Опора вала турбоагрегата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (и)730981

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.08.78 (21) 2660466/24-06 с присоединением заявки Ме (51) М. Кл.з

F 01Р 15/08 (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень ЛЪ 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (53) УДК 621.438 (088.8) по аелам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Б. Ф. Косаротов и В. Л. Евланников (71) Заявитель

Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение «Невский завод» им. В. И. Ленина (54) ОПОРА ВАЛА ТУРБОАГРЕГАТА

ГосУдаРственный комитет (23) Приори гег

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности, к опорам вала турбоагрегатов.

Известны опоры вала турбоагрегата, содержащие размещенные с обоих сторон соединительных муфт подшипники нагрузки и двигателя, снабженного приводным маслонасосом, и соединяющий муфты промежуточный вал (11.

Недостатком таких устройств является 10 недостаточная надежность, обусловленная тем, что промежуточный вал нагружает своим весом роторы и подшипники, а это является причиной преждевременного выхода последних из строя. 15

Целью изобретения является повышение надежности турбоагрегата.

Достижение этой цели обеспечено тем, что опора вала снабжена дополнительным подшипником, установленным на промежу- 20 точном валу и выполненным в виде двух, установленных в корпусе опорных плавающих колец с уплотняющими поясками на прилегающих к корпусу торцах, а полость между кольцами сообщена с выходом из 25 маслонасоса.

На фиг. 1 показана схема турбоагрегата с опорой вала; на фиг. 2 — конструкция опоры вала.

Опора вала турбоагрегата снабжена до- 30 полнительным подшипником 1, установленным на промежуточном валу. 2, служащим для передачи вращения от двигателя (турбины) 3 к нагрузке (компрессору) 4 посредством трубчатых муфт 5. Вал компрессора 4 установлен на опорном 6 и упорном

7 подшипниках. Вал турбины установлен в подшипниках 8.

Для подачи масла к опоре предусмотрен маслонасос 9. Кроме того, предусмотрен пусковой маслонасос 10, имеющий отдельный привод 11, подсоединенный к выходной магистрали 12 насоса через обратный клапан 13. Дополнительный подшипник служит в данном случае для разгрузки от веса промежуточного вала 2 опорных подшипников 6 и консольного участка вала компрессора 4 со стороны приводной зубчатой муфты 5. В неподвижном, связанном с фундаментом корпусе 14 установлены два одинаковых опорных плавающих кольца 15, охватывающие вал 2, кольца 15 подвижны в радиальном направлении и зафиксированы от поворота штифтами 16. На кольцах выполнены уплотняющпе пояски 17. Полость

18 между кольцами 17 сообщена с выходом маслонасоса 9 отверстием 19.

При неработающей машине кольца 15 свободно опираются на вал 2. Масло на смазку колец 15 поступает от пускового

730981

Фиг. 1

Составитель О. Масталыгин

Редактор Л. Гольдина Техред А. Камышникова

Корректоры: В. Петрова и Л. Орлова 7

Заказ 544/6 Изд. № 277 Тираж 583 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

JUL 8

Типография, пр. Сапунова, 2 маслонасоса 10. При давлении масла кольца 15 своими поясками 17 прижаты к торцовым поверхностям корпуса 14. После пуска машины вал компрессора 4 всплывает в радиальном направлении на опорных подшипниках 6 н занимает определенное положение относительно неподвижных элементов машины. Одновременно перемещается и занимает определенное положение промежуточный вал 2. При этом втулки 15 вви- 10 ду небольшого начального давления масла не препятствуют смещению вала 2 и будут перемещены вместе с ним. В момент разгона роторов и вала 2 по достижении определенной скорости вращения масло начина- 15 ет поступать от основного маслонасоса 9.

При этом обратный клапан 13 закрыт и пусковой маслонасос 10 может быть выключен.

С ростом скорости вращения давления масла увеличивается и возрастают усилия при- 20 жатия колец 15 к корпусу 14. На номинальном режиме кольца 15 установлены неподвижно по отношению к корпусу 14 и выполняют роль дополнительного подшипника.

Формула изобретен ия

Опора вала турбоагрегата, содержащая размещенные с обеих сторон соединительных муфт подшипники нагрузки и двигателя, снабженного приводным маслонасосом, и соединяющий муфты промежуточный вал, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, опора снабжена дополнительным подшипником, установленным на промежуточном валу и выполненным в виде двух установленных в корпусе опорных плавающих колец с уплотняющими поясками на прилегающих к корпусу торцах, а полость между кольцами сообщена с выходом из маслонасоса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Елисеев В. А. Турбо- и компрессоростроение. «Машиностроение», 1970, с, 121.