Движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБР ЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Свита Советских

> 7306I8

Социалистических

Республик a-"H (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.06.77 (21) 2498984/27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 30.04,80 (51) М. Кл. В 62 D 57/00

В 62 D 57/02

Государстееииый комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.033 (088.8) (72) Авторы изобретения Н. Д. Власко, А. К. Дзявго, Н. С. Попов и Ю. И. Хромов (71) Заявитель (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, и,:в частности к движителям транспортных средств высокой проходимости, Известен движитель, содержащий эластичные вертикальные стойки, прикрепленные к ходовой paine, на которой наклонно установлен генератор механических колебаний fl).

Недостатком этого движителя является использование только лишь одной полови- 10 ны цикла колеблющихся масс генератора, и связанный с этим черезвычайно низкий

КПД.

Другой известный движитель, который наиболее близок к изобретению по техни- 15 ческой сущности и достигаемому результату, содержит опорные лыжи с горизонтальными направляющими, в которых на свободных роликах установлены вертикальные стойки ходовой рамы, имеющей механизм возвратно-поступательного перемещения лыж, причем ходовая рама содержит также опоры, расположенные между лыжами и механизм вертнкального подъема 12).

Существенными недоста пками последнего движителя являются повышенные энергозатраты на передвижение полезного груза, а также низкая путевая скорость. Это объясняется тем, что в процессе движения транспортного средства его масса прои смене опор на лыжи и обратно совершает вертикальные колебания, а также тем, что каждое горизонтальное перемещение этой массы совершается с остановкам и.

Цель изобретения — уменьшение энергозатрат и увеличение скорости движения по опорной поверхности.

Это достигается тем, что каждая стойка установлена в вертикальных направляющих на упругом элементе и снабжена связанным кинематической связью с механизмом возвратно-поступательного перемещения лыж генератором механических колебаний, синхронных перемещениям лыж.

На че!ртеже схематически изображен продольный разрез движителя.

Движитель состоит из ходовой рамы 1, которая своими вертикальными стойками

2, имеющими на концах свободные ролики 3, опирается на лыжи 4, имеющие горизонтальные направляющие 5. На раме . установлен мех анизм б возвратно-поступательного перемещения лыж 4, который выполнен, например, в виде кривошипно-Koромыслого механизма, соединенного с зубчатым сектором 7, зацепленным с зубчатой рейкой 8, установленной на штанге 9. шарнирно соединенной своими концами 10 и 11 с направляющими 5 лыж 4.

730618

Каждая стойка 2 установлена в вертикальных направляющих 12 рамы 1 и в верхней части опирается на упругий элемент 18, выполненный, например, в виде цилиндрической пружины. На каждой стой- 5 кс 2 установлен генератор механических колебаний, выполненный, например, в виде пары дебалансов 14, вращанмщихся в вертикальной плоскости и создающих вертикальное знакопеременное усилие с частотой, равной частоте,первмещения опорных лыж

-1. Для этого дебалансы 14 посредством кинематической связи, например зубчатой (на чертеже не показана) соединены с кривошипом механизма 6 с передаточным чибис- 15 лом 11. Для возможности передачи вращения дебалансам 14, размещенным в корпусе генера тора механических колебаний, вышеуказанная кинематическая связь включает в себя муфту 15 со свободным 20 осевым перемещением ее полумуфт, например зубчатую.

При вращении каждой пары дебалансов .14 возникает вертякальная инерционная сила, изменяющаяся по синусоидальному закону. Эта сила приложена непосредственно к стойкам 2. В течение первого полуцикла, когда инерционная сила, развиваемая дебалансами, направлена вниз, давление машины на грунт увеличи- зо вается и одновременно зубчатый сектор 7, обкатываясь по зубчатой рейке 8 перемещает раму 1 вперед вместе с стойками 2 относительно лыж 4, так как сила сопротивлен ия при движении ра мы 1 со стойка- 35 ми 2 на опорных роликах 8 относительно направляющих 5 значительно меньше, чем сила сопротивления при движении прижатых к грунту лыж 4.

В течение второго полуцикла инерцион- 40 ная сила, развиваемая дебалансами 14, снимает давление веса машинь. на грунт и зубчатый сектор 7 проталкивает зубчатую

1)ейку 8, а вместе с йею и направляющие 5 с лыжами 4 вперед, относительно п родол- 4 жакицих двигаться по инерции вперед рамы 1 со стойками 2, так как масса транспортного средства, связанная с рамой 1 и стойками 2, значительно больше массы лыж 4 с направляющими 5.

Таким образом, в каждом цикле движения, только у лыж 4 с направляющими 5 скорость падает до нуля, а так как их масса, как правило, в несколько раз меньше массы остальной частя машины, то и работа, затрачиваемая на разгон лыж в каждом цикле, не является определяющей, так же как,и работа, затрачиваемая на вывешивание машины дебаланса ми, ввиду незначительности высоты вывешивания. В данном движителе высота вывешивания машины конструктивно не связана с клиренсом транспортного средства.

Применение изобретения позволяет значительно сократить энергозатраты на передвижение полезного груза и обеспечить повышенную быстроходность по пересеченной местноспи и мягким грунтам.

Формула изобретения

Движитель транспортного средства, содержащий опорные лыжи с горизонтальными направляющими, в которых на роли«ах установлены вертикальные стойки ходовой рамы, имеющей механизм возвратно-поступательного перемещения лыж, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшен ия энергозатрат и увеличения скорости движения по опорной поверхности, каждая стой ка установлена в вертикальных направляющих на упругом элементе и снабжена связанным кинематической связью с механизмом возвратно-поступательного перемещения лыж генератором механических колебаний, синхронных перемещениям лыж.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Великобритании Мо 1140954, кл. F 2 XII, 1969.

2. Патент Великобритании Мю 1221383. кл. Е 1 F, 1971.

730618

Составитель Д. Аптер

Техред В. Серякова

Редактор Н. Коляда

Корректор С. Файн

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 367/583 Изд. № 266 Тираж 729 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5