Вяжущее
Иллюстрации
Показать всеРеферат
GflHC ÀÍИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
730638 (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 16.12.77 (21) 2555789/29-33 (51) M. Кл. с присоединением заявки .%
С 04 В 7/14
Государственный комитет
СССР (23) Приоритет по делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.04.80. Бюллетень № 16 (53) УДК 666.943 (088.8) Дата опубликования описания 30.04.80
Г М. Тарнаруцкий, Л. M. Хромова, А. С. Пополов, М. П. Парасовченко, О. Н. Нагаевская, А. Ф. Аниканов, Л. И. Финкельштейн, E. Г. Бояршинов, А. М. Остроумов, П. А. Старовойтов, М. И. Свирский и В. М. Филонов (72) Авторы изобретения
Государственный дорожный проектно-изыскательский и научноисследовательский институт "Гипродорнии" и Государственный всесоюзный на о-исследовательский институт цементной промышленности (71) Заявители (54) ВЯЖУЩЕЕ
Изобретение относится к составам вяжущих и может быть использовано в строительстве, преимущественно в дорожном и аэродромном.
Известно вяжущее, включающее,%: нефелиновый шлам 72-86, активатор 10-18 и глино5 земистый цемент 4-10.
Недостатками этого вяжущего и бетонов на
его основе являются низкая прочность и недолговечность, обусловленные высоким содержанием щелочных водорастворимых соединений.
Химическое взаимодействие соединений щелочных металлов с потенциально реакционноспособными заполнителями вызывает разрушение бетонов.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предложенному является вяжущее, включающее нефелиновый шлам или цементную пыль уноса, портландцемент и гранулированный топливный шлак лри соотношении компонентов, вес%:
Нефелиновый шлам или цементная пыль уноса 60 — 80
Портландцемент 10 — 20
Гранулированный топливный шлак 10 — 20, Однако данное вяжущее характеризуется относительно невысокой прочностью. Это обусловлено недостаточным количеством водонерастворимых соединений типа природного анальцита, которые образуются в результате взаимодействия щелочных водорастворимых соединений с продуктами гидролиза гранулирован.юго топливного шлака. Кроме того, к недостаткам вяжущего и бетонов на его основе относятся короткие сроки схватывания и торможение процессов твердения, вызывающие медленный набор прочности после схватывания. Эти недостатки обусловлены замедляющим действием пластифицирующих поверхностно-активных технических лигносульфонатов, являющихся основным компонентом нефелинового шлама,на гидратацию и высоким содержанием щелочных с.единений в цементной пыли уноса. Кроме того, известное вяжу псе обладает низкой размолоспособностью, что снижает производительность мельниц, увеличивает расход электроэнергии и повышает его стоимость.
Цель изобретения — повышение прочности и замедление начала схватывания.
Таблица 1
Нефелиновый шлам.
Волховского глиноземного комбината
28 2,8 4,2 — 56 1 4
530
2,2
121 2 3,6 3,90 — 41,41 3,44 8,70 21,25
Цементная пыль учоса
Портланлдемент
22,9 4,12 4,66 — 65,4 0,8 0,20
Гранулированный топливньrA шлак
Ленинградской ТЭЦ
0,18
62 20 23,14 7,82 — 2,80 1,31
33 45 9,79 5,15 10,32 32,12 4,29
2,75
Наэаровскии ГРЭС
3 73063
Поставленная цель достигается тем, что вяжущее, включающее нефелиновый шлам или цементную пыль уноса, портландцемент и гранулированный топливный шлак, содержит компоненты в соотношении, вес.%
Нефелиновый шлам или цементная пыль уноса 20 — 40
Портлащщемент 10 — 30
Гранулированный топливный шлак 50 — 70 о
Сущность изобретения в том, что увеличение в вяжущем гранулированного топливного шлака до 50-70 вес.% способствует полному связыванию щелочных водорастворимых соединений с глиноэемоч и кремнеземом, являющих- 15 ся продуктами гидролиэа гранулированного топливного шлака. В результате реакции увеличивается содержание прочных водонерастворимых соединений ЙазО А1зОз ° 4SiO> НзО аналогичных природному анальциту, что существенно повышаеТ 20 прочность вяжущего. Прочностные свойства улучшаются также за счет взаимодействия продуктов гидролиэа шлака с известью, образующейся при гидратации, кроме того, портланд. цемент и пыль шлама или пыль уноса в коли- 25 честве до 20-40 вес.%, позволяют уменьшить тормозящее действие поверхностно-активных добавок на гидратацию Р-Сз8 и замедлять начало срока схватывания.
Вяжущее готовят путем совместного помола 30 исходных материалов до остатка 6-8%
И 008.
lies получения вяжущего. используют нефели-новый шлам Волховского глиноземного комби ната, портландцемент марки "300" и пыль уноса Подольского завода и гранулированный
8 4 топливный шлак Ленинградской ТЭЦ.17 и
Назаровской ГРЭС.
Результаты химического анализа исходных материалов приведены в табл. 1.
В табл. 2 приведены известные (I 2) и предлагаемые (3-9) составы вяжущего.
Составы 3, 4, 7 готовят с использованием гранулированного топливного шлака Ленинградской ТЭЦ-17. Составы 5, б, 8, 9 готовят с использованием гранулированного топливного шлака Назаровской ГРЭС.
Определение физико-механических показателей проводят в соответствии с ГОСТ-310-60.
Результаты испытаний предложенного и известного вяжущих приведены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, предлагаемое вяжущее имеет более высокие прочностные показатели. Повышение прочности при изгибе по сравнению с известным вяжущим составляет около 44% в 28-суточном возрасте, при сжатии— до 53%, в 90-суточном возрасте соответственно до 138% и 93%. Сроки схватывания предлагаемого вяжущего позволяют приготовлять растворы и бетонные смеси для использования в дорожном и аэродромном строительстве.
Таким образом изменение соотношения компонентов повышает прочность и удлиняет сроки схватывания предложенного вяжущего и бетонов на его основе. Регулирование сроков схватывания позволяет улучшить структурнодеформативнью свойства бетонов. Кроме того, утилизация неиспользуемых неактивных отходов энергетической промышленности поможет ñîõðàЛить энаалельные площади и атмосферу от загрязнения.
730638
Исходные материалы, вес.%
Составы
20
31
20
19
30
60, 20
20
70
20
22
30
50
40
70
20
50
Составы
117
180
1 — 40
5 — 30
217
164
0 -45
3 — 10
420
76
391
3-00
4 — 45
45,5 68
385
280
3-30
5 — 00
254
168
4- 00
6 — 20
237
3 -50
52
177
5 — 45
269
210
2-45
4 "50
280
232
4--30
2--55
282
245
57
4-.20 -30 нефелиновый шлам цементная пыль уноса порт. андцемент гранулированный топливный шлак
Табл ица 2
Количество фракций размером болеее
30 мкм
Таблица 3
730638
50 -- 70
Составитель Г, Среднева
Техред Н.Ковалева
Редактор Т. Портная
Корректор Н. Стеи
Заказ 1445/5 Тираж 671
ЦНИИ ПИ Госуларствениого комитета СССР по делам изобретений н открытий! 13035, Москва. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал 11!Я "11агеиг ". г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Подписное
Формула изобретения
Вяжущее, включающее нефелиновый алам или цементную пыль уноса, портландцемент и гранулир ванный топливный плак, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышений
,п1зочцости и сокращения начальных сроков схватывания, оно содержит указанные ком вненты в соотношении, вес.%;
Нефелиновый шлам нли цементная пыль уноса 20 — 40
Портландце мент 10 — 30
Гранулнрованный топливный шлак