Способ определения момента трения в опорах скольжения со съемными вкладышами при прокатке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.1 077 (21) 2532122/22-02 с присоединением заявки Мо(23) Приоритет—

Опубликовано 250480 Бюллетень ¹ 15

Дата опубликования описания 30. 04 . 80 (51) М. К.л."

В 21 С 51/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 771 08 (088.8) Б. Х.Шлиомензон, A. А. Винницки :, А. А. Нарбаев и П. Г. Есырев (72) Авторы изобретения

Казахский политехнический инcòèòóò им. В. И. Ленина (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕЦЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ В ОПОРАХ

СКОЛЬЖЕНИЯ СО СЪЕМНЫМИ ВКЛАЦЫШАМИ

ПРИ HPOKATKE В ВАЛКАХ

Изобретение может быть использовано в металлургической промышленности, в частности, при определении чистого момента прокатки.

Момент прокатки, как правило, измеряют с помощью датчиков, смонтированных на шпинделях валков прокатного .стана, Однако в .этом случае момент (Млш), замеренный на шпинделе, складывается из момента прокатки (Мп) и момента трения (Мт ) в опорах сколь- . жения валков, что не всегда учитывается. Для оценки момента прокатки необходимо из замеренного момента (Мшп) вычесть момент трения (NT ) в опорах т5 валков: м =м — м и шп то

Поскольку составляющие формулы (1) меняют свое значение в зависимости от2О величины давления металла на валки, то для определения момента прокатки необходимо знать значение Мто при давлении, равном давлению металла на валки (Р), соответствующем величине д5 эамеренного момента (Мшл), т. е. надо знать зависимость

=ч(p)

Известен способ измерения момента трения в опорах скольжения при про- 30 катке в валках, включающий удаление из стана верхнего валка, приложение .усилий, равных усилиям прокатки, к опорам нижнего валка и замер моментов на шпинделе (1) .

Валки прокатных станов имеют в ес до нескольких тонн и производство их демонтажа и последующего монтажа сопряжено с определенными трудностями и приводит к значительным потерям рабочего времени стана и соответственно к снижению производительности оборудования.

Известен способ определения момента трения в опорах скольжения при прскатке в валках, включающий приложение к опорам усилий, равных усилиям прокатки, вращение валков и замер крутящих Моментов на шпинделях (2). При таком способе валки прокатного стана смазываются маслом и прижимаются один к другому. Измеряя крутящий момент и усилие прижатия, получают кривую

М = 9(Р) ° Однако этот способ заведомо дает ошибку на величину момента сил трения качества между валками.

Цель способа — повьхнение точности.

Это достигается тем, что усилия к опорам прилагают путем распора вкладышей при наличии зазора между валками, 728960

Формула изобретения а искомый момент определяют как:.;.ловину замеренного, Способ заключается н следующем.

Съемные ькладыши путем распора нагружают усилиями, ранными усилиям проКатки, оставляя при этом зазор между валками, исключающий их касание. Затем валки вращают, измеряют крутящий момент на шпинделях и определяют момент трения, как полонину замеренного .крутящего момента, На фиг. 1 доказан прокатный стан, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, продольный разрез.

На прокатном стане с рабочими валками 1 и 2 установлены съемные н кладыши 3 и 4 подшипников скольжения, 15 причем верхний валок лежит в нерабочем положении на поддерживающих нкладьпыах

5. .Между цапфами нижнего валка 2 и поддерживающими вкладьыагли 5 установлены дополнительные вкладыши б, Высо- „О та вкладышей б такова, что при приложении усилия через месдозу 7 нажиглными винтами 8 к вкладышам 3, 4, 5 и цапфам валков 1 и 2 они обеспечигзают зазор между валками. Кроме того, стан . 5 имеет датчики 9 для замера крутящего момента.

Момент трения н подшипниках скольжения определяют следуюшим образом, При включении стана валки 1 и 2 вращаются в рабочих 3 и 4, поддерживающих 5 и дополнительных 6 вкладышах.

Вращением нажиглных винтов 8 верхний валок 1 опускается до тех пор, пока поддерживающие вкладыши 5 не лягут на дополнительные вкладыши б. В этот момент между валками 1 и 2 должен быть зазор (7 не менее 5 мм. Последующее вращение нажимных винтов 8 создает на контактных поверхностях цапф валков 1 и 2 и вкладышей 3, 4 и 5 уси- @0 лие, равное усилию прокатки (Р), которое фиксируется месдозами 7. Датчики 9 в это время регистрируют момент тРениЯ (МТШ). Этот момент отличаетсЯ от момента трения в опорах валков при работе стана в реальных условиях. Во время прокатки полос усилия прокатки воспринимают только рабочие вклады- ши 3 и 4, в момент трения (М о) образуется только на контактных поверхностях четырех рабочих, вкладышей, При определении момента трения в опорах скольжения приложенное усилие действует, кроме того, на два поддерживающих 5 и два,цополнительных б вкладыша, увеличивая момент трения вдвое °

Таким образом, момент трения н опорах валков (М о) в дна раза меньше момента, замереййого при работе стана с дополнительными вкладышами л

%. = М..„ш (3)

Изменяя с помощью нажимных винтов

8 давление на контактных поверхностях вкладышей, можно получить зависимость (?), которая в дальнейшем может быть использонана для определения чистого момента прокатки.

Предлагаемый способ значительно повышает точность определения момента трения но вкладышах при прокатке и позволяет проводить замеры момента трения непосредственно на рабочем оборудовании.

Способ определения момента трения в опорах скольжения со съемными вкладышами при прокатке в валках, вклю-. чающий приложение к опорам усилий, равных усилиям прокатки, вращение ,валков и эаглер крутящих моментов на шпинделях, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, усилие к опорам прилагают путем распора вкладышей при наличии зазора между валками, а искомый момент определяют как половину замеренного.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .

1. Авторское свидетельство СССР

Р 169855, кл. В 21 С 51/00, 1962.

2. Груден А. П. Внешнее трение при прокатке — М.: Металлургия, 1973.

ЦНИИПИ Заказ 187 /11

Тираж 98б Подписное

Филиал ППП Патент ° .

r. Ужгород, ул. Проектная, 4