Деталь с чередующимися выступами и впадинами

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П Й -C А Н..И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

<ч729397

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.06.77 (21) 2497808/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51} М. Кл

F 16 Н 1/02

F 16 Н 55/00

Государственный комитет (53) УДК 621.833 (088.8) Опубликовано 25.04.80. Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 05.05.80 ао донам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Г. А. Журавлев (71) Заявитель

Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (54) ДЕТАЛЬ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ВЫСТУПАМИ

И ВПАДИНАМИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании деталей машин.

Известны детали с чередующимися выступами и впадинами типа косозубого или шевронного зубчатых колес, выполненные с дополнительными . круговыми канавками на торцах, расположенными на диаметре, меньшем диаметра впадин (1).

Недостатком известных деталей является невысокая нагрузочная способность и долговечность, что ограничивает их применение.

По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близкой к изобретению является деталь с чередующимися выступами и впадинами, в теле которой выполнены канавки, сопряженные с впадинами (2).

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности путем снижения максимальных изгибных напряжений.

Это обеспечивается тем, что каждая грань пересечения канавки и впадины расположена от опасного сечения на расстоянии

К = (0,03 — 0,2) S, где К вЂ” расстояние вдоль нормального профиля выступов от опасного сечения до примыкающей к нему грани пересечения канавки и впадины;

S — толщина опасного сечения выступа.

На чертеже изображен профиль сегмента

1 детали-колеса, зубья которого нарезаны с тангенциальным смешением исходного контура на величину 0,4 m. В теле детали вдоль образующих поверхностей впадин между зубьями 2, 3,4 выполнены канавки авс и

def глубиной 0,4m, края которых удалены один от другого на расстояние 1,2m и лежат на поверхности соответствующих впадин, образованных зубьями 2, 3 и 4, у их дна так, что края acdf канавок лежат между контурными точками опасных сечений зубьев, образующих общие впадины. Ширина канавки на 27% меньше ширины впадины в зоне опасных сечений, образуюгцих ее выступов.

Профиль канавки, ось симметрии которой совпадает с осью симметрии данного зубчатого колеса при условии их нарезания без тангенциа!bHolo смещения при коэффициен2о те высот.,! ножки и радиусе закругления зуба исход:. го контура 1ч = 1.25 и p = 0,4 m.

Дополни; льная канавка может быть образована. например, накаткдй роликом при вы729397

К =- (0,03 — 0,2) S, Формула изобретения

Составитель А. Верховский

Редактор Н. Катаманина Техред К. Шуфрич Корректор О. Ковииская

Заказ 1239/33 Тираж 1095 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПП П «Патент>, г. Ужгород, ул, Проектная, 4 полнении операции деформационного упрочнения.

Выполнение дополнительных ка на вок привело к снижению максимальных напряжений примерно на 8%. Анализ показывает, что с увеличением ширины дополнительной канавки эффект снижения напряжений возрастает. Одновременно снижаются градиент напряжений в опасной зоне (т.е. улучшается напряженное состояние) и жесткость зубьев.

Деталь с чередующимися выступами и впадинами, в теле которой выполнены сопряженные с впадинами канавки, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагруз»чной способности путем снижения максимальных изгибных напряжений, каждая грань пересечения канавки и впадины расположена от опасного сечения на расстоянии

5 где К вЂ” расстояние вдоль нормального профиля выступов от опасного сечения до примыкающей к нему грани пересечения канавки и впадины.

S — толшина опасного сечения выступа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Арефьев В. А. Снижение вибраций быстроходных зубчатых передач. Вестник машиностроения. 1975, № 4, с. 38 — 39.

2. Авторское свидетельство СССР № 567112, кл. G 01 М 13/02 1974 (прототип) .