Муфта автоматического изменения угла опережения впрыска топлива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Il

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Соеетсиик

Социалистических

Республик ()727868

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22)Заявлено 15.07.76 (21) 2390219/25-06 с присоединением заявки М (23) П риоритет

Опубликовано 15.04.80. Бюллетень Ж14 (51)М. Кл.

F 02 М 59/00

Геоударстоонекй комитет

CCCP (53) УЛК 621.43. .038.7 (088.8 ) ео делам лзобротовнй и открытой

Дата опубликования описания 17.04.80 (72) Авторы изобретения

А. С. Лышевский, В. Ф. Мыльнев и В. А. Брагинец

Новочеркасский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (71) Заявитель (54) МУФТА АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗМЕНЕНИЯ

УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА

Изобретение относится к области двигателестроения, а точнее к устройствам регулирования угла опережения впрыска топлива в двигателе внутреннего сгорания в зависимости от скоростного режима его работы.

Известна муфта автоматического изменения угла опережения впрыска топлива, содержащая ведущую и ведомую полумуфгы, подвижную в осевом направлении втулку, нагруженную пружиной и

l0 связанную с полумуфтами соответственно через прямые и косые шлицы, и центробежные грузы, взаимодействующие с втулкой (1) .

В этой муфге из-за связи грузов с ведушей полумуфтой через неподвижные оси не достигается достаточно высокой динамической чувствительности.

Известна муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, подвижную в осевом направлении втулку, нагруженную пружиной и связанную с полумуфтамисоответственно через прямые и косые шлицы, и центробежнь е грузы, взаимодей2 ствующие с втулкой и расположенные в пазах конической тарелки, связанной с ведущей полумуфгой (2).

В таких муфтах динамическая 4увсч вительность повышена благодаря свободному расположению грузов. Однако нали чие радиальных направляющих грузов снижает их чувствительность к изменению скоростного режима.

Целью изобретения является повышение динамической чувствительности муфты, в том числе для уменьшения времени регулирования угла опережения впрыска на неустановившихся режимах.

Цель достигается тем, что каждый цаз выполнен по сопряженным дугам окружностей разных радиусов с выпуклостями, направленными в сторону вращения, Радиусы окружностей выполнены уменьшающимися по мере удаления участков паза от центра тарелки.

На фиг. 1 представлена муфта, про« дольный разрез; а на фиг. 2 показан разрез А-А аа фиг. 1.

3 . 7278

Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфг, которые соединяются с помощью промежуточной подвижной в осевом направлении втулки 3, нагруженной пружиной 4; Па наружной поверхности втулки выполнены прямые шпицы 5, а на внутренней — косые 6. Эти шли цы входят в зацепление с аналогичными

|илицами ведущей и ведомой полумуфт.

Ведомая полумуфта с помощью шпанки и 10 гайки 7 закреплена на конце кулачковогс вала 8 топливного насоса. Промежуточ ная подвижная втулка 3 опирается на центробежные грузы 9, расположенные в криволинейных пазах 10 конической та- 15 релки 11, закрепленной на ступице 12 ведущей полумуфты 1. Криволинейные пазы 10 тарелки 11 направлены выпуклостями в сторону вращения, Муфга закрыта кожухом 13, жестко скрепленным 20 с ее ведущей частью. Для заполнения внутренней полости муфты маслом в стенке ее выполнено отверстие, закрываемое винтом-заглушкой 14, а для уплотнения подвижных соединений установлены сальники .15 и 16.

Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от ведущей полумуфты 1 передается через прямые 5 и косые 6 шлицы втулки 3 ведомой полумуфте 2 и далее кулачковому валу 8 насоса.

При увеличении скоростного режима грузы 9, размещенные в пазах тарелки 11, расходятся под действием центробежных ,. сто преодолевая усилие пружины 4, и З перемещают втулку 3 влево. Я результате этого кулачковый вал поворачивается относительно ведущего вала в сторону увеличения угла опережения впрыска.

При уменьшении числа оборотов цент-,40 робежная сила грузов снижается, а кулачковый вал насоса под действием силы пружины 4 и момента сопротивления проворачивается относительйо ведущего вала в сторону уменьшения угла опере- 4> жения впрыска топлива.

Благодаря криволинейному выполнению иазов 10, скошенных в сторону, противоположную вращению муфты, при появлении ускорения пазы 10 тарелки 11, воздействуя на грузы 9, обладающие инерционностью, заставляют их быстрее перемещаться. В результате сокращается переходный период процесса регулирова68 4 ния и улучшается стабильность работы двигателя, При запуске двигателя и его работе на малых оборотах угол опережения впрыска обычно невелик и изменяется в небольших пределах, а при переходе двигателя на повышенные скоростные режимы угол опережения должен изменяться более интенсивно. Для обеспечения такого характера изменения угла опережения впрыска топлива или оптимизации статической характеристики муфты радиусы дуг окружностей, образующих криволинейный профиль пазов 10, уменьшаются по мере удаления участков пазов от центра вращения муфты.

Для уменьшения износа деталей муфты и снижения шума в процессе ее работы корпус муфты заполняется маслом через отверстие, закрываемое заглушкой

14. Кожух 13, сальники 15 и 16 образуют для масла закрытое пространство.

Формула изобретения

1. Муфта автоматического изменения угла опережения впрыска топлива, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, подвижную в осевом направлении втулку, нагруженную пружиной и связанную с полумуфтами соответственно через прямые и косые шлицы; и центробежные грузы, взаимодействующие с втулкой и расположенные в пазах конической тарелки, связанной с ведущей полумуфтой, о т,л и ч а ю щ аяс я тем,,что,,с целью повышения динамической чувствительности, каждый паз выполнен по сопряженным дугам окружностей разных радиусов с выпуклостями, направленными в сторону вращения.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю— щ а с я тем, что радиусы окружностей выполнены уменьшающимися по мере удаления участков паза от центра тарелки..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании М 1318033, кл. F 1 А, опублик. 1973.

2. Лышевский А. С. Расчет центробежных муфт опережения впрыска топлива. М.,1 Машиностроеяие, 1975, с. 33 (прототип).

727868

4-4

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор Т. Юрчикова Техред С. Мигай Корректор И. Мускa

Заказ 1103/35 Тираж 606 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ЖЗВ, Раушскаи наб., д. 4/5 филиал flflt1 Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4,