Гайковерт
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<,727414
Союз Советских
Социалистических
Республик (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16 08.77 (21) 25 16378/25-28 (51)M. Кл.
В 25 В 21/00
В 25 В 23/147 с присоединением заявки М
Гааудерствеииый комитет
СССР па делам изобретеиий и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 15.04.80. Бюллетень Рй14 (53) УД К 62 1.88$: (088.8) Дата опубликования описания 18.04 80
H. П. Мартинович и Л. П. Бондарев (72) Л вторы изобретения (7I) Заявитель
Специализированное проектно-конструкторское бюро
Донецхого областного управления грузового автотранспорта (% (r,: ъ.
Ф, 1, Фа.i4 ь @ т(.(. (йе» (5 4) ГЛ ЙКОВЕРТ
Изобретение относится к устройствам, применяемым для сборки и разборки резьбовых соединений, а именно к гайковертам.
Известен гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем электродвит гатель с выходным валом, редуктор, при-, водную шестерню и узел контроля крутящего момента на приводном валу, выполненные в виде кинематической связи между приводной шестерней и редуктором, одно из звеньев которой установлено на поворотном рычаге, связанном с концевйми выключателями двигателя, и электромагнитную муфту P) . 15
Недостатох указанного гайковерта заключается в низкой точности срабатывания вследствие наличия инерции узла контроля крутящего момента, зависимости крутящего момента от изменения трения в муфте и сложности автоматизации управления муфтой в узком диапазоне ре1 гулирования крутящего момента. т1аиболее близким техническим решением к данному изобретению является гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем электродвигатель с выходным валом, маховик, шпиндель с рабочей головкой, электромагнитную фрикционную муфту с узлом контроля и регулирования крутящего момента и систему управления, связанную с электродвигателем и электромагнитной фрикционной муфтой (21.
Недостатки указанного гайковерта— низкие КПД и производительность из а практичесхи постоянного значения скорости как при окончательной затяжке
pear,áîBîãî соединения, так и при его свободном заворачивании; потребляемая элехтродвигателем мощность при свободном заворачивании элемента резьбового соединения значительно превышает величину мощности, потребную на его вращение.
Цель изобретения — повышение эффективности гайковерта.
3 727
Бель достигается тем, что в гайковерте ведущая полумуфта фрикционной муфты выполнена в виде маховика и раз= "мЖ ейа на выходном валу электродвигателя, шпиндель установлен на ведомой полумуфте фрикционной муфты, которая совмещена с узлом контроля и регулирования крутящего момента, а система управления снабжена программным устройством формирования импульсов включения электродвигателя и электромаг-, нитной фрикционной муфты электродинами ческого торможения электродвигателя и регулирования крутящего момента.
На фиг. 1 приведена блок-схема пред лагаемого гайковерта, на фиг. 2 — циклограмма формирования импульсов программным устройством.
Гайковерт содержит корпус, размещенные в нем электродвигатель 1 с выходным валом, электромагнитную фрикционную муфту 2, выполненную в виде ведущей полумуфты, играющей роль маховика и установленной на выходном валу электродвигателя, и ведомой полумуфты, на которой закреплен шпиндель 3 с рабочей головкой. Гайковерт имеет систему управления 4, включающую узел питания 5 электродвигателя 1 и узел питания 6 катушки возбуждения электромагнитной фрикционной муфты 2, выполняющей функцию узла контроля и регулирования крутящего момента. Система управления 4 снабжена программным устройством 7 формирования импульсов включения электродвигателя 1 "и электромагнитной фрикционной муфты 2, электродинамического торможения электрбдвигателя и рагулирбвания крутящего момента.
Гайковерт работает по программе импульсного включения электропривода и электромагнитной: муфты. (см. фиг.2), где Т вЂ” время вкшоченного сос1 тояния электродвигателя 1; — время включенного состоя2 ния муфты 2; — время паузы, необходимое
Ъ для возвращения фрикционных дисков муфты 2 в исходное (отключенное) положени перед очередным включеI нием привода;
Т вЂ” время паузы, необходимое
4 для надежного отключения электродвигателя от сети перед включением электродинамического торможения;.
414 4
Т вЂ” длительность электродинамич еского торможения, Ть — время паузы, необходимое для надежного отключения
5 узла электродинамического торможения перед включением электродвигателя.
При включении гайковерта за время
Т, . электродвигатель 1 вместе с веду1О шей частью муфты 2 разгоняются до номинальной скорости электродвигателя, накапливая кинетическую энергию. По истечении времени Т„устройством 7 и системой управления 4 отключается
15 .электродвигатель 1 от питающей сети и одновременно подается напряжение на катушку возбуждения муфты 2. Для увеличения скорости сжатия фрикционных дисков управляющий импульс напряжения,.формируется кратковременно.
Фрикционные диски сжимаются, и накопленная кинетическая энергия привода и ведущей части муфты, благодаря резко возросшему трению в пакете фрикционных дисков, выделяется íà рабочем инструменте в виде импульса крутящего момента. Величина этого. импульса момента зависит от величины накопленной энергии, т.е. от величины махового момента электродвигателя 1 и ведущей части муфты 2 и скорости их вращения, а .также от времени выделения этой энергии, т.е, от времени на
1 растания усилия и окончательного усилия сжатия фрикционных дисков, которые зависят от скорости изменения и величины тока, протекающего по катушке возбуждения:муфты. По истечении времени Тмуфта 2 отключается,,и за
40 время Т фрикционные диски возвраща3 ются в исходное положение. Такой порядок работы автоматически повторяется до отключения гайковерта, после чего ,через время Т4 осуществляется элект45 родинамическое торможение электродвигателя в .течение времени Т . Повторное включение электродвигателя возможно только по истечении времени паузы Т
Регулирование величины создаваемого импульса крутящего момента изменением скорости нарастания тока и его величины в катушке возбуждения муфты, длительность и порядок следования интервалов . 55 времени Т Т<, характеризующих режим работы элементов гайковерта, и электродинамическое торможение привода при окончании работы гайковерта
14 6 муфту, являющуюся узлом контроля и регулирования крутящего момента, и систему управлени, связанную с электродвигателем и электромагнитной фрикционной муфтой, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с целью повыше ния эффективности, ведущая полумуфта фрикционной муфты выполнена в виде маховика и размещена на.выходном валу электродвигателя, шпиндель установлен на ведомой полумуфте фрикционной муфты, которая совмещена с узлом конт- роля и регулирования крутящего момейта, а система управления снабжена программным устройством формирования импульсов включения электродвигателя и электромагнитной фрикционной муфты, электродинамического торможения электродвигателя и регулирования крутящего момента.
Источники информации > принятые во внимание при экспертизе
1, Аварское свидетельство СССР,М 305046, кл. В 25 В 21/00, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
34 270614, кл. В 25 В 21/ОО 1968, (роти).
Формула изо бретения
Гайковерт, содержащий корпус, раз--" мещенные в нем электродвигатель с выходным валом, шпиндель с рабочей головкой, электромагнитную фрикционкув фиа1
5 7274 осуществляются с помощью программного устройства 7.
При работе гайковерта в процессе свободного навйнчивания или отвинчивания гайки резьбового соединения скорость вращения рабочего йнструмента равна скорости- вращения электропривода за счет наличия остаточного момента трения в фрикционных дисках муфты. Этим обеспечивается высокая- производитель- 1Ч ность гайковерта,а также более полная отдача потребляемой приводом энергии.
Остаточный момент трения в дисках муфты обусловлен или конструктивным исполнением электромагнитной муфты (масляные муфты), или частичным сжатием дисков за счет протекания тока в катушке возбуждения муфты и всегда меньше номинального момента электропривода гайковерта.
727414
Составитель И. Лихачев
Р едактор Н. Корченко Техред О. Андрейко Корректор М. Вигула еае".
Заказ 1041уУ1 3 -Тираж 1033 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР пс делам изобретений и открьггий
113035, Маеииа, Ж-35, Раушекаи иаб., д. 4/5
Филиал ППП Пекеит",т. Ужизрад, ул. Преекаиаи, 4