Многокорпусное парусное судно
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.1274 (21) 2086563/27-11
В 63 В 1/10
В 63 и 9 Я„с с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150480. Бюллетень ¹ 14 (53) УДК629. 124. . 7. 002. 54 (088. 8}
Дата опубликования описания 1504.80 (72) Автор изобретения
Е.В. Кириллов (71) Заявитель (54) МНОГОКОРПУСНОЕ ПАРУСНОЕ СУДНО
Изобретение относится к судостроению.
Известно многокорпусное парусное судно, содержащее водоиэмещающие поплавки, жесткие связи которых шарнирно в диаметральной плоскости присоединены к плавучей обитаемой подвеске с рулевым устройством (1).
Цель изобретения — повышение мореходных и навигационных качеств парусного судна.
Поставленная цель достигается тем, что подвеска в предлагаемой конструкции выполнена из двух соеди- 15 ненных между собой обтекаемых корпусов меньших относительно водоизмещающих поплавков размерений, поплавки в кормовой части оборудованы рулями поворота, а жесткие связи rlon-20 лавков помещены в надводной части судна и связаны с подвеской.
Кроме того, водоизмещающие поплавки могут быть выполнены с корпусами 25 большого удлинения, с установленными в надводной части носовыми дополнительными плавучестями сигарообразной формы а рули поворота могут быть соединенй с плавучей подвеской системой З(} гибких и жестких тяг, связанных с рулевым устройством, которое установлено на подвеске.
На фиг. 1 изображен общий вид многокорпусного парусного судна с основными узлами в аксонометрической проекции; на фиг. 2 — кинематическая схема устройства удержания рулей поворота в вертикальном положении при крене; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 4 — статическое положение судна и его плавание на курсе фор- девинд, вид с носа; на фиг. 5 — статическое положение и движение судна, вид сбоку; на фиг. 6 -движение судна с креном, вид с носа.
Судно состоит из водоизмещающих внешних корпусов и внутренних обтекаемых корпусов. Внешние корпуса больших размерений содержат два сигарообразных с развитой цилиндрической вставкой водоизмещающих корпуса 1 и 2, жестко соединенных h --образными носовой 3 и кормовой 4 связями, имеющими приблизительно в средней части поперечины 5 и 6. В носовых частях корпусов внешнего корпуса помещены наклонные обтекаемые стойки
7 и 8 с сигарообразными плавучестями 9 и 10, соединенными между собой
727510 поперечной балкой 11. На оси кормовых оконечностей корпусов внешнего корпуса насажены кормовые обтекатели ,12, имеющие возможность поворота вокруг осей. Оси заканчиваются фикса торами 13, препятствующими сходу с
Осей кОрмовых обтекателей. Рули повОрота имеют обтекаемые рулевые стойки 14, жестко закрепленные на кормовых обтекателях 12. Внутри рулевых стоек проходят гельмпортовые трубы с .баллерами, имеющими в верхней части f6 румпели 15, а в нижней — перья рулей
16. В носовой части корпусов закреплены полупогЬчженные подводные крылья
17 с углом килеватости,находящейся в воде половины крыла около 30 и надводной около 60 . Обе половины о крыла сймметричны и имеют форму стреловидного крыла. Носовые крылья поставлены с положительным углом атаки. В кормовых оконечностях имеются подводные крылья 18, аналогичные носовым,но меньших размеров и поставленнйе под нулевым углом атаки.
Приблизительно в средней части корпусов, около центра бокового сопротивления, в подводной части закреплены шверты 19 кинжального типа с отрицательным углом килеватости около, 45о . Внутренний корпус, имеющий меньшие размерения,состоит из водоизмещающих корпусов 20 и 21, в . 36 поперечном влечении имеющих каплевидную форму, которые соединены между собой Ц -образными носовой 22 и кормовой 23 поперечными связями. Носовые части корпусов внутреннего кор- g5 пуса имеют полупогруженное стреловидное разрезное подводное крыло 24, имеющее положительный угол атаки.
Обе половины крыла 24 закреплены неподвижно. Поперечины 25 Л -образных поперечных связей 22 и 23 внутреннего корпуса соединены продольными балками того же сечения и образуют раму 26, подкрепленную стойками 27.
На раму натянут брезент или сетка
28 для экипажа. Внешний и внутренний корпусы подвижно соединены между собой носовым 29 и кормовым 30 шарнирами, имеющими соосность в диаметральной плоскости и находящимися в вершинах . Л вЂ” образных поперечных свя- щ зей на равной от водной поверхности высоте. Каждый шарнир состоит из двух полушарниров, выполненных в виде отрезков труб, содержащих подшипники с осью, соединяющей оба полушарнира.
Полушарнир Л -образной поперечной носовой 22 связи внешнего катамарана имеет степс 31 для мачты, которая подкрепляется форштагом 32, вин тами 33 и бакштагами 34, закрепленными на внешнем корпусе ° С целью 6Î предотвращения раскачивания h -образной поперечной связи внешнего корпуса в направлении диаметральной плоскости она подкреплена жесткой связью
35, соединяющей носовой полушарнир с серединой поперечной балки 11. Вершина h -образной поперечной связи внутреннего ophyca оканчивается штоком 36 с пружинами 37. Шарнир 30 соединен с вершиной кормовой Л -образной поперечной связи 23 подвеской
38 с осью, поперечной к диаметральной плоскости корпусов ° Кормовой шарнир 30 имеет ось, соедин яющую оба полушарнира,и выполненную в виде трубы, внутри которой помещен вал рулевого управления, имеющий на конце, выходящем в сторону площадки, штурвал 39, а на противоположном - шкив 40 для тяг рулей управления. С целью сохранения эффективности работы рулей поворота при крене внешнего корпуса в кормовой части его" помещено устройство 41, обеспечивающее автоматическое удержание рулей поворота в вертикальном по отношению к площадке внутреннего корпуса положении при крене внешнего корпуса. Основные узлы этого устройства и рулевого управления с их кинематическими схемами включают в себя две одинакового радиуса дуги 42 и 43, имеющие центр в месте шарнира, выполненные трубками, которые закреплены каждая по одной стороне A -образной поперечной связи 23 внешнего корпуса в местах ее касания с этой связью. По выпуклым сторонам дуг во всю их длину имеются пазы а., направляющие движение помещенных внутрь дуг ползунков-ведущего 44 и ведомого 45. Оба ползунка соединены между собой тросом 46, проходящим внутри дуг и образующим вместе с ползунками замкнутый контур. Концы дуг скреплены между собой жесткой связью 47, которая соединена жесткой неподвижной тягой
48 с кормовым полушарниром. жесткие связи дуг несут стойки блоков 49, через которые перекинут трос, проходящий в дуги через отверстия заглушек
50 на торцах дуг. Ведущий ползунок
44 соединен с рамой площадки внутреннего корпуса кронштейном 51, а ведомый 45 имеет закрепленную на нем в нижней части под прямым углом ось
52 с подшипниками жестких тяг 53, которые имеют подшипники на своих противоположных концах, сидящие на осях 54 кронштейнов рулевых стоек.
Рулевое управление состоит из штурвала 39, жестко закрепленного на одном валу со шкивом 40,,на который навиты и закреплены концами тросы
55 рулей, поворота, идущие от него на румпели через шкивы 56 и направляющие ролики 57. Для синхронизации работы рулей поворота кормовые, оконечности румпелей соединены .синхронизирующим тросом 58, проходящим через соответствующий шкив 56 и направляющие ролики 57, Тросы рулей поворота и синхронизирующий трос подпружинены спиральными пружинами
727510
59 в местах между шкивами 56 и направляющими роликами 57 выбирания слабины тросов рулей 16 поворота, Баллер с гельмпортовой трубой 60, проходящей сквозь кормовой обтекатель
12, имеет смешение оси в наружную от оси кормового обтекателя сторону. Ведущий ползунок 61, состоящий иэ стержня 62 ползуна, шарнирно соединенного с обоймой 63 ролика и муфты 64 с вилкой, соединенной с муфтой 64 подвижно и неподвижно соединенной с кронштейном 51 рамы внутреннего корпуса с воэможностью сколь- жения муфты по стержню 62 в вертикальном направлении.
При слабом попутном ветре скорость 15 судна незначительна из-эа большой смоченной поверхности корпусов, погруженных частей подвижных крыльев
17 и 18, рулей 16 и швертов 19. С усилением ветра скорость увеличивается и также увеличивается подъемная сила крыльев 17 и 18 и внутренний корпус, выходит.из воды. При крене за счет подвижного соединения внутреннего и внешнего корпусов внутренний корпус с сеткой 28 экипажа остается почти в горизонтальном положении.
Преимущество предлагаемой конструкции по сравнению с имеющимися состоит в том, что благодаря части судна, не испытывающей крена-внутренний корпус, обеспечивается относительно комфортабельное и безаварийное плавание при хорошей управляемости благодаря системе удержания рулей в вертикальном положении. 35
Применение дополнительных носовых плавучестей 9 и 10, противодействующих носовому дифференту, также повышает безопасность плавания, а применение подводных крыльев 17 и 18 способствует достижению повышенной скорости при условии увеличенной тяги, создаваемой парусами увеличенной площади.
Формула изобретения
1.Многокорпусное парусное судно, содержащее водоиэмещающие поплавки, жесткие связи которых шарнирно в диаметральной плоскости присоединены к плавучей обитаемой подвеске с рулевым устройством, о т,л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения мореходных и навигационных качеств, подвеска выполнена из двух соединенных между собой обтекаемых корпусов, меньших относительно водоизмещающих поплавков раэмерений, поплавки в кормовой части оборудованы рулями поворота, а жесткие связи поплавков помещены в надводной части судна и связаны с подвеской.
2. Судно по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что водоизмещающие поплавки выполнены с корпусами большого удлинения с установленными в надводной части носовыми дополнительными плавучестями сигарообразной формы.
3. Судно по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что рули поворота соединены с плавучей подвеской системой гибких и жестких тяг, связанных с рулевым устройством, которое установлено на подвеске.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СШй 3807333, кл. 114-39, опублик. 30.04„74(прототип).