Способ получения смазочного масла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик Ъ

L

С51) М. КЛ.2 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаЯвлено 10.1177 (21) 2543317/23-04 с присоединением заявки Нов

С 10 М 1/10

Государственный коми гет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 300<80, Бюллетень Мо 1б

Дата опубликования описания 300 480 (53) УД (б 21 . 092. 8 (088.8) Л.Д.Меликадэе, Д.С.Иосебидэе, Л.Ч.Ломидзе, А.П.Чхеидзе, Д.A.Качкадэе и Г.Г.Цомая (? 2) Авторы изобретения

Институт Физической и органической химии AH Грузинской CCP

Грузинский политехнический институт им. В. И. Ленина и Производственно-техническое объединение Министерства автомобильного транспорта Грузинской CCP (71) Заявители (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА

Изобретение относится к технологии получения минеральных смазочных масел, предназначенных для высоконагруженных зубчатых передач автомобилей, тракторов и т.д.

Известны способы получения смазочного масла путем добавления к минеральным маслам твердых антиарикцйонных дисперсных материалов, например дисульФида, молибдена (1 j, Наиболее близким к предложенному способу по сущности и достигаемому результату является способ получения жидких минеральных смазочных масел путем введения в минеральные масла, в виде суспензии высокодисперсного углерода, получаемого электрокарбо— ниэацией жидких ароматических углеводородов (2).

Этот способ позволяет получить смазочные масла, превосходящие своими противопиттингGBblMH свойствами и стойкостью против срабатываемости (истощения) присадки известные автомобильные масла, содержащие химически активные добавки.

Недостатками и-.âåñòíîão способа являются сравнительно невысокие начальные противоиэносные и противозадирные свойства, низкие коллоидал ьн а я ус той чив ость и н и э к от емпературные свойства смазочных масел, получаемых по этому способу.

Цель изобретения — повышение трибомеханических и низкотемпературных свойств, а также коллоидальной устойчивости масла.

Поставленная цель достигается тем, что высокодисперсный углерод вводят в виде водно-углеродной пасты с последующим выпариванием воды при 110115оС и охлаждением полученной суспензии.

В качестве водно-углеродной пасты i5 используют отход производства ацетй лена окислительным пиролизом метана.

В полученную суспензию при 65-70оС добавляют стабилизатор, а затем вводят сначала пративоиэносную, 2С и после этого депрессорную присадки и производят перемешивание до получения стабильной однородной суспенэни *

Пример 1. На 71 вес.ч. мас2з ла индустриального 12 добавл яют

100 вес.ч, водно-углеродной пасты высокодисперсного углерода, получаемой в виде отхода гроизводства ацетилена окислительным пирролизом

3О природного rаза и содержащей 5 вес.Ъ

730793

Таблица 1

Масла

Показатели

1. 10 с а) 60

36 б) 2.

2 ч а) 17,8

32 1

38 чистого углерода. Полученную смесь одновременно перемешивают и подогревают до 110оС до полного выпаривания воды. Затем данную суспенэию охлаждают до 65ОС. Эту температуру поддерживают и с интервалами времени

10 мин добавляют 20 вес.ч.стабилизатора — .смолосодержащий остаток перегонки нефти в виде полугудрона непарафинистых нефтей ) 100 = 2832 сСт. После этого сначала вводят

3 вес.ч. противоизносной присадки

ДФ-11, а затем 1 вес.ч. депрессатора АзНИИ и при этом осуществляют гомогенизацию с помощью насоса .шестеренчатого типа двигателя автомобиля ГАЗ вЂ до получения стабильной однородной суспензии.

Пример 2. На 82,8 вес.ч. масла индустриального 12 добавляют

120 вес.ч. водно-углеродной пасты высокодисперсного углерода, получаемой в ви1 е отхода производства ацетиР лена окислительным пиролизом природного газа и содержащей 5 вес.Ъ чистого углерода. Полученную смесь одновременно перемешивают и подогревают до 115 С до полного выпаривания воды.

Затем данную суспензию охлаждают до

70@С. Эту температуру поддерживают и с интервалом времени 15 мин добав ляют 6,2 вес.ч. стабилизатора — октадецилимидолеат. .После этого сначала вводят

4,5 вес.ч. противоизносной присадки

ЭФО .и 0,5 вес.ч. депрессатора АзНИИ и При этом осуществляют гомогенизацию с помощью насоса шестеренчатого типа двигателя автомобиля ГАЗ-21 до получения стабильной однородной суспензии.

Результаты исследований известного и предлагаемого смазочного масла приведены в табл.1.

Результаты эксплуатационных испытаний масел в коробке перемены переПротивозадирные свойства на ЧИМ

Продолжительность опыта обобщенный показатель износа нагрузка сваривания

Продолжительность опыта обобщенный показатель износа нагруэка сваривания дач (КПП) и редукторе заднего моста (РЗМ) автомобилей при пробеге

30.000 км приведены в табл.2.

Как видно иэ таблиц, предложенный способ по сравнению с известным

5 имеет ряд преимуществ, которые дают возможность получения коллоидноустойчивых сказочных масел с высокими трибомеханическими свойствами, эффективно предохраняющие трущиеся

)Q поверхности агрегатов трансмиссии автомобилей от износа, задира и питтинга; относительно каловязких низкозастывающих, но эффективных трансмиссионных масел, обеспечивающих легкое начало движения (трогание автомобиля с места) и малую затрату мощности на преодоление сопротивления сдвига масла в агрегатах трансмиссии автомобилей, с чем связано уменьшение расхода топлива; стабильного масла в отношении ухудшения его трибомеханических свойств в процессе работы, с чем связано увеличение запаса качества масла, обеспечивающего увеличение длительности срока его

25 работы без замены и тем самым уменьшение расхода масла; более эффективного, всесезонного масла для средней климатической зоны, чем известное масло — ТАп-15В.

При осуществлении предложенного способа используются отходы производства ацетилена для получения ценных товарных продуктов .

Результаты "êñïëóàòàöèîííûõ

Р исследований показывают, что минеральное смазочное масло, полученное предложенным способом, за счет сни— жения расхода бензина дает около

20 тыс.р. годовой экономии на 100 о автомобилей .КАЗ вЂ 6, а также сберегает большие средства посредством уменьшения износа агрегатов трансмиссией автомобиля.

730793

Продолжение табч. 1

0,61

Время до начала питтинга, мин 311

3000

300

-20

-40

1,80,Испытание на коррозию сталь- Выдерных и медных пластинок при 100 С жало

3 ч

Выдержало

УПМ-углерод, получаемяй в виде остатка производства ацетилена окислительным пиролиэом метана.

ФЪ

Данное масло содержит также 20% смолосодержащего остатка перегонки нефти (Ф -28-32 сСт) и 1% депрессатора АэНИИ. Таблица 2 по КПП а) обобщенный показатель износа 51,2 б) нагрузка сваривания 42

50t1

35 по РЗМ а) обобщенный показатель износа

43,1

51 2

Содержание железа в отработавших маслах, Ъ а), по КПП .б) по Р3М

О, 166

0,248

0,218

0,341

Противоизностные свойства на ЧШМ (нагрузка 20 кг, продолжительность опыта 2 ч) Вязкость динамическая, сПз, : при -30о С

-20ОС

-1 5 С

100С

-100 С

Вязкость кинематическая, сСт при 100 С

Температура застывания, С

Температура вспышки в открытом тигле,еC

Противозадирные свойства отработавших масел на ЧШМ

256

31

6,6

730793

Продолжение zàáä.2

Смазочные масла

Показатели

Известное

Следы повреждения рабочих поверхностей шестерен по КПП

Нет а) интенсивный износ б) задиры в) питтинг по РЗМ а) интенсивный износ б) задиры в) питтинг

Есть

14,5

12,6 а) свежих маслах, л б) отработанных (пробег

30000 км) маслах, л

16,8

13,7

Расход бензина автомобилем на 100 км пробега, л

49,2

48,0

Формула изобретения

Составитель н. ьогданов а

Техред Э.мужик Корректор Е.Папп

Редактор A.Äîëëíè÷

Заказ 1463/12 Тираж 545 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130 35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Нроекная, 4

Потери на прокручивание трансмиссии (KIIII и P3N), при +18oC воздуха на

1. Способ получения смазочного масла путем введения в минеральное масло высокодисперсного углерода, отличающийся тем, что, с целью повышения трибомеханических и низкотемпературных свойств, а также коллоидальной устойчивости масла, высокодисперсный углерод вводят в виде водно-углеродной пасты с последующим выпариванием воды при температуре 110 †115 и охлаждением полученной суспензии.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что в качестве водноуглеродной пасты. используют отход производства ацетилена окислительным пиролизом метана.

Источники информации, гринятые во внимание пои экспертизе

1. Виноградова И„Э. Противоизносные присадки к маслам. Химия, 1972, с. 110 .

2. Авторское свидетельство СССР

978721, кл. С 10 М 1/10, опублик.

1850 (прототип).