Устройство для дифференциальной защиты сборных шин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Респу6лик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«»729720 (61) Дополнительное к авт.свид-ву 9 626463 (22) Заявлено 200378 (21) 2595122/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—
Опубликовано 250480. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 30. 04. 80 (51)М. Кл 2
Н 02 Н 3/28
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 316. .925(088.8) (72) Авторы изобретения
В. В. Михайлов, А. С. Дордий, В. P. Проус и A. Л. Иумский (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
ЭЩИТЫ СБОРНЫХ (JHH
Изобретение относится к дифференциальной защите сборных шин электроэнергетических систем переменного тока и является усовершенствованием устрой- 5 ства, описанного в основном авт. св. нт 626463. Основное изобретение содержит цепи формирования рабочего и тормозного сигналов. Цепь формирования рабочего сигнала содержит соединенные последовательно преобразователи ток-напряжение, общие выводы которых подключены к первичной обмотке разделительного трансформатора, вторичная обмотка которого подключена на вход двухполупериодного выпрямительного
15 моста с рабочим резистором на выходе.
Цепь формирования тормозного сигнала содержит многофазный выпрямительный мост, ко входам которого подсоеди- 20 иены выводы преобразователем ток-напряжение, а на выходе включен тормозной резистор.
Рабочий и тормозной резисторы устройства соединены последовательно, а параллельно им включен регулирующий органО1.
Устройство по основному изобретению обладает недостаточной чувствительностью при дуговых коротких замыканиях в минимальном режиме, т. е. в режиме, когда распределительные шины включаются на генераторное напряжение одним фидером, причем одновременно с включением на шинах возникает дуговое короткое замыкание с большим остаточным напряжением.
Ток дугового замыкания содержит высокочастотные составляющие (в диапазоне до 20-30 кГц), которые неодинаково преобразовываются . рабочей и тормозной цепями защиты. Так как цепь формирования рабочего сигнала содержит индуктивности преобразователей ток-напряжение и разделительного трансформатора, а цепь формирования тормозного сигнала не содержит индуктьвностей (в минимальном режиме преобразователь ток-напряжение подключен непосредственно через выпрямительный мост к тормозному резистору), то тормозной сигнал превышает рабочий. Это обуславливает нечувствительность защиты. Действительно, величины резисторов тормозного и рабочего выбираются из условия разенства тормозного и рабочего сигналов (с учетом коэффициента торможения) при металлическом коротком замыкании (КВ) на шинах,т.P npu
729720 частоте тока КЭ близкой к промышленной (50 Гц).
Так как полное сопротивление цепи формирования рабочего сигнала с увеличенйеМ частоты тока КЗ (дуговое K3) возрастает, то это снижает величину рабочего сигнала.
Целью изобретения является повышение чувствительности защиты к дуговым
КЗ. Зто достигается тем, что устройство по авторскому свидетельству
Р 626463 дополнительно снабжено индуктивным сопротивлением, включенным на выходе многофазного выпрямительно.го моста последовательно с тормозным резистором.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства защиты. Оно содержит преобразователи
1 ток-напряжение питающих фидеров, преобразователи 2 ток-напряжение питаемых фидеров. Преобразователи токнапряжение соединены последовательно и подключены на входы 3-8 дифференциального реле. Последнее состоит из цепи формирования тормозного сигнала, содержащей многофазный выпрямительный мост 9, на выходе которого включены соединенные последовательно тормозной резистор 10 и индуктивное сопротивление 11, и цепи формирования рабочего сигнала, содержащей разделительный трансформатор 12, вторичная обмотка которого подключена на вход двухполупе1 иодного выпрямительного моста 13 с рабочим резистором 14 на выходе. Параллельно рабочему и тормозному резисторам подключен реагирующий орган 15.
Работа предложенного устройства защиты аналогична работе устройствапрототипа. Введенное в схему устройства в отличие от устройства-прототипа индуктивное сопротивление 11 выравнивает рабочий и тормозной сигналы при наличии высокочастотных составляющих в токе КЗ, т ° е. при дуговых замыканиях. Величина сопротивления
11 выбирается из условия равенства индуктивных сопротивлениЯ цепей формирования рабочего и тормозного сигнала.
Уменьшение рабочего сигнала при дуговых коротких замыканиях компенсируется уменьшением тормозного сигнала, в результате этого повышается чувствительность защиты.
Такий образом предложенное уст-. ройство повидает чувствительность защиты к дуговым КЗ что обуславлива- ет существенный экономический эффект. Наиболее целесообразно применять
20 предложенное устройство в автономных э нергосистемах, где . вероятность дугового КЗ велика.
Формула изобретения
Устройство для дифференциальной защиты сборных шин по авт. св.
9 626463, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения чувствительности к дуговым коротким замыканиям, оно дополнительно снабжено индуктивным сопротивлением, включенньм на выходе многофазного выпрямитель ного моста последовательно с тормоэ35
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Заявка 9 2396688/24-07, кл. Н 02 Н 3/28, 1976, по которой принято решение о выдаче авторского
40 свидетельства.
729720
Закаэ 1298/48
Тираж 783 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, !!!-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектн ч, 4
Составитель Л. Корнеева
Редактор П. Горькова Техред Н. Бабурка Корректор E.!1àïï