Способ получения бензина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП.ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социапистических
Республнк 730791 (6l ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 1 1.07.77 (2! )2506601/23-04 с присоединением заявки .% (23) Приоритет
Опубликовано30.04.80. Бюллетень М16
Дата опубли кования описания 30.04.80 (5 I ) M. Кл..С 10 G 37/04
Гаеударетееииый комитет ио лелем изобретений и открытий (53) УДК 665,654..2(088.8) M. И. Ахметшин, Е. А. Бугай, С. Г. Прокопюк, В. М. Гермаш, Л. Н. Осипов, В. A. Хавкин, И. T. Козлов и A. В. Агафонов (72) Авторы изобретения
Уфимский ордена Ленина нефтеперерабатывающий завод (7!) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА
Изобретение относится к способам получения бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известны способы получения бензина
5 путем каталитического крекинга, гидрокрекинга нефтяного сырья )1).
Наиболее близким к изобретению является способ получения бензина путем
10 каталитического крекинга нефтяного сырья с последующим гидрокрекингом фракций каталитического крекинга, при
Ь котором каталитическому крекингу подвергают разцельно вакуумный газойль
15 и тяжелые нефтяные остатки, продукты крекинга смешивают, фракционируют на гаэ, бензин и циркулирующую фракцию, которую после соответствующей екстрак» ционной переработки подвергают гидро- 2О крекингу. Гицрокрекинг llpOBoQHT npu
371-538 С и цавлении 70-281 кг/смй
t2). При этом получают цопопнитепь» ное количество бензина. с!едостаток способа заключается в многостадийности процесса.
Бель изобретения - упрощение спосо» ба.
Поставленная цель цостигается тем, что в способе получения бензина путем каталитического крекинга нефтяного сырья с получением процуктов крекинга, их разделяют на бензиновую фракцию с концом кипения 110-180 С и остаточную фракцию, гидрокрекингу подвергают остаточную фракцию при 360-420 С, давлении 30-45 кг/смЕ с послецующим выделением из продуктов гидрокрекинга бензиновой фракции с концом кипения
130-190 С и смешением бензиновых фракций каталитического крекинга и гидрокрекинга в весовом соотношении 1:18
15: 1.
Гаэойлевую фракцию первичной пере работки нефти подвергают каталитичес» кому крекингу и из полученной широкой фракции отбирают головную бензиновую фракцию с температурой конца кипения
3 7 от 110 до 180 С (5- 30 вес.% на сырье) . Остаточную бензино-керосиновую часть широкой фракции каталитического крекинга с температурой конца кипения
m 180 до 290 С подвергают гидрокрер кингу при. 360 - 420 С, давлении
30 - 45 кг/см, при объемной скорости от 0,6 до 2,0 ч, и отбирают бензиновую фракцию с концом 130-190 С о (10 - 80 вес.% на сырье). Бензин ката» литического крекинга и гидрокрекинга смешивают в соотношениях от 1:15 до
15:1.
Полученный бензин имеет октановое число не ниже 80 в чистом виде. йля получения октанового числа
93 к бензину добавляют ТЗС в количестве 0,82 r/Kã.
Г
П р н м е р 1 . Каталитнческому крекингу в присутствии движущегося слоя шарикового катализатора подвергают вакуумный газойль, полученный из смеси западно-сибирских нефтей. Вакуумный газойль имеет следующую характеристику:
Начало кипения (НК), С 330-360
Конец кипения -(КК), С 480-520
Содержание серы, % 2, 0-3, 0
Коксуемость, % 0,06-0, 12.
В качестве катализатора используют шариковый цеолитосодержащнй катализатор, имеющий ледующую характеристику:
Плотность г/см 0,65
Стабильная активность по выходу бензина, % 41
Селективность, % 79 и химический состав, %;
Ь|Оа 88
A(0g 11,35
NagO 0,55
%е Оз0,1
Содержание цеопита 10%.
В процессе каталитического крекинга вакуумного гаэойля при 490 С, объем ной скорости 1,5 ч, и кратности циркуляции катализатора 1:2 получают каталиэат широкого фракционного состава, иэ которого выделяют 14% бензиновой фракции с температурой конца кипения
110 С, имеющую октановое число, 82 пункта по исследовательскому методу и остаточную бенэинокероснновую фрак цию каталитического крекинга с температурой конца кипения 280 С. Остаточную фракцию подвергают гидрокрехингу в присутствни каталиэатора, содержащего до
12 вес.% Nt и Мр на цеолнтном носителе гида У при общем давленкн 40 кг/см4
30791 4, объемной скорости подачи сырья О,H ч и соотношении водород: сырье
1000 нм /м . При этом получают
62 вес.% на сырье гидрокрекинга бензиновой фракции НК - 185 С с октаноо вым числом 85,4 пункта по исследовательскому методу.
Бензиновую фракцию НК - 110 С каталитического крекинга и бензиновую 0 фракцию НК вЂ” 185 С гидрокрекинга смео .С шивают в балансовом соотношении
52:4,8 и получают автомобильный бено зин НК - 185 С с октановым числом
88,6 пункта по исследовательскому методу в чистом виде или 93,4 пункта с добавлением 0,82 r/êã ТЗС.
При этом суммарный выход бензина достигает 34,0 вес.% на сырье каталитического крекннга.
Пример 2 . На установке каталитического крекинга с кипящим слоем микросферического катализатора крекируют вакуумный газойль, выделенный из смеси западно-сибирских и арланской нефтей.
Вакуумный газойль имеет следующую характеристику:
HK,0Ñ 360
KK îÑ 520
Коксуемость, % О, 10-0,12
Содержание смол, % 14.
Каталитический крекинг осуществляют в кипящем слое цеолитасодержащего микросферического катализатора KMI1 следующей характеристики:
Стабильная активность,% 39,8
Селективность, % " 76,1
Прочность на износ, % 7,6 и химического состава, %
8 Оа 39,00
АЙ Оь10,26 ) дФ 0,64
Уа 0р,1
Содержание цеолита 12%.
Каталитический крекинг вакуумного гаэойля осуществляют при 490 С, объемной скорости 2,5 ч,,и кратности цир куляции катализатора 3 - 10, Из полученного катализатора выделяют бенэино-
$0 вую фракцию HK - 180 С в количестве р
25% с октановым числом 87,5 пункта по исследовательскому методу и остаточ кую бенэино-керосиновую фракцию с концом кипения 300 С, Остаточную фракцию подвергают гидрокрекингу дрн общем давлении 40 кг/см температуре в зоне гидрокрекянга
390 С, объемной скорости подачи сыры р
5 73079
0,6 ч. . В результате гидрокрекинга о получают 77 весЛ бензина НК - 18 С с октановым числом 85,0 пунктов в чистом виде по исследовательскому методу.
Бензин каталитического крекингао фракцию НК вЂ” 180 C и гидрокрекингафракцию НК - 185 С смешивают в балансовом соотношении 1:1 и получают о автомобильный бензин НК - 185 С с октановым числом 93,2 пункта по ис- 10 следовательскому методу (с добавкой
0,8 г/кг ТЭС). Суммарный выход бен-. зина составляет 37,4 вес. на сырье каталитического крекинга.
Формула изобретения
Способ получения бензина путем ката- литического крекинга нефтяного сырья с получением продуктов крекинга с последующим гидрокрекингом при повышенных
1 6 температурах и давлении фракции каталитического крекинга, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения технологии процесса, продукты крекинга разделяют на бензиновую фракцию с концом
O кипения 110-180 С и остаточную фрак цию, гидрокрекингу подвергают остаточную фракцию с проведением процесса при о температуре 360-420 С, давлении 3045 кг/см с последующим выделением из продуктов гидрокрекинга бензиновой о фракции с концом кипения 130-190 С . и смешением бензиновых фракций каталитического крекинга и гидрокрекинга в весовом соотношении 1:15 - 15:1.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Суханов В. П. Каталитические процессы в нефтепереработке, М., Химия", 1 973.
2. Патент США И 3193488> кл. 208«68, опублик. 1965, (прототип).
Составитель Н. Королева
Редактор И, Нанкина Техред М. Петко Корректор Г. Назарова
Заказ 1457/11 Тираж 545, Подписное
LlHHHllH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )l<-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4