Гидравлическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ЙСАНМЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()729393
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.10.78 (21) 2676014/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл
F 16 D 33/00
Государственный коиитет (53) УДК 621.825..6 (088.8) Опубликовано 25.04.80. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 05.05.80 по делан изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
А. В: Крутик и Н. И. Завьялов
Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. А. Скочинского (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна гидроавтоматическая муфта, содержащая полое водило и расположенные в нем зубчатое колесо и сателлиты (1).
Недостатком ее является сложность изменения характеристик.
Известна гидравлическая муфта, содержащая заполненный жидкостью и соединенный с ведущим валом барабан-водило. В щ нем расположены центральное зубчатое колесо, смонтированное на ведомом валу, а также зубчатые сателлиты, входящие в зацепление с центральным зубчатым колесом и связанные с частично заполненными жидкостью герметичными барабанами с лопатками на их внутренней поверхности (2).
Недостатком указанной муфты является невозможность ограничения передаваемого момента в зоне повышенных скольжений.
Цель изобретения — ограничение пред20 лагаемого момента в зоне повышенных скольжений.
Это достигается тем, что муфта снабже- на дополнительными лопатками, выполненными из упругого материала и радиально закрепленными на наружных поверхностях герметических барабанов.
На фиг. 1 изображена предлагаемая гидромуфта; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Гидромуфта содержит залитый жидкостью барабан-водило 1 планетарной передачи, ведущий вал 2 для присоединения к приводному двигателю, центральное зубчатое колесо 3, установленное на ведомом валу. 4 гидромуфты, и входящие в зацепление с центральным зубчатым колесом 3 зубчатые сателлиты 5. На валах 6 сателлитов смонтированы герметичные барабаны 7 с ковшеобразными лопатками 8 на их внутренних поверхностях.
На наружной поверхности герметичных барабанов 7 установлены выполненные из тонколистовой пружинной стали радиальные лопатки 9. Толщина лопаток 9 выбирается на основе расчета деформации в зависимости от скоростного напора, значение которого определяется относительной часто-.ой вращения герметичного барабана 7 и коэффициентом потерь.
729393
Гидромуфта работает следующим образом.
Барабан-водило 1 получает вращение через вал 2 от приводного двигателя. Находящаяся при этом в барабане 1 жидкость принимает форму кольца, в которую погружена часть внешних лопаток 9. В случае воздействия рабочей номинальной нагрузки на ведомый вал 4 герметичные барабаны 7 не вращаются. Находящаяся в нх ковшеобразных лопатках 8 жидкость располагается таким образом, что создает дебалансную массу, благодаря которой формируется момент от центробежных сил переносного вращения. Этот момент в стационарном режиме уравновешивает внешний момент сил сопротивления. При превышении внешней нагрузки некоторого критического значения, герметичные барабаны 7 начинают вращаться и гидромуфта работает со скольжением. Жидкость в герметичных барабанах 7 под действием центробежных сил относительного вращения принимает форму кольца, и передаваемый гидромуфтой момент формируется за счет скоростного напора, воздействующего на внешние лопатки 9.
Под действием этого напора последние 2s деформируются и тем больше, чем больше относительная скорость герметичных барабанов 7. При этом происходит уменьшение активного диаметра по лопаткам 9 и падение их гидродинамического сопротивления.
Это в свою очередь определяет и снижение передаваемого момента, величина которого зависит от выбора параметров упругой внешней лопатки 9.
Формула изобретения
Гидравлическая муфта, содержащая заполненный жидкостью и соединенный с ведущим валом барабан-водило, расположенные в нем центральное зубчатое колесо, смонтированное на ведомом валу, а также зубчатые сателлиты, входящие в зацепление с центральным зубчатым колесом и связанные с частично заполненными жидкостью герметичными барабанами с лопатками на их внутренней поверхности, отличающаяся тем, что, с целью ограничения предлагаемого момента в зоне повышенных скольжений, она снабжена дополнительными лопатками, выполненными из упругого материала и радиально закрепленными на наружных поверхностях герметичных барабанов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции Х0 1348250, кл. F 16 D, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР
Ко 609007, кл. F 16 D 33/00, 1975.
729393
A-Д
Составитель И. Я пупов
Редактор Н. Воликова Техред К. Шуфрнч Корректор Г. Решетняк
Заказ 1238 32 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал П П П к Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4