Подшипниковая опора первичного вала коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (S() Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 240177 (21) 2447192/27-11 (53)M. Кл.2

B,á0 К 17/08 с присоединением заявки МоГосударственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 150480. Бюллетень М 14 (53) УДК б 29 . 11 3-585.1(088.8) Дата опубликования описания 20. 04. 80 (72) Авторы изобретения

В. И. Микки и В. А. Павлов (71) Заявитель (54 ) ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА ПЕРВИЧНОГО ВАЛА

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению, а более конкретно, к коробкам передач колесных машин.

Известна подшипниковая опора, в ко-с торой осевая составляющая нагрузки в одну сторону .воспринимается упорным подшипником, а в другую — радиальным (1);

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемом ) результату является подшипниковая опора первич ного вала коробки передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе и закрепленные крышкой радиальный роликовый и упорный шариковый подшипники, разделенные кольце-. вым выступом, размещенньхн на первичном валу (2).

Известные подшипниковые опоры при высокой частоте вращения первичного вала коробки передач не обеспечивают достаточной надежности .и долговечности работы вследствие того, что в них не предусмотрен постоянный предвари- 25 тельный натяг в осевом направлении (например, при помощи пружин), а неподвижная обойма упорного подшицника выполнена самоустанавливающейся. Это объясняется тем, что для упорных под30 шипников, работающих с высокими частотами вращения и не воспринимающих постоянно достаточно большую осевую нагрузку, следует предусматривать предварительный натяг, создающий пОстоянное осевое нагружение подшипника и препятствукщий возникновению в нем гидроскопического момента. Кроме того, неподвижную обойму упорного подшипника при установке его на горизонтальные валы не следует делать самоустанавливающейся, так как при перемене направления действия осевой нагрузки она может зависнуть на валу и последующее приложение осевой нагрузки не возвращает ее в концентричное положение, из-за того, что радиальная составляющая сил давления незначительна вследствие пологости профиля беговых канавок на участках, близких., к контактньвл.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности подшип. никовой опоры первичного вала коробки передач.

Для достижения этой цели в известной подшипниковой опоре радиальный подшипник выполнен с цилиндрическими роликами, а его наружная обойма зафик727484 сирована в корпусе стопорным кольцом и снабжена буртом для взаимодействия с цилиндрическими роликами, расположенным относительно последних со стороны шестерни первичного вала, который выполнен с цилиндрической беговой дорожкой для цилиндрических роликов и кольцевой проточкой, причем кольцевой " выступ выполнен в виде двух полуколец, ра эмещенных в кольцевой проточке первичного вала и зафиксированных относительно последнего одной иэ обойм упор- ного подшипника, при этом другая его обойма установлена по диаметру и по торцу в крышке, центрированной относительно первичного вала по наружной дбойме радиального подшипника, при этом между торцовыми поверхностями обоймы упорного подшипника и крышки установлена тарельчатая пружина.

На чертеже изображена подшипниковая опора первичного вала коробки пе 20 редач в разрезе.

Подпишниковая опора состоит из радиального с цилиндрическими роликами подшипника 1 без внутренней обоймы и упорного шарикового подшипника 2. На- 25 ружная обойма радиального подшипника

1 зафиксирована стопорным кольцом 3 в корпусе 4 коробки передач. Одна обойма упорного подшипника 2 установлена по диаметру и по торцу в крыаке

5, а другая — на первичном валу б через два полукольца 7, расположенных в кольцевой проточке. Крышка 5 устанавливается по посадочному диаметру наружной обоймы радиального подшипника 1 и крепится к корпусу 4 болтами

8. Между неподвижной обоймой упорногQ подшипника 2,и торцом крышки 5 расположена теральчатая пружина 9, предварительное зажатие которой регулируется прокладками 10. 40

Подшипниковая опора работает следующим образом.

Радиальные усилия передаются с первичного вала б через радиальный ролйковый подшипник 1 на корпус 4 ко- 45 робки передач. Осевые усилия в первом случае передаются с первичного вала б через полукольца 7 и упорный шариковый пбдшипник 2 на крышку 5 и далее через болты 8 замыкаются на корпусе

4; во,втором случае с первичного вала б через полукольца 7 на радиальный подшипник 1 и далее через стопорное кольцо 3 также замыкаются на корпусе

4 к робки передач. констру ции подшипниковой опоры первичного вала учтено то, что радиальные роликовые подшипники допускают кратковременную передачу небольших осевых усилий. В реальных конструкциях коробок передач перемена направлв- 60 ния осевого усилия может иметь место только при,движении автомобиля в ведомом режиме (накат, торможение двигателеМ и др.), т. е. в эпизодических условиях эксплуатации, когда величина 65 возникающих обратных осевых усилий на порядок ниже нх номинальных значений, Наиболее характерный режим движения автомобиля — ведущий. При этом радиальные и осевые усилия передаются на корпус коробки передач через разные подшипники: радиальные усилия через радиальный роликовый подшипник, а осевые через упорный шариковый. Эта особенность позволяет увеличить долговечность подшипникового узла при сохранении его габаритов. Расчетная долговечность предлагаемой подшипниковой опоры при всех прочих равных

I условиях (габариты подшипникового узла и условия нагружения) более чем в два раза выше долговечности общепринятой подшипниковой опоры, выполненной на шариковом подшипнике.

Кроме того, достаточно сильный пружинный натяг в осевом направлении на упорном подшипнике предупреждает смещение шариков под действием центробежных сил и их верчение под действием гироскопических моментов, сни-,,жает трение и позволяет повысить быстроходность подшипников. Натяг нагружает шарики дополнительно к рабочей нагрузке, но благодаря упорядоченному качению .шариков несущая способность подшипника, а значит и всей описываемой опоры, в конечном счете возрастает.

Формула изобретения

Подшипниковая опора первичного вала коробки передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе и закрепленные крышкой радиальный роликовый и упорный шариковый подшипники, разделенные кольцевым выступом, размещенным на первичном валу,отличающая с я тем что, с целью повышения ее надежности и долговечности, радиальный подшипник выполнен с цилиндрическими роликами, а его наружная обойма зафиксирована в корпусе стопорным кольцом и снабжена буртом для взаимодействия с цилиндрическими роликами, расположенным относительно последних со стороны шестерни первичного вала, который выполнен с цилиндрической беговой дорож-, кой для цилиндрических роликов и кольцевой проточкой, причем кольцевой вы- ступ выполнен в, виде двух полуколец, размещенных в кольцевой проточке первичного вала и зафиксированных относительно последнего одной из обойм упорного подшипника, при этом другая его обойма установлена по диаметру и по торцу в крышке, центрированной относительно первичного вала по наружной обойме радиального подшипника, при этом между торцовыми поверхностями обоймы упорного подшипника и крыш ки установлена тарельчатая пружина.

727484

Составитель В. Ухнин

Техред О.Андрейко . Корректор В. Синицкая

Редан тор В. Б ол ьша к ова

Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11 30 35, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Заказ 1051/16

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дунаев П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин. Высшая-школа, второе издание, M., 1971, с. 89.

2. Анурьев В. И. Справочник конструктора — машиностроителя, издание четвертое, книга 2, "Машинострое- ние, И., 1973, с, 87 (прототип) .