Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ЙЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

„„729435 (6l ) Дополнительное к авт. свил-яу(22) Заявлено 15.06. 76 (2 1) 2372 147/25-28 (51) М. Кл. с присоединением заявки ¹â€”

601 B 5/20

Государственный комитет (23) Приоритет ао делам изобретений н открытий

Опубликовано 25.04.80. Бюллетень № 15 (53) УДК 5 1.717. .2: 62 1.833 (088.8) Дата опубликования описания 3<3. Э4.80 (72) Авторы

И. А. Хопмянский, В. P. Рагозин, Г. А. Содос и l1 E. Пархоменко изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ

ПОГРЕШНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к контролю изделий .машиностроения, а именно к контролю зубчатых колес.

Известно устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес, состоящее из измерительной рей5 ки, шпинделя с диском, предназначенного дпя установки контролируемого колесе, натяжного ролика и непрерывной ленты, охватывающей его и диск, продольной

10 каретки, связанной со шпинделем посредством ленты и передвигаемой вдоль ленты клиновой линейки, расположенной на каретке, поперечной каретки с топкателем, упирающимся в :клиновую линейку и рас15 положенным на ней измерительным механизмом, шип которого взаимодействует с рейкой (1).

Устройство работает следующим образом.

На шпиндель устанавливают контролируемое колесо и вводят его в зацепление с измерительной рейкой, перемещая про допьную каретку с клиновой линейкой, сообщают движение поперечной каретке через топкатечь и шпиндель посредством непрерывной r:енты.

Измерение кинематической погрешности колеса производят путем замера рассогласования движения поперечной каретки и измерительной рейки, передвигаемой контрс 1ируемым колесом.

Однако такое устройство предназначено только для контроля мепкомодупьных цилиндрических зубчатых колес.

Известно устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес, содержащее основание, размещенные на нем два диска, измерительное зубчатое колесо, два шпинделя, на одном из которых установлены измерительное зубчатое колесо . один из дисков, а другой предназначен для установки контролируемого зубчатого колеса и другого диска, натяжные ролики с охватываюшими их и диски непрерывными лентами, рычаг и две каретки, одна из которых кинематически связана с соответствующим шпинделем и

3 729435 4 рычагом, установленным на основании и на шайбу, а другой св взаимодействующим с другой кареткой, ДОМ Л ЕНТ Ы, связанной с измерительным механизмом(2). На фиг. 1 изображ

Устройство работает следую1Н14м обра- устройство для контр зом. на фцг. 2 — то Еке, с

Привод вращает шпиндель контродцруе- нцем шпинделей для: мого колеса, а через ленту и связанную лес„" на 221иг. 3 - вцд с ней каретку последняя роликом повора- на фцг. 4 — узел Х на чивает рьиаг, перемещающий второю ка- Устройство с одер2КЕ

perKy с индукдионным датчиком, вторая to котором установлены, половина которого прикреплена к ленте„ теже не показаны)„ а связанной с измерительным колесом. состоит цз регчл11руем

Кинематические погрешности контролируе- ры 2 с кронштейнами могО колеса ВызыВают Отнссительное другая — из поворотно смещение элементов индукционного дач- lg TOB 6 и 7 CÎ шпиндед чика, которые передаются ца измеритель- го стода 9. ное устройство с самопишущим прцспо- ШПН1п1едь 4 соблени ем. ках опоры 3, имеет и

Данное устройство является наиболее крепления зубчатого к близким к изобретени1о по технической go H01-0 диска 11. В шпец сущности к достигаемому результату. устанавливается зубча

Однако известное устройство предназ- крепится сменнь 1 дис наченО для контрОля кинематической по Размещение шпцнде грешности только цилиндрических зубчаты ной плите 5, нижнем колес и не позволяет производить контроль 75 портах и поворотном с конических, гипоидных, червячных, спиро- располагать его под л идных ц других колес.

Цель10 изобретения является контроль зубчатых колес с пересекающимися, лес, причем поворотив.. скреецива101пщ 4ися ппараллель11ыми Осями. 30 позВОдяlот Выполнить

Это достигается тем, что устройсеЕВО Ворот, а суппорты 6 и снабжено двумя стойками, одна цз которых выполнена = виде плиты, шарнирно сВязанной с ОснОВанцем поВОротнОГО сто= После устаповкц з-" ла и двух суппортов, один цз которьех 35 Обкатки дисков ц Оазм установлен на плите, на другом суппорте 4- ц 8 в цужнбм Взаик установлен один из шпинделей, а стад обкатньЕе диски 11 ц размещен между суппортаме1, другая стой- лики 14 ц 15 надеваю

KG c установленным HQ ней llpprlHM lUHHH- 16 17, IlpHrIBM Hoch делем вь1полнена регулируемой по высоте, 412 через Отклоняющие род дополнительными роликами, установлен- Вдоль ленты 16 расп02 ными HG ОсноВании и Охватываемымц лен"- с лентой ддя записи тами, одна цз которых Взаимодействует ляющцми (на чертеже с кареткой, а другая — с рычагом цзмерц- которым перемещается тельного механизма, и предназначеннымц 45 ты 16 каретка 22 с и для ориентации лент параллельно направ- ханизмом 23. С друго ля10щим каретки на участке замера; шар- палец 24 связан рыча нирным соединением ленты у рычага цз- го механизма 2" име мерительного механизма, а шпиндели ки- записц Отклонений HG нематически связаны между собой. ЫО лент 16 ц 17 Обеспеч

Кроме того, что шарнирное соедцнепие выполнено в виде связанного с одним

KQHH0M ленты корпуса с Т-Образным пазом и пальнем для соединения с рычагом измерительного механизма, размещенной в корпусе сферической шайбы и сферического упора, одеЕН конец которого опирается язае1 с друге1м конено преттгаемое

ОЛЯ КОЦЦЧЕСКЦХ КОЛЕС

LIP" 1 "I2л Распол01ке

11ЦЛЕЕНДРЕ1Ч ЕС КЕЕХ КОпо стрелке А фиг. 1 фиг. 2.

1Т основание 1, на две стойки (на чердна цз которых ой по высоте опо3 шгццделя 4, а и пле1ты 5 суп21ор-M 8 ц ПоворОТНС1ЩЕННЬ и В ПОДШИПНИрцспособденце для олеса 10 и смени2 ель 8 так же тое колесо 12 и к 13.

11я 8 HG ПОВОРОТ—

6 и верхнем 7 суптоде 9 позводяет юбым углом между уемом конусном

НОГО 210210 КЕНЦЯ КС я плита 5 ц стол двухшарнирпый раз7 — два радиаль0ОДИРУЕМОГО КОЛЕ5 и стола 9. бчатых колес ц ещенця шпинделей енсм положении на

13 ц натяжные рот гибкие ленты едтп010 перекидывают икц 18 и 19

-пожен столик 20

Отклонений и напраВне показано), по поводком 2 1 лензмерцтельным мей лентой 17 через

r 25 измерцтельноюшего перо 26 для ленту. Иатяжение ивается пружинами 2

Для устранения влияния перегиба ленты

i7 or ролика 18 в зоне рычага 25 измерительного механизма 23 установлен шарпцр 28, В котором сферический упор

29, связанный с коlгцОм ленты, идущим от натяжного ролика 15, опирается на сферическую шайбу 30, сидящую в кор1. Тайц Б. А. Точность и контроль зубчатых колес. M., "Машиностроение

1972, с. 222-227.

2. Марков H. П. Зубоизмерительные приборы. М., Машиностроение, 1 965 с 14 1-142.

5 729 пусе 3 1, соединенном со вторым концом ленты 17 от ролика 18. Для обеспечения сборки шарнира корпус 31 имеет

Т-образный паз, через который устанавливают шайбу 30 и упор 29. Натяжные ролики 15 и 14 установлены на кронштейнах 32.

Вращение колеса осуществляется приводом 33.

Устройство работает следующим образом. ð

В шпиндели 4 и 8 устанавливают контролируемые зубчатые колеса 10 и

12 {или контролируемое и измерительное).

Оси шпинделей 4 и 8 ставят в заданное положение. При этом, если колеса 10 и 15

12 со скрещивающимися осями, то, изменяя размер между стойками, устанавливают шпиндель 4 на заданную высоту межосевого расстояния от шпинделя 8 и отклоняют роликом 19 ленту 16 парал-20 лельно направляющим каретки 22.

После установки шпинделя 8 на заданный угол и расстояние с помощью дополнительных роликов 18 располагают ленту 17 параллельно направляющим каретки 22, соединяют палец шарнира 24 с рычагом 25 измерительного механизма

23, одно из колес приводя во вращение с помощью привода 33. Поскольку диски

11 и 13 выполнены с заданным передаточным отношением колес, то при отсутствии кинематической погрешности ленты 16 и 17 будут перемешаться с одинаковой скоростью и каретка 22 с измерительным механизмом 23, передвигаемая З5 лентой 16, будет перемешаться синхронно пальцу 24 шарнира 28 ленты 17.

В случае появления кинематической погрешности соотношение в углах поворота ведущего и ведомого колес 10 и 12 эа один и тот же проме>куток времени нарушится, при этом лента 16 будет либо отставать, либо обгонять ленту 17, возникшее рассогласование перемещения лент приводит к отклонению рычага 25 измерительного механизма 23, который фиксирует кинематическую погрешность.

Применение предлага емого устройства в промышленности для контроля конических, гипоидных и других передач с пересекающимися, скрещивающимися и параллельными осями позволяет значительно повысить качество изготовления колес, что увеличивает ресурс и надежность высокооборотных пепедач, 55

Формула изобретения

1. Устройство для контроля кинематической погрешногги зубчатых колес, содержащее основание, размещенные на нем два диска, измерительное зубчатое колесо, два шпинделя, на одном из которых установлены измерительное зубчатое колесо и один из дисков, а другой предназначен для установки контролируемого зубчатого колеса и другого диска, натяжные ролики с охватывающими их и диски непрерывными лентами, рычаг и две каретки, одна из которых кинематически связана с соответствующим шпинделем и рычагом, установленным на основании и взаимодействующим с другой кареткой, связанной с измерительным механизмом, о т л и ч а ю ш е е -. я тем, что, с, целью контроля зубчатых колес с пересекающимися, с скрещивающимися и параллельными осями, оно снабжено двумя стойками, одна из которых выполнена в виде плиты, шарнирно связанной одним концом с основанием, поворотного стола и двух суппортов, один из которых установлен на плите, на другом суппорте установлен один из шпинделей, а стол размещен между суппортами; другая стойка с установленным на ней друг п шпинделем выполнена регулируемой по вь соте дополнительными роликами, установленными на основании и охватываемыми лентами, одна из которых взаимодействует с кареткой, а другая — с рычагом измерительного механизма, и предназначенным для ориентации лент параллельно направляющим каЬ ретки на участке замера, шарнирным соединением ленты у рычага измерительного механизма, а шпиндели кинематически связаны между собой.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что шарнирное соединение выполнено в виде связанного с одним концом ленты корпуса с Т-образным пазом и пальцем для соединения с рычагом измерительного механизма, раэмещенной в корпусе сферической шайбы и сферического упора, один конец которого опирается на шайбу, а другой связан с другим концом ленты.

Источники информации, принятые во внимание при экспо ртиэе