Устройство для дистанционной перестройки радиоприемника

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >728213

4

pl (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено16.11.77 (2l ) 2542694/18-23 (5l ) M. Кл.

Н 03 У 5/04 с присоединением заявки №

Госудеротееиный комитет (23) Приоритет ло делам изобретеиий и открытий (Я ) д f(621. 396 .662 (088,8) Опубликовано15.04.80. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 18.04.80

П. О. Видениекс, Е. A. Галаган, В. Э. Пекаревич, Б. С. Троицкий и Ю. К. Филипский (72) Авторы изобретения

Рижский электротехнический завод ВЭФ имени В. И. Ленина и Одесский политехнический институт (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ

РАДИОПРИЕМНИКОВ

Изобретение относится к устройствам для дистанционной автоматической установки перестраиваемого органа радиопри- емника в заданное положение.

Известно устройство для дистанционной перестройки радиоприемников, содер5 жащее двигатель с редуктором, сочлененным с перестраиваемым органом приемника, следящий переключатель механически связанный с редуктором, схему управ1О ления и источники питающих напряжений (11

Недостатки этого устройства — высокий уровень помех радиоприему при работе коллекторного двигателя, низкая на дежность работы всего устройства из-за обгорания контактов следящего переключателя, невысокое быстродействие и наличие паразитных колебаний ротора при торможении и изменении направления вращептя ротора.

Целью изобретения является павышектее быстродействия. и надежности работы устройства.

Это достигается тем, что в устройство. введены два триггера, к выходам которых подключены два реле, два диодных моста, включенные между источником переменного тока и обмотками электродвигателя, в диагонали которых включены два тиристора, аноды которых подключены к неподвижным контактам, а управляющие электроды — к подвижным контактам pew,, два конденсатора, один из которых включен между неподвижным контактом следящего переключателя и вторыми входами триггеров, а второй включен между плюсом источника постоянного тока и реле торможения двигателя, транзистор, включенный между источником тормозяшего напряжения и обмотками двигателя, к коллектору и базе которого подключены нормально разомкнутые контакты реле торможения и диод, включенный между вторыми входами триггеров и общим проводом.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого устройства, содержащая реверсивный асинхронный двигатель

3, 72

1, редуктор 2, сочлененный с перестраиваэцым органом радиоприемника, следя.щий переключатель 3, источники питаю щих напрюхений 127 B, + 12 В, +100 В, С входами устройства соединены первые входы триггеров Tpl и Тр2, к выходам которых подключены реле Рl и Р2. Диод ные мосты g3 Д4 и Дб- Д10 включены между источником переменного тока и обмотками электродвигателя 1, В диагонали диодных мостов включе ны тиристоры Д5 и Дll, аноды которых подключены к неподвижным контактам, а управляющие электроды - к подвижным контактам реле Рl и Р2. Конденсатор

Cl включен между неподвижным контактом следящего.переключателя 2 и вторыми входами триггеров Tpl и Тр2, а кон денсатор С2 включен между плюсом источника постоянного тока и реле РЗ торможения двигателя. Между источником тормозящего напряжения и обмотками дви гателя включен транзистор Тl, к коллектору и базе которого подключены нормально разомкнутые контакты реле,.Р3 торможения. Между вторыми входами триггеров Трl и Тр2 и общим проводом включен диод Д12.

Устройство работает следующим обра зом.

При подаче запускающего импульса на вход 1 триггера Tpl последний перебросится, при этом контакты сработавшего реле Pl подключат к тиристору Д5 уп- равляющее напряженйе. Д5 открывается, через диодный мост и соответствующую обмотку двигателя течет ток.

Двигатель вращается и изменяет поло, жение перестраиваемого органа радиоприемника до тех пор, пока подвижный контакт следящего переключателя 3, врашаемый выходным валом редуктора 2, не совпадает с неподвижным контактом эта, го же переключателя. За время перемещения подвижного контакта переключателя между неподвижными конденсатор

Cl заряжается через Р4 от источника

+12B, а конденсатор С2 разряжается через Р3, При совпадении подвижного и не подвижного контактов конденсатор Cl накоротко соединяется на общий провод, а в точке подключения Д12 появляется импульс напряжения отрицательной полярности, который переводит оба триггера в исходное положение. Реле Pl обесточи веется и двигатель останавливается. В этот же момент на двигатель подается постоянное напряжение + 100В через

8213 4 транзистор Тl. Кратковременный импульс постоянного тока эффективно тормозит двигатель, Включение транзистора Tl управдяется реле РЗ. Длительность импульса определяется емкостью конденсатора С2.

Реверс двигателя осуществляют подачей запускающего импульса на вход триггера Тр2, при этом вышеуказанный процесс повторяется, однако работает второй диодный мост и тиристор Дll, Процессы остановки и торможения двигателя происходят так, как уже описано вы- ше.

Предлагаемое устройство применяют в установке для автоматического измерения чувствительности радиовещательных приемциков.

20 г

Формула изобрете ния

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% l31796, кл. Н 03 Г 5/04, 22.05.60 (прототип).

Устройство для дистанционной перестройки радиоприемников, содержащее

25 двигатель. с редуктором,,сочлененным с перестраиваемым органом приемника, следящий переключатель, механически связанный с редуктором, и источники питающих напряжений, о т л и ч а ю ш е е с я

30 тем, что, с целью повышения быстродействия и, надежности работы устройства, в него дополнительно введены два триггера, к выходам которых подключены два реле, два диодных моста, включенные между

35 источником переменного тока и обмотками электродвигателя, в диагонали которых включены два тиристора, аноды которых подключены к неподвижным контактам, а управляющие электроды — к подвижным

40 контактам реле,, два конденсатора, один из которых включен между неподвижным контактом следящего переключателя и вторыми входами триггеров, а второй.. включен между плюсом источника посто45 янного тока и реле торможения двигателя, транзистор, включенный между источником тормозящего напряжения и обмотками двигателя, к коллектору и базе ко-. торого подключены нормально разомкнуты

$0 контакты реле торможения, и диод, включенный между вторыми входами триггеpos a общим проводом, 728213

Составитель Т. Андреева

Редактор М. Харитонова Техред М. Кузьма Корректор N- Вирш

Заказ 1151/52 Тираж 995 . Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4