Система смазки подшипников

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЛ ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Ь|тОРСИОМ СВИДНИЛЬСтЕ и >731170

Союз Советсккк

Соцмелмсткческкл

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31.01.78 (21) 2575040/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (51) М К

F 16 N 7/38

F 02 С 7/06

Гасударственный камнтет

Опубликовано 30.04.80. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 05.05.80 (53) УДК621.438 (088,8) аа деним нзобратеннй и нтннмтнй (72) Авторы изобретения

A. И. Ерошкин и Л. И. Франкштейн (71) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ПОДШИП1-)ИКОВ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системе смазки подшипников качения, например, ротора авиационных и других транспортных газотурбинных двигателей.

Известна система смазки, содержащая основную магистраль с последовательно

5 включенными масляным баком, насосом, обратным клапаном, трубопроводом и аварийную магистраль с емкостью, подключенной трубопроводом к основной магистрали между баком и аварийным насосом (1). 1а

Такая система смазки не обеспечивает длительную подачу масла в случае потери его из масляного бака основной магистрали.

Известна также система смазки подшипников, преимущественно авиационных газотурбинных двигателей, содержащая форсунки, подающие масло в подшипники, основной канал которых сообщен нагнетающей магистралью через запорный клапан с выходом масляного насоса (2).

В случае аварийной потери масла в известной системе смазки (утечка масла через уплотнения и другие нарушения в работе системы смазки) подшипники опор ротора двчгателя, как наиболее нагруженные и быстпоходные, выходят из строя из-за масляного голодания», и отсутствия отвода выделяющегося в них во время работы тепла.

Цель изобретения — повышение надежности работы системы смазки при прекращении подачи к подшипникам масла из основного масляного бака.

Это достигается тем, что к основному каналу форсунок системы смазки подключен дополнительный канал и к последнему через электромагнитный клапан — пневмоаккумулятор, а к нагнетающей магистрали по ходу масла за запорным клапаном подключен снабженный электромагнитным клапаном трубопровод для подачи воздуха от компрессора двигателя.

На фиг. 1 показана схема системы смазки годшипников опор ротора авиационного газотурбинного двигателя; на фиг. 2 — конструктивная схема одной из подшипниковых опор ротора.

Каждая опора 1 ротора 2 двигателя 3 (на фиг. 2 условно показана одна из опор ротора) содержит подшипник 4 качения, установленный в корпусе 5 и закрепленный в нем и на валу ротора 2 гайками 6 и 7.

Для смазывания и охлаждения подшипни731170

Формул и изобретения ки 4 снабжены форсунками 8, основной канал 9 которых сообщен трубопроводами 10 с общим трубопроводом 1 нагнетающей магистрали. Трубопровод 11 сообп<ает бак 12 через нагнетающий масляный насос 13 с редукционным клапаном 14 и фильтр 15 с перепускным 16 и запорным 17 клапанами.

3а запорным клапаном 17 к общему трубопроводу 11 подключен трубопровод 18 с электромагнитным клапаном 19. Трубопровод 18 сообщает общий трубопровод l l c компрессором (не показан) двигателя 3.

Форсунки 8, кроме основного канала 9, снабжены дополнительным кан..лом 20, сообщенным трубопроводами 21 и 22 с пневмоаккумулятором 23 через маслодозирующий микронасос 24 и электромагнитный клапан 25. Внутренняя полость пневмоаккумулятора 23 разделена упругой перегородкой 26 на две: полость 27, заполненную маслом, и полость 28, заполненную сжатым воздухом.

Система смазки работает следуюгцим образом.

При наличии масла в баке 12 оно подается нагнетающим масляным насосом 13 через фильтр 15, запорный клапан 17, общий трубопровод 11 и трубопроводы 10 к форсункам 8, из которых масло по основному каналу 9 направляется в подшипники 4 опор 1 ротора 2.

Из подшипников 4 масло отводится 06ратно в бак 12 через систему откачки (не показана).

При аварийной потере масла из 6; кя 12 включаются сигнализаторы «Мяло х!:1с.<я>, или «Мало давление масла» (не показаны).

В этот момент от руки или автоматнч<-сзи включаются электромагнитные кла11n!II-.,I,9 и 25. При этом по трубопроводам 18, 11 и 10 от компрессора двигателя 3 в основной êàнал 9 форсунок 8 поступает воздух. Одновременно нз полости 27 пневмоаккумулятора 23 сжатым воздухом полости 28 вытесняется масло, которое по трубопровод)< 22 поступает K маслодозирующим

i!. направляется в дополнительный канал 20 форсунок 8, из которого оно увлекается воздухом, поступающим по трубопроводам 10 в основной канал 9 форсунок 8, распыляется и в виде масловоздушнои смеси направляется в подшипники 4 опор 1 ротора 2.

Пройдя подшипники 4, масловоздушная смесь выбрасывается в атмосферу через систему суфлирования (не показана) полостей корпусов 5 опор 1.

Для надежного смазывания и охлажде)III ния расход масла должен быть 100 — 150 г/ч на один подшипник. Таким образом, при небольшой емкости пневмоаккумулятора (1,5 — 2 л) обеспечивается надежная сравнительно длительная работа двигателя (2—

3 ч) после потери масла из бака системы

15 смазки, что позволяет закончить запланированный г!олет, повысить надежность, безопасность и безотказность транспорта, особенно авиационного, а также !!редотвратить возникновение вторичнь<х повреждений деталей двигателя.

Система смазки подшипников. ппеимущественно авиационных газотурбинных;!НиГятелей, содержащая фО!ОсунKI!, Основной канал которых < 006IU< Ir нагнс:."3 ошей магистралью црез "-апор ый кляп;-".. с --.I: -:Одом масляного «ас;са, отлика!ои,с<вся тем, что, с цсль;0 повышен:<я нядежнос и., к Основном"

Л к:1нялу I-с1дк.,1юче

H К ПОСЛЕ <НЕХ!Х: !Е

1<ЯН вЂ” II HE. 3"!О ЯК<ем Х<Ъ," и О ii II ii "< " -irO L.ЕИ

МЯГИСтРЯС1:.! ПО:ОДУ МЯ<зяа За З; ...: ПЬ И 1<ЛЯпа!!Ом подключ

1лсточники и<-!фор,, яцуи, принятыE. зо вни Mя ние пр!! -:K с! ертизе

1. А!1торс1;ое свидете,.:<,с,!-;с СССГ

% 5443 < 1< 16 1<1 7Г- " с)ОЧ

2. Пс!лик

Заказ 1488/19

Составитель О. Масталыгни

Техред К. Шуфрич Корректор Е. Папи

Тираж 1095 Подписное

ЦНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПП П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4