Система возбуждения для синхронного компенсатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21077б (21) 2389801/24-07 (51) М. КЛ. г с присоединением заявки т(о (23) Приоритет
Н 02 P 9/14
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 250480 Бюллетень Р 18
Pата опубликования описания 260480 (5З) УДК621.313.
323 б21 313.392(088.8) (72) Авторы изобретения
А . И . Абдул кадиров и N.M. Расулов
Азербайджанский . научно-исследовательский институт энергетики им. И.Г.Есьмана (71) Заявитель (5 4 ) СИСТЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЛЯ СИНХРОННОГО
КОМПЕНСАТОРА
Изобретение относится к элект— ротехнической промышленности и может быть использовано в системах воз буждени я синхронных электрических машин, преимущественно в системах воз буждения дл я синхронных компенсаторов.
Известно устройство для возбуждения синхронной электрической машины с продольной и поперечной обмотками возбуждения, в котором процольная обмотка возбуждения питается через неуправляемый выпрямитель от якорных обмоток возбудителя, а поперечная включена между средней точкой двух последовательно соединенных тиристоров, подключенных параллельно выходу выпрямителя, и нулевой точкой якорной обмотки возбудителя (1) .
Однако у этого устройства отсутствует реверс тока в обмотках воз— буждения, что снижает диапазон регулирования и уменьшает эффективность гашения поля.
Наиболее близкой по техническому решению к rðеллагаемой является система возбуждения для синхронной электричес УоА i4RI ины, содержащая поперечную и продольную обмотки возбуждения и два тиристорных трехфаз ных выпрямит ел я, подключенных к одной и той же вторичной обмотке силового трансформатора с выведенным нулем f 21 .
Недостатком известного устройства является необходимость четырех контактных колец дл я питания обмог-îê воз буждения, что приводит к усложнению конструкции и снижению надежности, а также отсутствие реверса тока в продольной обмотке воз 6y:кдени я.
Белью изобретения является упро-! 5 щение конструкции и повышение надежности.
Ноставленная цель достигается тем, что в систему воз буждения ВНр ден дополнительный резистор, причем
20 обмотки возбуждения соединены между собой последоват ель но, а плюсовой вывод первого выпрямителя соединен с минусом второго, при этом общая точка соединения обмоток воз25 буждени я подключена к . 1и нусу первого выпрямителя и через указанный тиристор к нулевому выводу вторичной обмотки трансформатора, вывод поперечной обмотки возбуждения сое30 динен с плюсом второго выпрямителя
729809
5 !
О
55 а вывод продольной обмотки возбуждения подключен к обшей точке соединения выпрямителей.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема системы возбуждения, выполненная согласно данному изобретению.
Система возбуждения для синхронного .компенсатора состоит из продольной обмотки 1 возбуждения и поперечной обмотки 2 возбуждения, тиристорного выпрямителя 3 и тиристорного выпрямителя 4 с анодной группой 5 тиристоров и катодной группой 6 тиристоров, вторичной обмотки 7 трансформатора, вспомогательного тиристора 8 и разрядного сопротивления 9.
Система возбуждения работает следующим образом.
В режиме выдачи и частичного потребления реактивной мощности (ток в продольной обмогке возбуждения О ) в проводящем состоянии находится трехфазный мостовой выпрямитель 3; тиристор 8 и выпрямитель
4 ток не проводят. Таким образом, обмотка 2 в этом режиме находится в обесточенном состоянии. Вспомогательный тиристор 8 выполняет здесь лишь защитную функцию.
При переводе компенсатора в режим глубокого потребления реактивной мощности (ток в обмотке 1 отрицательный, 1й4 О ), выпрямитель 3 переводится в инверторный режим (для быстрого уменьшения тока в обмотке 1 до нулевого значения), далее при запертых тиристорах выпрямителя 3 импульсы управления подаются на т> ристоры анодной группы 5 выпрямителя 4 и на вспомогательный тиристор 8. Вследствие этого в обмотке 1 начинает протекать ток в направлении, обратном предыдущему.
Для полкой загрузки компенсатора в режиме потребления реактивной мощности максимальное значение тока в обмотке 1 составляет 504 от номинального его значения, В связи с этим питание обмотки указанным выше образом не завышает установленную мощность трансформатора. Поми— мо этого уменьшаются прямые и обратные напряжения на тиристорах устройства. Оба указанных фактора приводят к уменьшению стоимости системы возбуждения, ее веса и габаритов.
Известно, что при определенных значениях отрицательного тока.возбуждения в обмотке 1 нарушается устойчивая работа компенсатора. Для удержания его в устойчивом .состоянии используется поперечная обмотка 2 возбуждения. Согласно cHI íàлам обратных связей в открытое состояние переводятся тири сторы катодной группы 6 выпрямителя 4.
Для улучшения переходных процессов компенсатора иногда возникает потребность реверсировать ток также в поперечной обмотке 2 возбуждения. Это можно достичь, если встречно-параллельно каждому тиристору катодной группы 6 выпрямителя
4 включить дополнительно тиристор .
Во время пуска компенсатора в обмотках 1 и 2 наводятся переменные токи, которые замыкаются через соответствуюшие части раэрядного сопротивления 9. Последнее выполняет также функцию пускового сопротивления.
Дл я уменьшения гульсации тока в поперечной обмотке воэ бу>кдения катодную группу 6 тиристоров выпрямителя 4 желательно подсоединять к низковольтным отводам вторичной обмотки 7 трансформатора.
Применение указ анной системы воз буждени я умен ьшает количество контактных колец до трех, что упрощает конструкцию и повышает надежность контакта щеточного узла.
Формула и з обрет ени я
Система возбуждения для синхронного компенсатора, содержащая поперечную и поодольную обмотки возбуждения и два тиристорных мостовых трехфазных выпрямителя, подключенных ко вторичной обмотке силового трансформатора с выведенным нулем, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, в систему возбуждения введен дополнительный тиристор, причем обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, плюсовой вывод первого выпрямителя соединен с минусовым выводом второго, а общая точка соединения обмоток возбуждения подключена к минусовому выводу первого выпрямителя и через укаэанный тиристор к нулевому выводу вторичной обмотки трансформатора, вывод поперечной обмотки воз бу>кдения соединен с плюсовым выводом второго выпрямителя, а вывод пр одол ьн ой о бмот ки воз буждения подключен к общей точке.соединения выпрямителей.
Источники информации, прин ятые во внимание при э кспертиз е
1. Авторское свидетельство ГССР
Р 433595, кл, Н 02 K 9/12, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
9 556540, кл, H 02 P 9/14, 1972 (прототип) .
729809
Составитель A . .Лебедев
Редактор П. Горькова Техред М.Кузьма Корректор О. Ковинская
Заказ 1324/52 Тираж 783 Подписное
Ш!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г: ужгород, ул. Проектная, 4