Система возбуждения для синхронного компенсатора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21077б (21) 2389801/24-07 (51) М. КЛ. г с присоединением заявки т(о (23) Приоритет

Н 02 P 9/14

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 250480 Бюллетень Р 18

Pата опубликования описания 260480 (5З) УДК621.313.

323 б21 313.392(088.8) (72) Авторы изобретения

А . И . Абдул кадиров и N.M. Расулов

Азербайджанский . научно-исследовательский институт энергетики им. И.Г.Есьмана (71) Заявитель (5 4 ) СИСТЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЛЯ СИНХРОННОГО

КОМПЕНСАТОРА

Изобретение относится к элект— ротехнической промышленности и может быть использовано в системах воз буждени я синхронных электрических машин, преимущественно в системах воз буждения дл я синхронных компенсаторов.

Известно устройство для возбуждения синхронной электрической машины с продольной и поперечной обмотками возбуждения, в котором процольная обмотка возбуждения питается через неуправляемый выпрямитель от якорных обмоток возбудителя, а поперечная включена между средней точкой двух последовательно соединенных тиристоров, подключенных параллельно выходу выпрямителя, и нулевой точкой якорной обмотки возбудителя (1) .

Однако у этого устройства отсутствует реверс тока в обмотках воз— буждения, что снижает диапазон регулирования и уменьшает эффективность гашения поля.

Наиболее близкой по техническому решению к rðеллагаемой является система возбуждения для синхронной электричес УоА i4RI ины, содержащая поперечную и продольную обмотки возбуждения и два тиристорных трехфаз ных выпрямит ел я, подключенных к одной и той же вторичной обмотке силового трансформатора с выведенным нулем f 21 .

Недостатком известного устройства является необходимость четырех контактных колец дл я питания обмог-îê воз буждения, что приводит к усложнению конструкции и снижению надежности, а также отсутствие реверса тока в продольной обмотке воз 6y:кдени я.

Белью изобретения является упро-! 5 щение конструкции и повышение надежности.

Ноставленная цель достигается тем, что в систему воз буждения ВНр ден дополнительный резистор, причем

20 обмотки возбуждения соединены между собой последоват ель но, а плюсовой вывод первого выпрямителя соединен с минусом второго, при этом общая точка соединения обмоток воз25 буждени я подключена к . 1и нусу первого выпрямителя и через указанный тиристор к нулевому выводу вторичной обмотки трансформатора, вывод поперечной обмотки возбуждения сое30 динен с плюсом второго выпрямителя

729809

5 !

О

55 а вывод продольной обмотки возбуждения подключен к обшей точке соединения выпрямителей.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема системы возбуждения, выполненная согласно данному изобретению.

Система возбуждения для синхронного .компенсатора состоит из продольной обмотки 1 возбуждения и поперечной обмотки 2 возбуждения, тиристорного выпрямителя 3 и тиристорного выпрямителя 4 с анодной группой 5 тиристоров и катодной группой 6 тиристоров, вторичной обмотки 7 трансформатора, вспомогательного тиристора 8 и разрядного сопротивления 9.

Система возбуждения работает следующим образом.

В режиме выдачи и частичного потребления реактивной мощности (ток в продольной обмогке возбуждения О ) в проводящем состоянии находится трехфазный мостовой выпрямитель 3; тиристор 8 и выпрямитель

4 ток не проводят. Таким образом, обмотка 2 в этом режиме находится в обесточенном состоянии. Вспомогательный тиристор 8 выполняет здесь лишь защитную функцию.

При переводе компенсатора в режим глубокого потребления реактивной мощности (ток в обмотке 1 отрицательный, 1й4 О ), выпрямитель 3 переводится в инверторный режим (для быстрого уменьшения тока в обмотке 1 до нулевого значения), далее при запертых тиристорах выпрямителя 3 импульсы управления подаются на т> ристоры анодной группы 5 выпрямителя 4 и на вспомогательный тиристор 8. Вследствие этого в обмотке 1 начинает протекать ток в направлении, обратном предыдущему.

Для полкой загрузки компенсатора в режиме потребления реактивной мощности максимальное значение тока в обмотке 1 составляет 504 от номинального его значения, В связи с этим питание обмотки указанным выше образом не завышает установленную мощность трансформатора. Поми— мо этого уменьшаются прямые и обратные напряжения на тиристорах устройства. Оба указанных фактора приводят к уменьшению стоимости системы возбуждения, ее веса и габаритов.

Известно, что при определенных значениях отрицательного тока.возбуждения в обмотке 1 нарушается устойчивая работа компенсатора. Для удержания его в устойчивом .состоянии используется поперечная обмотка 2 возбуждения. Согласно cHI íàлам обратных связей в открытое состояние переводятся тири сторы катодной группы 6 выпрямителя 4.

Для улучшения переходных процессов компенсатора иногда возникает потребность реверсировать ток также в поперечной обмотке 2 возбуждения. Это можно достичь, если встречно-параллельно каждому тиристору катодной группы 6 выпрямителя

4 включить дополнительно тиристор .

Во время пуска компенсатора в обмотках 1 и 2 наводятся переменные токи, которые замыкаются через соответствуюшие части раэрядного сопротивления 9. Последнее выполняет также функцию пускового сопротивления.

Дл я уменьшения гульсации тока в поперечной обмотке воэ бу>кдения катодную группу 6 тиристоров выпрямителя 4 желательно подсоединять к низковольтным отводам вторичной обмотки 7 трансформатора.

Применение указ анной системы воз буждени я умен ьшает количество контактных колец до трех, что упрощает конструкцию и повышает надежность контакта щеточного узла.

Формула и з обрет ени я

Система возбуждения для синхронного компенсатора, содержащая поперечную и поодольную обмотки возбуждения и два тиристорных мостовых трехфазных выпрямителя, подключенных ко вторичной обмотке силового трансформатора с выведенным нулем, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, в систему возбуждения введен дополнительный тиристор, причем обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, плюсовой вывод первого выпрямителя соединен с минусовым выводом второго, а общая точка соединения обмоток возбуждения подключена к минусовому выводу первого выпрямителя и через укаэанный тиристор к нулевому выводу вторичной обмотки трансформатора, вывод поперечной обмотки воз бу>кдения соединен с плюсовым выводом второго выпрямителя, а вывод пр одол ьн ой о бмот ки воз буждения подключен к общей точке.соединения выпрямителей.

Источники информации, прин ятые во внимание при э кспертиз е

1. Авторское свидетельство ГССР

Р 433595, кл, Н 02 K 9/12, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

9 556540, кл, H 02 P 9/14, 1972 (прототип) .

729809

Составитель A . .Лебедев

Редактор П. Горькова Техред М.Кузьма Корректор О. Ковинская

Заказ 1324/52 Тираж 783 Подписное

Ш!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г: ужгород, ул. Проектная, 4