энергоснабжением, связыва— ющие источники промышленной электри- 5 ческой сети и щит питания с берега, и автоматические выключатели с дистанционным управлением.
Новым в устройстве является то, что линия канализации электроэнергии для энергоснабжения выполнена матрично секционированной автоматическими выключателями с дистанционным управлением и подключена дополнительно к генераторным секциям главного распределительного щита, линия канализации
35 электрической энергии для контроля и управления энергоснабжением выполнена показно секционированной автоматическими выключателями с дистанцион40 ным управлением, источники промышленной электрической сети выполнены гальванически не связанными, а в качестве источников промышленной электрической сети использованы источники с изолированной нейтралью.
Сокращение сроков выполнения работ и выработки моторесурса генераторных агрегатов судовой электрической станции достигается тем что система энергоснабжения дополнительно снабже50 на устройством для контроля и управления энергоснабжением в виде пультакоммутатора, входы которого подключены к выходам датчиков линейных напряжений генераторов электрическои стан55 ции судна и источника промышленной электрической сети, используемого для контроля и управления энергоснабжением, на его первый выход подключен /вход блока выделения биений, на выходы которого включены блок синхронизатора и блок контроля напряжения истоЧников промышленной электрической сети, выходы которых также подключены к входам пульта-коммутатора, а его второй выход
:одключен к входу программного блокараспределителя, входы которого также подключены к выходам датчиков реактивной и активной составляющей нагрузки генераторных агрегатов судовой электрической станции, а выходы через блоки управления подключены на входы судовых генераторных автоматов и секционных выключателей, выходы которых подключены на входы блока обобщенного сигнала отключения линий канализации электроэнергии от судовых источников и источников промышленной электрической сети и входы автоматических выключателей секций и фаз линий канализации электроэнергии источников промышленной электрической сети, выходы
:.-.оторых также подключены на входь блока обобщенного сигнала, выход кото— рога подключен на один из входов программного блока-распределителя, а входы блоков управления активной и реактивной частями технологической нагрузки, например электроприемников промышленной электрической сети, к блоков коррекции уставок системы возбуждения и серводвигателя по крайней мере одного генератора также подключены к выходам программного блокараспределителя, причем цепи питания блоков устройства подключены к линии кап=.;л-изации электроэнергии для контра я и управления энергоснабжением.
В соответствии с настоящим изобрегением в процессе выполнения PCP электрооборудования, H том числе и в период швартовных испытаний, управляют активными и реактивньии параметрами линии подключения к источникам промышленной электрическок сети. При этом лИния подключения к источникам
ПЭС выполняется в виде линии канализациь электроэнергии для энергоснабжения и линии канализации электроэнергии для контроля и управления энергоснабжением. Линия энергоснабжения подключается со стороны судна к генераторным и распределительньм секциям
IpII((нерасшинируемым) „ а со стороны источников ПЭС вЂ” к гальваническн не связанным между собой по низкой стора9 727 не трансформаторам н апряжения. Линия контроля и управления энергоснабжением подключается со стороны судна и
ЩПБ, а со стороны источников ПЭС— к трансформатору напряжения, также гальванически не связанному по низкой
-стороне с трансформаторами, используемыми для энергоснабжения.
Управление активными и реактивными параметрами линии энергоснабжения достигается тем, что она выполнена матрично секциониров анной (разделенной на отдельные секции с различными параметрами) ав томатическими выключателями с дистанционньи управлением, т.е. так, чтобы обеспечивалась возможность включением-отключением выключателей оптимизировать комплексное сопротивление линии для каждого выполняемого режима в зависимости от предъявляемых к нему требований, Благодаря матричному секционированию обеспечивается возможность набора линии из последовательно, параллельно или последовательно-параллельно включенных секций. В общем случае матричное секционирование линии энергоснабжения позволяет, например, любой генератор СЭС через любую секцию (линию с оптимальными параметрами) подключать к любому трансформатору напряжения источников ПЭС. Возможность управления генераторньи агрегатом
СЭС активной и реактивной мощностью в этой линии обеспечивает создание при выполнении РСР любого регламентированного напряжения питания электрооборудования и позволяет сократить при этом выработку моторесурса, генераторных агрегатов СЭС в целом за период выполнения этих работ.
Возможность оптимизации комплексного сопротивления линии энергоснабжения для каждого выполняемого режима и использование источников ПЭС гальванически не связанньии обеспечивает создание при выполнении PCP любого регламентированного напряжения питания электрооборудования и позволяет сократить при этом выработку моторе.сурса генераторных агрегатов СЭС в целом за период выполнения этих работ.
Возможность оптимизации комплексного сопротивления линии энергоснабже5 ния для каждого выполняемого режима и использование источников ПЭС гальванически не связанными обеспечивает снижение ожидаемых ударных токов ко088 1О роткого замыкания и тем самым повйшает безопасность выполнения работ независимо от количественного и качественного (суммарной потребляемой мощности) состава электрооборудования, степень готовности которого обеспечивает возможность начала и проведения PCP. Использование в качестве источников энергоснабжения источников
ПЭС с изолированной нейтралью исключает возможность однофазных коротких замыканий, что резко снижает опасность поражения обслуживающего персонала электрическим током и пожароопасность судна в период выполнения PCP.
Линию контроля и управления энергоснабжением секционируют перед подключением к Г(ПБ также выключателями
30 с дистанционным управлением, но пофазно.
Возможность совмещения управления линией контроля и управления энергоснабжением (пофазно) и режимом рабо25 ты (индуктивным, емкостным) одного из генераторов СЭС, используемого в качестве технологического, обейпечивает выполнение PCP с электрооборудованием,. которое требует создания .
3() различных уро вн ей и асимметрии фаз ных токов, например испытание устройства
ЗОФН, подключаемого к ЩПБ.
Энергоснабжение судна предлагаемой системой улучшает качество подводимой к электрооборудованию элект35 роэнергии и упрощает, снижая трудоемкость, выполнение РСР, а также проведение швартовных испытаний судна в целом. Улучшение качества электро4О энергии связано с тем, что требования, предъявляемые к качеству электроэнергии источников ПЭС, выше, чем требования, предъявляемые к качеству электроэнергии СЭС.
Наличие возможности использования на борту судна электрической мощности, даже превышающей номинальную мощность
СЭС, путем оптимизации линии энергоснабжения (соединения необходимого
О числа секций линии необходимым образом), связывающей ГРЩ судна с источниками ПЭС, позволяет сократить сроки выполнения PCP проводя их параллельно и независимо друг от друга для
5 любого состава энергоемкого электрооборудования по его технологической готовности, даже если оно предназначено для эксплуатации в различных технологических циклах и его штатное одll 727088 ,новременное задействование от СЭС при проектировании судна не предусматривалось.
На фиг. 1 изображена система энергоснабжения судна с использованием береговых и судовых источников питания; на фиг. 2 — устройство контроля и управления системой энергоснабжения (линиями канализации электроэнергии) в период выполнения PCP и проведения швартовных испытаний судна в целом.
Система энергоснабжения включает в себя электрооборудование 1 судна, связанное с выполнением РСР, ШПБ 2 судна, выключатель 3 питания с бере га, ГРЩ 4 судна, источники 5 ПЭС, используемые для энергоснабжения, источники 6 ПЭС, используемые для контроля и управления энергоснабжением, гене- 20 раторные агрегаты 7 СЭС, генераторные автоматы 8, выключатели 9 электрооборудования, линию 10 канализации электроэнергии для энергоснабжения, линию
11 канализации электроэнергии,цля контроля и управления энергоснабжением,.секционные выключатели 12 с дистанционным управлением генераторных и распределительных секций ГРЩ 4.. секции 13 линии энергоснабжения с «0 нерегулируемыми активными и реактивными параметрами, секции 14 линии контроля и управления энергоснабже.яием с нерегулируемым активными и реактивными параметрами, трансформаторы 15 а5 источников 5 ПЭС, используемые для энергоснабжения, трансформатор 16 источника 6 ПЭС, используемый для контроля и управления энергоснабжением, технологические выключатели 17 с дистанционным управлением для поцключения линии 10 энергоснабжения к ГРЩ 4 технологические выключатели 18 с дистанционным управлением подключения линии 10 энергоснабжения к источникам
5 ПЭС, технологические секционные выключатели 19 линии 10 энергоснабжения с дистанционным управлением, техйологические выключатели 20 с дистанционньм управлением для пофазного подключения секций 14 линии контроля и управления энергоснабжением к ШПБ 2, технологический выключатель 21 для подключения секции 14 линии контроля и управления энергоснабжением к источнику 6 ПЭС, технологическая промышлен„,35 ная нагрузка 22, технологический выключатель 23 с дистанционным управлением для попключения промышленной нагрузки
l2
22 к линии !0 энергоснабжения, устройство 24 контроля и управления системой энергоснабжения судна в период выполн ения P CP электрооборудования 1,. каналы 25 исполнительной связи устройства контроля и управления системой энергоснабжения.
Устройство 24 контроля и управления системой энергоснабжения состоит из пульта-коммутатора 26, входы которото подключены к выходам блока 27 датчиков линейных напряжений генераторных агрегатов 7 СЭС и блока 28 датчиков линейных напряжений источника
6 ПЭС, используемого для контроля и управления энергоснабжением, блока 29 выделения биений напряжений, подключенного на первый выход пульта-комму.— татора 26, на входы которого подключены блок 30 синхронизатора и блок 31 контроля напряжения источников 5 ПЭС, используемых для энергоснабжения, программного блока-распределителя 32, на входы которого подключены выходы пульта-коммутатора 26, блока 33 датчиков реактивной составляющей нагрузки и блока 34 датчиков активной составляющей нагрузки генераторных агрегатов 7 СЭС, а на выходы-входы блоков
35 управления генераторными автоматами 8, блоков 36 управления секционными выключателями, генераторных и распределительных секций ГРЩ 4, выходы которых подключены на входы блока
37 обобщенного сигнала отключения линий 10 и 11 канализации электроэнергии от генераторных агрегатов 7
СЭС и источников 5 и 6, блока 38 управления технологическими выключатеи :.ми для подключения секций 13 линии
11 ..анализации электроэнергии к генераторным и распределительным секциям
ГРЩ 4., блока 39 управления технологическими секционными выключателями секций i3 линии 11 энергоснабжения, блока 40 управления технологическими выключателями секций 14 линии контроля и управления энергоснабжением для пофазного подключения к ЦПБ 2 и источнику 6 ПЭС, выходы которых также- подключены на входы блока 37 обобщенного сигнала, блока 41 управления реактивной частью технологической нагрузки 22, блока 42 управления активной частью технологической нагрузки 22, блоков
43 коррекции уставок системы возбуждения и блок коррекции уставок серводвигателя 44 технологических генера13 727088 14 торных агрегатов 7 СЭС, а выход бло- через пульт — коммутатор 26 поступают ка 37 обобщенного сигнала подключен сигналы от блоков 27 и 28 датчиков на вход программного блока-распреде — линейных напряжЕний генераторных лителя 32. агрегатов 7 и источников ПЭС 6 срабаСистема энергоснабжения и устрой- тывает только при подходе от превышаство для контроля и управления си- ющей величины биений синхронизируемых стемой энергоснабжения работают сле — напряжений по частоте и амплитуде к дующим образом. допустимой и не срабатывает при подТрансформатор 16 (cM.ôèã. 1) вы- 1р ходе биений от меньшей величины к ключателем 21 подключают к секции 14, допустимой. Использование генераторпри этом устройство 24 контроля и ных агрегатов 7 в качестве технологиуправления энергоснабжением оказыва- ческих осуществляют от блока-распреется подключенным к источнику 6 ПЭС, делителя 32 через блоки 43 коррекции используемому для контроля и управле- 1> уставок системы возбуждения и сервония энергоснабжением в период выпол- двигателя 44 генераторных агрегатов 7, нения PCP электрооборудования судна. при этом оценку режимов генераторных
В зависимости от состава электро- агрегатов осуществляют по сигналам оборудования 1 судна, требующего для .блока 33 реактивной и блока 34 активвыполнения режимов PCP подключения 20 ной составляющей нагрузки. через линию 10 энергоснабжения источ— При необходимости изменить напряников 5 ПЭС, с пульта-коммутатора 26 жение на шинах ГРЩ 4 до нижнего (верхлинию 10 секционируют выключателями него) регламентированного значения.
12, 17 и 19 через блоки 35, 36, 38 технологический агрегат 7 блоками 43 и 39 управления (см.фиг. 2) так (мат- 25 коррекции уставок переводят в емкострично), что из секций 13 с нерегулиру- ный (индуктивный) режим и величиной емыми активными и реактивными пара- падения напряжения в линии энергоснабметрами (см. фиг. 1) набирают линию с жения, оптимизированной из секций 13 оптимальным для выполняемых режимов от емкостного (индуктивного) тока, комплексным сопротивлением, Выключа- Зр приводят в. необходимое соответствие телями 18 линию, оптимизированную величины напряжений источников- 5 ПЭС из секций 13, подключают к трансфор- и требуемого при выполнении PCP для маторам 15 энергоснабжения, выключа- данного состава электрооборудования 1. телями 9 через шины ГРЦ 4 подключают При выполнении PCP с энергоемким к ней испытуемое электрооборудование составом электрооборудования 1 для
1 и выполняют необходимый объем РСР. обеспечения условий устойчивой паралЛля выполнения PCP электрооборудо- лельной работы источников 5 ПЭС повывания 1 при пониженном или повышен- шенной единичной мощности как между ном регламентированном напряжении собой, так и с генераторными агрегачасть (один) генераторных агрегатов 4р тами 7 СЭС и снижения ожидаемых удар7 СЭС по сигналам из программного бло- ных токов короткого замыкания линию ка-распределителя 32 синхронизируют 10 энергоснабжения секционируют выс напряжением на шинах ГРШ 4 и исполь- ключателями 12, 17, 18 и 19 через зуют в качестве технологических для - блоки 35, 36, 38 и 39 управления так, управления реактивнбй мощностью (ве — 4g чтобы трансформаторы 15 подключались личиной падения напряжения) в оптими- на параллельную работу секционными зированной из секции 13 линии энер- выключателями 12 через оптимизировангоснабжения. ные из секции 13 линии энергоснабжения
Автоматическая синхронизация гене- только на ГР1Ч 4 судна. раторных агрегатов 7 через генерато- gp При выполнении PCP собственно СЭС рные автоматы 8 обеспечивается бло- проверку статических и части динамиком 30 синхронизатора, который воз- ческих режимов генераторных агрегатов действует на блок 35 управления гене- 7 проводят с использованием в качестраторными автоматами 8 через програм- - ве нагрузочных устройств линии 10 энер" мный блок-распределитель 32 и пульт- госнабжения и источников 5 ПЭС. Для коммутатор 26 после того, как на его снятия динамических режимов при набровход поступит разрешающий сигнал от, се ступеней нагрузки используют .техноблока 29 выделения биений. Блок 29 логическую нагрузку 22, подключаемую выделения биений, на вход которого к линии энергоснабжения выключателем
727088
23. При этом ступени нагрузки устанавливают с пульта-коммутатора 26 через программный блок-распределитель 32 и блоки 41 и 42 управления реактивноч и активной частями технологической нагрузки.
Проведение PCP электрооборудования
1 (см.фиг. 1) при повышенной и пониженной регламентированной частоте напряжения питания обеспечивают использованием СЭС по прямому назначению путем регулирования частоты вра-щения приводных двигателей генераторных агрегатов 7 при отключенных источниках 5 ПЭС.
Для выполнения PCP электрооборудования 1 при различных уровнях несимметрии Аазных токов (например испыта— ния устройства 30ФН) управляют с пуль- 20 та-коммутатора 26 через программный блок-распределитель 32 и блок 40 управления выключателями 20 и выключателем 3 ЩПБ 2 судна. Синхронизируют технологический генераторный агрегат 25
7, иммитируют выключателем 20 обрыв одной иэ фаз (секции 14) и, управляя генераторньм агрегатом 7 активной и реактивной мощности в подключенных фазах линии, создают различные уроа- 30 ни несимметрии фазных токов.
Устройство контроля и управления системой энергоснабжения включает в себя также и элементы защиты, повы— шающие безопасность выполнения PCP.
Так, например, в случае исчезнове,ния напряжения на низкой стороне трансформаторов 15, используемых для энергоснабжения, при синхронизированных генераторных агрегатах 7, проrрам- gg мный блок-распределитель 32 формирует через блок 35 сигнал отключения генераторных автоматов 8 от линии 10 энергоснабжения. Сигнал формируется благодаря воздействию блока 31 кснтроля напряжения источников ПЭС на блок-распределитель 32 через блок 29 выделения биений и пульт-коммутатор 26
Кроме того, при возникновении токов короткого замыкания (пожароопасl6 ность) в какой-либо из секций линий
10 и 11 канализации электроэнергии источников 5 и 6 ПЭС или в судовой распределительной сети и срабатывании хотя бы одного максимального расцепителя выключателей 12, 17, 18, 1 9 и 20 по обобщенному сигналу блока 37 через программный блок-распределитель 32 и блоки 35, 36 38, 39 и 40 управления по каналам 25 исполнительной связи устройства 24 автоматическому отключению от источников
СЭС и ПЗС (судовых и береговых) подлежат все линии 10 и 11 канализации электроэнергии для энергоснабжения электрооборудования 1 судна, Таким образом, благодаря управлению активными и реактивными парамет-. рами линии подключения нерасшинируемых генераторных и распределительных секций главных распределительных щитов судовой электрической станции к гальваннчески несвязанньи источникам промышленной электрической сети повышается качество и снижается трудоемкость выполнения регулировочносдаточных работ электрооборудования. судна, а использование генераторных агрегатов СЗС по прямому назначению только н период регулировочно-сдаточных работ при повышенной и пониженной регламентированной частоте напряжения питания, а также в качестве технологических для выполнения работ прн повышенном и пониженном регламентированном напряжении питания позволяет резко сократить выработку моторесурса генераторных агрегатов СЭС в период швартовных испытаний судна.
".,Håäðåûèå предлагаемой системы эн:,-»ãîñíàáÿåíèÿ позволяет упростить проведение электроснабжения судна и планирование выполнения регулировочносдаточных работ электрооборудования, повысить безопасность, сократить сроки и трудоемкость выполнения работ за счет возможности проведения их параллельно и независимо друг от друга а
727088
15 1S
4 иг. 1
4uz. 2
Редактор М. Ленина Техред Л.Олийнык
Корректор И. 111ароши
Заказ 3090 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент",, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101