Турбокомпрессор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ш 73I067
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.09.78 (21) 2668086/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень ¹ 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (51) М. Кл.-
F 04D 25/02
Государственный комитет (53) УДК 621.515 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
М. С. Приходько, Г. Н. Злотин и А. В. Ушаков
Волгоградский политехнический институт (71) Заявитель (54) ТУРБОКОМПРЕССОР
Изобретение относится к центробежным пагнетателям с газотурбинным приводом, например, для наддува двигателей внутренлего сгорания.
Известен турбокомпрессор, содержаилш корпус с рабочими колесами компрессора и газовой турбины (1).
Недостатком такого турбокомпрессора является малоэффективное охлаждение корпуса.
Наиболее близок по конструкции к описываемому изобретению турбокомпрессор, содержащий корпус с кольцевой охлаждающей камерой, соединенной каналами с выходной полостью компрессора и, размещенный в корпусе ротор с радиальными рабочими колесами компрессора и газовой турбины, имеющей воздушный и газовый сопловые аппараты, последний из которых установлен с зазором относительно колеса турбины (2).
Недостатком этого турбокомпрессора является неэффективное использоьанпе энергии охлаждающего воздуха.
Целью изобретения является улучшение использования энергии охлаждающего воздуха.
Указанная цель достигается тем, что ротор имеет дополнительное колесо, образующее с воздушным сопловым аппаратом воздушную турбину и установленное относительно последнего с зазором, и зазоры между колесами турбин и аппаратами сообщены между собой. Внутренний и наружиьш диаметры соответственно соилового аппарата и колеса воздушной турбины мсш ше одноименных диаметров газовой турбины.
На чертеже представлен турбокомпрес10 сор, продольный разрез.
Турбокомпрессор содержит корпус 1 с кольцевой охлаждающей камерой 2, соединенной каналами 3 с выходной полостью
4 компрессора 5. В корпусе 1 размещен
15 ротор 6 с радиальными рабочимп колесами
7 — 9 соответственно компрессора 5, газовой турбины и воздушной турбины, имеющие соп IQBbIe аппараты 10 и 11 соответственно.
Зазоры 12 и 13 между колесами 8 и 9
20 турбин и аппаратами 10 и 11 сообщены между собой через кольцевую щель 14, в которой может быть установлено лабириитиое уплотнение.
Внутренний и наружньш диаметры D, и
25 Вз соответственно соплового аппарата 11 и колеса 9 воздушной турбины меньше одноименных диаметров D3 и D< аппарата 10 и колеса 8 газовой турбины.
При работе турбокомпрессора часть сжа30 того воздуха из выходной полости 4 ком731067
Составитель Л. Клубнникин
Тскред В. Серикова
Корректор В. Дод
Редактор Л. Гольдина
Заказ 539/12 Изд. М 275 Тираж 729 Подписное
НПО «Поиск» 1осударствеииого комитета СССР по делам изобретении:.! 0T!ið ITHli
113035, Москва, Я -35, Раугиская иао., д. 4/5
Типография, ир, Сапуноиги 2 прессира 5 через каналы 3 отбирается в кольцевую охлаждающую камеру 2 и охлаждая корпус 1, поступает через воздушный сопловый аппарат 11 на лопатки колеса 9. При этом воздух охлаждает сопряженные стенки газового соплового аппарата 10 и колеса 8. Часть воздуха через кольцевую щель 14 поступает в колесо 8 газовой турбины и создает воздушную охлаждающую пленку иа стенке этого колеса.
3а счет работы в воздушной турбиис нагретый охлаждающий воздух возвращает значительную часть энергии на вал турбокомпрессора. Выбор диамстрои соплового аппарата и колеса воздушной турбины обеспечивает оптимальные условия работы воздуха в воздушной турбиие и наилучшее использование его энергии.
Формула изобретения
1. Турбокомпрессор, содержащий корпус с кольцевой охлаждающей камерой, соединенной каналами с выходной полостью компрессора, и размещенный в корпусе ротор с радиальными рабочими колес; ми компрессора и газовой турбины, имеющей воздушный и газовый сопловые аппараты, последний из которых установлен с зазором относительно колеса турбины, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью улучшения использования энергии охлаждающего воздуха, ротор имеет дополнительное колесо, образующее с воздушным coII3!oâûì BI!III!10 ратом воздушную турбину и yc!ai!o!3;ICIII!oc относительно пос Icg!!e! o с зазором, и зазоры между колесами турбин и аппаратами сооощспы между собои.
2. Турбокомирсссор ио и. 1, о тл и ч а ю15 гц II и с я Гсм, ч10 в!Г Г1)свини и иар1 жпыи диамстры соотвстстьсиио соплового аппарата II колеса воздушной турбины мсиьшс одноименных диаметров газовой турбины.
Источ1шки информации, 20 привитые во внимание при экспертизе
1. Патснт СШЛ М 3994б30, кл. 417 — 407, опублик. 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
Ne 564445, кл. F 04D 25102, 1974,