Якорь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОЬЕЕтЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и 1 729332
-9 (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 1 3.06. 77 (21) 2503866/22-03 (51) М. Кл.
Е 21 В 33/12 с присоединением заявки ¹Государственный комитет (23) Приоритет оо делам изобретений н отирытнй
Опубликовано 25.04.80. Бюллетень № 15 (53) УДК622.245...4 (088.8) Дата опубликования описания 28.04.80 (72) Авторы изобретения
М. А. Расторгуев и О. И. Прокопов (71) Заявитель
Восточный научно-исследовательский нефтегазовый институт по технике безопасности и промсанитарии (54 ) Я КОРЬ
Изобретение относится к скважинному оборудованию нефтяной промышленности и может быть использовано в комплекте насосно-компрессорных труб при эксплуатадии, например, глубинных насосов.
Известен якорь для фиксадии оборудования в колонне обсадных труб, включающее корпус, подпружиненные плашки и кольдо со скобой, тягой и клином (1) .
Такое устройство с клинообразными плашками и упорами имеет низкую надежность, так как включает в себя шарниры, пружины, тросс и другие соединения. В результате наличия больших нагрузок в скважине возможны обрывы и троссов и тяг.
Известен якорь насосно-компрессорных труб, включаюпгий корпус с осевым каналом и конусом, поднр ужин енны е плашки, гидроиилиндр с поршнем, образующим с корпусом кольцевую полость, подпоршневая часть которой связана с внутритрубным пространством, а в надпоршневой установлен фиксатор, взаимодействующий с корпусом и поршнем гидроиилиндра (2) .
Однако этот якорь ненадежен в работе при многократной его установке на любом уровне подъема труб.
Бель изобретения — обеспечение многократной установки якоря на любом уровне подъема труб.
Это достигается тем, что в корпусе т.о над поршнем выполнен радиальный канал, в котором установлен толкатель, выходящий в осевой канал корпуса и взаимодействующий с фиксатором.
На фиг. 1 показан общий вид предлагаемого якоря в сечении; на фиг. 2 представлено сечение А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.
Якорь состоит из корпуса 1, соединенного с насосно-компрессорными трубами муфтой 2. На корпусе 1 жестко закреплен конус 3, на котором в пазах 4 установлены плашки 5 с пружиной 6 и опорной втулкой 7. Под плашками 5 жестко
3 72 установлен трубчатый гндроцилиндр заглушенный муфтой 9, а в его кольцевом пространстве размещен поршень 10 с кольцевым толкателем 11 пнашек 5 и скобой 12. Выше поршня 10, в этом же межтрубном пространстве, на величину полного хода поршня 10 на корпусе 1 жестко закреплен фиксатор, выполненный в виде подпр. жиненной заглушки 13, на которой закреплен конусный толкатель
14, проходящий через отверстие в корпусе 1, в котором под толкателем 14 выполнено калибровочное отверстие 15. Ниже калиброванного отверстия установлена втулка 16, которая меньше сечения самой насосно-компрессорной трубы и корпуса 1.
Якорь работает следующим образом.
Пр и с ну с к е насос но-ком пр ес сор ны х труб поршень 10 находится в нижнем положении и плашки 5 свободно лежат на конусе 3, в нижнем положении; отжимаемые пружиной 6 до гидроцилиндра 8.
При прохождении в обсадной колонне плашки 5, касаясь корпуса обсадной колонны и сжимая пружину 6; поднимаются вверх по конусу 3 и его пазами 4 отводятся на его меныций диаметр. Таким образом корпус 1 вместе с якорем свободно опускается в скважину на любую глубину.
По окончании спуска насосно-компрессорных труб якорь фиксирует их положение, так как при движении насосно-компрессорных труб и корпуса 1 вверх плашки 5, двигаясь относительно конуса 3 вниз, выходят на его больший диаметр и заканчиваются между обсадной колонной и конусом 3 насосно-компрессорных труб. йля подъема насосно-компрессорных труб в их полость подается промывочная жидкость, которая проходит через калиброванное отверстие втулки 16, в сечении которой образуется перепад давления.
Появившееся давление в полости насоснокомпрессорных труб через отверстие 15 поступает под поршень 10, создавая силу, направленную на его движение вверх.
Сила движения поршня 10 через кольцевой толкатель 1 1 прилагается к плашкам
5, стремясь их сдвинуть вверх и тем самым вывести из зацепления с обсадной колонной. Усилие поршня 10 может быть недостаточным для расклинивания плашек
5, поэтому для надежности операции вся
KoJIoHHA насосно-компрессорных труб и корпус 1 несколько подается вниз, по9332
15
30
45
Формула изобретения
Якорь насосно-компрессорных труб, включающий корпус с осевым каналом и конусом, подпружиненные плашки, гидроцилиндр с поршнем, образуютций с корпусом кольцевую полость, подпоршнавая часть которой связана с внутритрубным пространством, а в надпоршневой установлен фиксатор, взаимодейс гвующий с корпусом и поршнем гилроцилинд рядке величины хопа поршня 10. При этом, плашки 5 как при спуске освобо» даются и отходят вверх по конусу 3 и далее, под действием толкателя 1 1 силой поршня 1 О, двигаются вверх, сжимая пружину 6. Поршень 10 поднимается вверх и скобой 12 входит в зацепление с подпружиненной заглушкой ) 3, фиксируя свое положение и положение плашек. 5. Прокачка промывочной жидкости прекращается и колонна насоснокомпр ессор ных труб поди им а ется.
При необходимости зафиксировать положение труб на любом уровне подъем их прекращают и в полость опускается цилиндрический груз, который может быть выполнен как по внутреннему свободному размеру насосно-компрессорных труб, так и по размеру отверстия втулки 16 с соблюдением условия непрохождения его в сечение корпуса 1 по месту установки конусного толкателя 14 заглушки 1 3.
Прохождение груза в полости насоснокомпрессорных труб может быть обеспечено его свободным падением, жидкостью и опусканием груза на троссе.
Груз, опускаясь в полость насоснокомпрессорных труб корпуса, доходит до толкателя 14 и отжимает его. Последний воздействует на заглушку 13, которая освобождает скобу 12 поршня 10.
Под действием силы пружины 6 плашки 5 проходят в исходное положение, отжимая через кольцевой толкатель 11 поршень
10. Якорь приходит в исходное положение и следующий цикл работы повторяется.
За счет наличия камеры и плашек с гидроприводом, фиксацти которых производится за счет толкателя через поршень, как при заклинивании, так и при освобождении, предлагаемая конструкция якоря позволяет повысить надежность устройства в работе.
729332
- l5
b-б
А-Д фиг,2 Фиг. Л
ПНИИПИ Заказ 1230/29 Тираж 626 Подписное
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ра, отличающийся тем,что, :с иелью обеспечения многократной установки якоря на любом уровне подъема труб, в корпусе над поршнем выполнен радиальный канал, в котором установлен толкатель, выходящий в осевой канал корпуса и взаимодействующий с фиксатором.
Исчтоники информадии, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 439582, кл. Е 21 В 23/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 354117, кл. E 21 B 33/12, 1970 (прототип).