Способ получения бензина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП.ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социапистических

Республнк 730791 (6l ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 1 1.07.77 (2! )2506601/23-04 с присоединением заявки .% (23) Приоритет

Опубликовано30.04.80. Бюллетень М16

Дата опубли кования описания 30.04.80 (5 I ) M. Кл..С 10 G 37/04

Гаеударетееииый комитет ио лелем изобретений и открытий (53) УДК 665,654..2(088.8) M. И. Ахметшин, Е. А. Бугай, С. Г. Прокопюк, В. М. Гермаш, Л. Н. Осипов, В. A. Хавкин, И. T. Козлов и A. В. Агафонов (72) Авторы изобретения

Уфимский ордена Ленина нефтеперерабатывающий завод (7!) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА

Изобретение относится к способам получения бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известны способы получения бензина

5 путем каталитического крекинга, гидрокрекинга нефтяного сырья )1).

Наиболее близким к изобретению является способ получения бензина путем

10 каталитического крекинга нефтяного сырья с последующим гидрокрекингом фракций каталитического крекинга, при

Ь котором каталитическому крекингу подвергают разцельно вакуумный газойль

15 и тяжелые нефтяные остатки, продукты крекинга смешивают, фракционируют на гаэ, бензин и циркулирующую фракцию, которую после соответствующей екстрак» ционной переработки подвергают гидро- 2О крекингу. Гицрокрекинг llpOBoQHT npu

371-538 С и цавлении 70-281 кг/смй

t2). При этом получают цопопнитепь» ное количество бензина. с!едостаток способа заключается в многостадийности процесса.

Бель изобретения - упрощение спосо» ба.

Поставленная цель цостигается тем, что в способе получения бензина путем каталитического крекинга нефтяного сырья с получением процуктов крекинга, их разделяют на бензиновую фракцию с концом кипения 110-180 С и остаточную фракцию, гидрокрекингу подвергают остаточную фракцию при 360-420 С, давлении 30-45 кг/смЕ с послецующим выделением из продуктов гидрокрекинга бензиновой фракции с концом кипения

130-190 С и смешением бензиновых фракций каталитического крекинга и гидрокрекинга в весовом соотношении 1:18

15: 1.

Гаэойлевую фракцию первичной пере работки нефти подвергают каталитичес» кому крекингу и из полученной широкой фракции отбирают головную бензиновую фракцию с температурой конца кипения

3 7 от 110 до 180 С (5- 30 вес.% на сырье) . Остаточную бензино-керосиновую часть широкой фракции каталитического крекинга с температурой конца кипения

m 180 до 290 С подвергают гидрокрер кингу при. 360 - 420 С, давлении

30 - 45 кг/см, при объемной скорости от 0,6 до 2,0 ч, и отбирают бензиновую фракцию с концом 130-190 С о (10 - 80 вес.% на сырье). Бензин ката» литического крекинга и гидрокрекинга смешивают в соотношениях от 1:15 до

15:1.

Полученный бензин имеет октановое число не ниже 80 в чистом виде. йля получения октанового числа

93 к бензину добавляют ТЗС в количестве 0,82 r/Kã.

Г

П р н м е р 1 . Каталитнческому крекингу в присутствии движущегося слоя шарикового катализатора подвергают вакуумный газойль, полученный из смеси западно-сибирских нефтей. Вакуумный газойль имеет следующую характеристику:

Начало кипения (НК), С 330-360

Конец кипения -(КК), С 480-520

Содержание серы, % 2, 0-3, 0

Коксуемость, % 0,06-0, 12.

В качестве катализатора используют шариковый цеолитосодержащнй катализатор, имеющий ледующую характеристику:

Плотность г/см 0,65

Стабильная активность по выходу бензина, % 41

Селективность, % 79 и химический состав, %;

Ь|Оа 88

A(0g 11,35

NagO 0,55

%е Оз0,1

Содержание цеопита 10%.

В процессе каталитического крекинга вакуумного гаэойля при 490 С, объем ной скорости 1,5 ч, и кратности циркуляции катализатора 1:2 получают каталиэат широкого фракционного состава, иэ которого выделяют 14% бензиновой фракции с температурой конца кипения

110 С, имеющую октановое число, 82 пункта по исследовательскому методу и остаточную бенэинокероснновую фрак цию каталитического крекинга с температурой конца кипения 280 С. Остаточную фракцию подвергают гидрокрехингу в присутствни каталиэатора, содержащего до

12 вес.% Nt и Мр на цеолнтном носителе гида У при общем давленкн 40 кг/см4

30791 4, объемной скорости подачи сырья О,H ч и соотношении водород: сырье

1000 нм /м . При этом получают

62 вес.% на сырье гидрокрекинга бензиновой фракции НК - 185 С с октаноо вым числом 85,4 пункта по исследовательскому методу.

Бензиновую фракцию НК - 110 С каталитического крекинга и бензиновую 0 фракцию НК вЂ” 185 С гидрокрекинга смео .С шивают в балансовом соотношении

52:4,8 и получают автомобильный бено зин НК - 185 С с октановым числом

88,6 пункта по исследовательскому методу в чистом виде или 93,4 пункта с добавлением 0,82 r/êã ТЗС.

При этом суммарный выход бензина достигает 34,0 вес.% на сырье каталитического крекннга.

Пример 2 . На установке каталитического крекинга с кипящим слоем микросферического катализатора крекируют вакуумный газойль, выделенный из смеси западно-сибирских и арланской нефтей.

Вакуумный газойль имеет следующую характеристику:

HK,0Ñ 360

KK îÑ 520

Коксуемость, % О, 10-0,12

Содержание смол, % 14.

Каталитический крекинг осуществляют в кипящем слое цеолитасодержащего микросферического катализатора KMI1 следующей характеристики:

Стабильная активность,% 39,8

Селективность, % " 76,1

Прочность на износ, % 7,6 и химического состава, %

8 Оа 39,00

АЙ Оь10,26 ) дФ 0,64

Уа 0р,1

Содержание цеолита 12%.

Каталитический крекинг вакуумного гаэойля осуществляют при 490 С, объемной скорости 2,5 ч,,и кратности цир куляции катализатора 3 - 10, Из полученного катализатора выделяют бенэино-

$0 вую фракцию HK - 180 С в количестве р

25% с октановым числом 87,5 пункта по исследовательскому методу и остаточ кую бенэино-керосиновую фракцию с концом кипения 300 С, Остаточную фракцию подвергают гидрокрекингу дрн общем давлении 40 кг/см температуре в зоне гидрокрекянга

390 С, объемной скорости подачи сыры р

5 73079

0,6 ч. . В результате гидрокрекинга о получают 77 весЛ бензина НК - 18 С с октановым числом 85,0 пунктов в чистом виде по исследовательскому методу.

Бензин каталитического крекингао фракцию НК вЂ” 180 C и гидрокрекингафракцию НК - 185 С смешивают в балансовом соотношении 1:1 и получают о автомобильный бензин НК - 185 С с октановым числом 93,2 пункта по ис- 10 следовательскому методу (с добавкой

0,8 г/кг ТЭС). Суммарный выход бен-. зина составляет 37,4 вес. на сырье каталитического крекинга.

Формула изобретения

Способ получения бензина путем ката- литического крекинга нефтяного сырья с получением продуктов крекинга с последующим гидрокрекингом при повышенных

1 6 температурах и давлении фракции каталитического крекинга, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения технологии процесса, продукты крекинга разделяют на бензиновую фракцию с концом

O кипения 110-180 С и остаточную фрак цию, гидрокрекингу подвергают остаточную фракцию с проведением процесса при о температуре 360-420 С, давлении 3045 кг/см с последующим выделением из продуктов гидрокрекинга бензиновой о фракции с концом кипения 130-190 С . и смешением бензиновых фракций каталитического крекинга и гидрокрекинга в весовом соотношении 1:15 - 15:1.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Суханов В. П. Каталитические процессы в нефтепереработке, М., Химия", 1 973.

2. Патент США И 3193488> кл. 208«68, опублик. 1965, (прототип).

Составитель Н. Королева

Редактор И, Нанкина Техред М. Петко Корректор Г. Назарова

Заказ 1457/11 Тираж 545, Подписное

LlHHHllH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )l<-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4