Предохранительная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиик
Социалистических
Республик (6 I ) Допол и и тельное к а вт. с вид-ву (22) Заявлеио21,0g,77 (21) 2525383/25-27 с присоединением заявки 16 (23) Приоритет
Опубликовано 15.04.80. Бюллетень М14 (5t)M. Кл.
Р 16 I) 7/02
Впударстввниый комитет
СССР
Ао делам извбретеиий и открытий (53) УДК 621
° 825.5
{ 088.8) Дата опубликования описания 18.04.80, (72) Авторы изобретения
А. Г, Баранов, А, А. Желябовский и Е, Б. Эскин (7I) Заявитель
{ 54) ПРЩ ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуется применение защиты от перегрузок в виде предохранительной муфты.
Известна предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, соединенную подпружиненными фрикционными дисками с втулкой, взаимодействующей с ведомой полумуфтой посредством зубчатой конической передачи (1) то
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является предохранительная фрикпионная муфта, содержащая ведущую полумуфту и ведомый вал, соединенные с помощью подпружиненных 15 фрикционных дисков и зубчатой передачи, колесо которой связано с ведущей полу муфтой, а также регулировочные элементы, выполненные в виде втулки с винтами, радиально установленными в ней и закрепляющими ее на валу (2):.
Указанные муфты при определенных параметрах зубчатых передач, входящих
2 в их конструкцию, обе спечивают понижение относительной скорости вращения фрикционных поверхнс1стей в предохранительном режиме. Однако значительно снизить относительную скорость вращения фоикционных поверхностей данные конструкции не позволяют и за небольшого числа зубчатой передачи, установленной между ведущими и ведомыми элементами муфт.
В связи с этим в случае длительной работы известных муфт в предохранительном режиме, особенно в высокооборотных сТ пенях механизмов, их долговечность резко сокращается иэ-за быстрого износа фрикционных дисков. Креме того, высокая относительная скорость вращения фрикционных поверхностей ведет к интенсивному нагреву конструкции, который также ускоряет износ муфты и изменяет характеристики упругого элемента, понижая тем стабильность передаваемого муфтой момента.
Увеличение же передаточного числа зубчатой передачи от ведущего вала к
7 27893
20
3 ведомому в перечисленных выше муфтах ведет к увеличен««ю количества ступеней передачи, что в свою очередь приводит . к повышению веса и габаритов муфт, Цель изобретен ия — повышение надежности и долговечности фрикционной муфты и уменьшение габаритов.
Для достижения этой цели в предлагаю мой муфте фрикционные диски выполнены и виде стаканов, имеющих внутренние зубчатые венцы и расположенных концентрично друг к другу, при этом один из фрикционных дисков жестко связан с ведомым валом, другой установлен на нем с иозможностью осевого перемещения, а зубчатое колесо смонтировано на ведущей полумуфте эксцентрично ее оси вра щения и с возможностью взаимодействия с внутренними зубчатыми венцами фрикционных дисков.
Ведомый вал может быть выполнен полым, а регулировочные элементы выполнены в виде подпружиненной резьбовой пары, помещенной в ведомом валу.
На чертеже изображена предлагаемая муфта, продольный разрез.
Муфта содержит ведущую полумуфту
1; выполненную в виде стакана с зубчатым венцом 2 на внешней цилиндрической поверхности, и ведомый вал 3, на котором на подшипниках 4 установлена ведущая полумуфта 1. Между подшипни, ками 4 расположены распорные втулки 5.
Внутри ведущей полумуфты 1 на валу 3 установлены фрикционные диски .6 и 7, выполненные в виде стаканои, расположенных концентрично друг к другу,, при этом диск 6 жестко связан с ведомым валом 3, а диск 7 установлен на нем с возмог«ностью осевого перемещения.
Зубчатые венцы 8 и 9, расположенные на внутренних цилиндри «еских поверхностях фрикционных дисков 6 и 7, взаимодейс « ву«от с зубчатым колесом 10, устанои ленным на подшипнике 11 на ведущей полумуфте 1 эксцентрично ее оси вра щения. Для обеспечения собираемости наружный диск 7 выполнен составнйм.
Внутри „ведомого вала 3 расположен винт 12, закрепленный от поворота о« носительно вала 3, и пружина 13, кото раа поджимается гайкой 14, устайовленной на винте 12. Гайка 14 застопорена шайбой 15, жестко соединенной с ведомым валом 3. Усилие сжатия пружины
13 передается через гайку 14 на винт
R2 головка которого контактирует с
4 подвижным фрикционным диском 7, обеспечивая дополнительную поверхность трения, и прижимает его к диску 6, неподвижно установленйому на ведомом
1 . валу 3.
Муфта работает следующим образом.
В случае, если передаваемый муфтой крутящий момент меньше момента срабатывания муфты, вращение от ведущей полумуфты 1 передается через зубчатое колесо 10 и фрикционные диски 6 и 7 на ведомый вал 3, при этом угловые скорости указанных элементов одинаковьь Если передаваемый через муфту крутящий момент равен или больше момента срабатывания муфты, зубчатое колесо
10, связанное с ведомым валом 3 фрикционным диском 6, начинает прецессировать на эксцентрике ведущей полумуфты
1, Наличие разницы в один - два зуба на зубчатых иенцах 8 и 9 фрикционных дисков 6 и 7 обеспечивает низкую относительную скорость их вращения, которая в десятки и сотни раз меньше, в зависимости от числа зубьев на венцах
8 и 9 фрикционных дисков 6 и 7, скорос,ти вращения ведущей полумуфты 1 отйосительно ведомого вала 3 в предохранитбльном режиме.
Величина момента срабатынания зависит от степени поджатия фрикционных дисков 6 и 7 друг к другу с помощью пружины 13, регулируемой положением гайки 14 на винте 12.
Такое выполнение предлагаемой предохранительной фрикционной муфты позволяет при уменьшении осевых габаритов значительно повысить ее надежность и
40 долговечность, что улучшает характеристики механизма, в котором она используется.
Формула изобретения
1. Предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту и ведомый вал, соединенные с помощью подпружиненных фрикпионных дисков и зубчатой передачи, колесо которой связано с ведущей полумуфтой, а также регулировочные элементы, о т л и ч а юш а я с я тем, что, с целью повышения
55 надежности, долговечности и уменьшения габаритов, фрикционные диски выполнены в виде стаканов, имеющих внутренние зубчатые венцы и расположенных концентрично друг к другу, при этом один из фрик12
Составитель О, Логвинова
Редактор Г. Нечаева ТехредН. Ковалева Корректор М. Демчик
Заказ 1108/36 Тираж 1095 Подписное 1НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 1 3035) Москйа) _#_35) Раушская наб ) д 4/5 филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
72789 ционных дисков жестко связан с ведомым валом, другой установлен на нем с возможностью осевого перемещения, а зубчатое колесо смонтировано на ведущей полумуфте эксцентрично ее оси вращения с возможностью взаимодействия с внутренними зубчатыми венцами фрикционных дисков.
2. Предохрайительная муфта по п. 1, о т л и ч а .ю ш а я с я тем, что !О
6 ведомый вал выполнен полым, а резнули ровочные элементы выполнены в виде подпружиненной резьбовой пары, помещенной в ведомом валу.
Источники информации) принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство ¹ 504897, кл. Р 16 3 43/20, 1974.
2. Патент ¹ 3662570, кл. 64-30, 1972 (прототип).