Синхронизатор муфты включения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

° л".

О П -©--А- Н - и Е

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистичесних

Республик

«« 727900

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6i ) Дополнительное к авт. свид-ву

1 (22) Заявлено07;07,77, (2! ) 2505632/25-27 (51)М. Кл.

Г 16I> 23/06 с присоединением заявки,%

Гооударстееииый комитет

СССР (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.80 Бюллетень %14

Дата опубликования описания 18.04.80„ во делам изобретений и открытий (53) УДК 621. .825.52 (088.8) и \млл лл» ю 3. %сл »»»»»»» Фим

В. В. Зеленов, Б, Ф, Индейкин, В. П. Кудряшов и B. И. Пигасов (72) Авторы изобретения Ярославский моторный завод производственного обьединения

Автодизель (71) Заявитель (54) СИНХРОНИЗАТОР МУФТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ

Изобретение относится к машинострое нию, в частности к транспортному маши» построению.

Известен синхронизатор муфты вклю чения, содержащий синхрониэируюшйе кольна, подпружиненные по окружности (1 . ъ 5

Недостатком его является наличие ударных нагрузок, Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является син . хронизатор муфты включения, содержа ший фрикпионные кольца, связанные меж ду собой блокирующими пальцами, фикси руюшие пальцы, имеющие фиксирующие скосы, и взаимодействующую с последни 15 ми подвижную по оси каретку f2), Недостаток его заключается в низкой надежности блокировки.

Цель изобретения - повышение падеж ности блокировки. 20

Это достигается тем, что в предлагае мой конструкции каретка выполнена с пилиндрическими углублениями и снабжена установленными в них подпружиненны2 ми шариками, а фиксируктшитт пальцы имеют упорные скосы на наружной поверхности, образующие совместно с фиксирующими скосами две кольцевые канавки, попеременно контактирующие с шариками.

На фиг, 1 lIQKaaaH предлагаемый син

«фронизатор, » разрезу на фиг. 2 - положелне сийхронизатора в момент начала сыЬ" хронизации, на фиг. 3 - диаграмма дина- мики момента синхронизации.

Синхронизатор содержит конусные синхронизируюшие кольца 1 и 2 с блокирующими пальцами 3, каретку 4 с фикции руюшими элементами в виде шариков 5, пальцы фиксаторов 6 и пружины 7. Конусные кольца 1 и 2 имеют фрикционные поверхности 8 и 9. Каретка 4 имеет две зубчатые полумуфты 10 и 11, фланец 12 с отверстиями 13 и 14 и гнезда 15» На кромках отверстий 13 выпол иены блокирующие фаски 16 и 17. В

Гнездах 15 размещены. шарики 5 и прукиньт 7.

Блокирующие пальцы 3 запрессованы в кольцах 1 и 2 проходят через отверстия 1 3 фланца каретки. На пальцах выполнены блокирующие скосы 18 и 19.

Пальцы фиксаторов 8 размещены между кольцами 1 и 2 и проходят через от верстия 14 фланца каретки. На пальцах выполнены фиксирующие скосы 20 и 21, и упоры 22 и 23. Фиксирующие скосы и упоры совместно образуют канавки

24 и 25.

Для пояснения работы синхронизатора на чертеже показан пример его установки в двухступенчатом демультипликаторе автомобильной коробки передач.

Демультипликатор содержит входной вал 26 с закрепленной на нем шестерней

27, выходной вал 28 со свободно вра шаюшейся шестерней 29, промежуточный вал с шестернями и механизм переключения передач 30. Шестерни снабжены конусными фрикционными поверхностями

31 и 32 и зубчатыми полумуфтами 33 и 34. Каретка синхронизатора установлена на выходном валу 28 и связана с механизмом переключения передач 30.

Шлицевое соединение 35 допускает осевое перемещение каретки на валу. Величина хода каретки определяется расстоянием

Н между ограничителями 36 и 37, которыми снабжен механизм переключения передач.

При крайних положениях каретки ее фиксирующие элементы (шарики 5) плотно контактируют с обеими боковыми стенками канавок выполненных на пальцах фиксаторов 6. Это обеспечено соответсч вующими расчетами осевых размеров из условия Л вЂ” 2 к « Н вЂ” ф А, где А - расстояние между осями канавок пальцев фиксаторов; k- наибол шее смещение шариков от осей канавок, при котором пружины могут включить фиксаторы в работу; Н - ход каретки из одного крайнего положения в другое; ф» наименьший осевой просвет между конусами фрикционной пары, исключающий ее включение до полного выхода из зацепления венцов противоположной зубчатой муфты, Работа синхронизатора осуществляется следующим образом,, За исходное примем, например, положение, когда включена прямая передача (фиг. 1). При этом каретка синхронизатора занимает крайнее левое положение, зубчатые полумуф е ы 1 0 и 3 3 находятся

7 27900 в зацеплении, фиксирующие шарики утоплены в левые канавки 24 пальцев фиксато ров, а между поверхностями 9 и 32 правой фрикционной пары имеется зазор ф.

Упоры 22 пальцев фиксаторов препятствуют случайному отходу колец 1 и 2 вправо и гарантируют плотный контакт фиксирующих шариков 5 с фиксирующими скосами 20 пальцев фиксаторов. Правые блокирующие фаски 17 каретки в это время находятся на уровне левых скосов

l8 блокирующих пальцев, Для переключения передачи каретку синхронизатора перемешают вправо. При г этом под действием фиксаторов вместе с кареткой перемешаются и кольца 3. и

2. По мере движения каретки выходят из зацепления полумуфты 10 и 33 левой зубчатой пары и затем после прохождения кареткой и кольцами пути, равного зазору ф, включается правая фрикционная пара (9 и 32).

Вследствие разности скоростей выхсдного вала 28, вместе с которым враща25 ется каретка, и правой шестерни 29 возникает крутящий мбмент, стремяшийся развернуть каретку относительно колец.

При этом блокирующие фаски 17 каретки заходят за скосы 18 блокирующих паль

Зо цев и прочно удерживаются в этом положении, препятствуя дальнейшему ходу каретки вправо (см. фиг. 2). Каретка остается заблокированной до тех пор, пока скорость вращения каретки и колец

35 не сравняется со скоростью вращения шестерни 29.

После синхронизации происходит раэблокировка каретки, и она перемещается далее вправо. При этом фиксирующие ша рики каретки выходят из канавок пальцев фиксаторов. При дальнейшем ходе каретки входят в зацепление зубчатые полумуфты

11 и 34. Включена понижающая передача: выходной вал 28 получает вращение

45 от правой шестерни 29.

Когда каретка займет крайнее правое положение, фиксирующие шарики войдут в правые канавки 25 пальцев фиксаторов.

$O

Таким образом, в момент включения понижающей передачи фиксаторы уже вновь полностью включены и готовы к обратному переключению синхронизатора на прямую передачу.

В заявленном синхронизаторе осевое усилие фиксатора в начальный момент синхронизации увеличено по сравнению с синхронизаторами известной конструкции. Сравнительные испытания, провс

5 7 27900 денные на ЯМЛ, показали, что в резуль- л тате этого величина крутяшего момента, п обеспечиваюшего блокировку, увеличилась р более чем в 2 раза. Тем самым повысилась надежность блокировки по сравне- 5 в нию с известным синхронизатором.!

Формула изобретения

Синхронизатор муфты включения, содержаший фрикционные кольца, связан ные между собой блокируюшими пальцами, фиксируюшие пальцы, имеюшие фиксирую- 5 шие скосы, и взаимодействуюшую с послед ними подвижную по оси каретку, о т6 и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью овышення надежности блокировки, каетка выполнена с цилиндрическими углублениями и снабжена установленными них поднружиненными шариками, а фиксируюшие пальпы имеют упорные скосьг на наружной поверхности, образующие совместно с фиксируюшими скосами две кольцевые канавки, попеременно контакт тируюшие с шариками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 488946, кл. F 16 З 11/04, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

No 284524,кл.F 16 Э 23/08, 1969 (прототип).

)Чс кгпв Ъ2, 5

Составитель И, Яцунов

Редактор Г, Нечаева ТекредН. Ковалева Корректор М, Демчик

Эакаэ 1108/36 Тираж:1095 Подписное

11НИИПИ ГЪсударственного комитета СССР по делам иэобретений и открытйи

113035, Москва, Ж35, Раушскаи наб., д. 4/8

Филиал ППП Патент, r..Ужгород, ул. Проектнаа, 4