Способ изготовления катушек электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.09.77 (21) 2530875/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (51) М. Кл.2
Н 02 К 15/04
Государственный комитет (53) УДК 621.3.045 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
М. М. Айрапетян, А. Л. Арамян и С. Е. Восканов (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Изобретение относится к технологии изготовления электрических катушек и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ изготовления обмоток с 5 гильзовой изоляцией, при котором изолирование пазовых частей катушек производят оборачиванием их полосами из изоляционного материала с последующим разогревом изоляции, обкаткой горячим прессом и оп- 10 рессовкой в холодном состоянии; затем изолируют лобовые части катушки, бандажируют катушку киперной лентой и компаундируют, после чего бандажную ленту снимают (1). 15
Однако известный способ имеет низкую производительность вследствие большого количества трудоемких технологических операций и не обеспечивает высокого качества намотки катушек, так как установка 20 гильзы только на прямые (пазовые) участки катушки приводит к пробоям изоляции в месте стыка ее с изоляцией лобовой части.
Известен также способ изготовления ка- 25 тушек электрических машин с опрессованной и отвержденной гильзовой изоляцией, в котором в автомате изготавливают гильзу, приспособленную к самозакрыванию, и вставляют ее в фальш-пазы, затем в гильзу 30
И Е 1»!73I5IS вставляют катушку, еще не снятую с намоточного шаблона, в котором выполнены вырезы против частей секций, подлежащих изолированию; при полной осадке катушек в фальш-пазы гильза закрывается, а при прессовке и горячем спекании в форме и последующем охлаждении синтетическая пленка, расплавляясь, скрепляет изоляцию с катушкой (2).
Данный способ является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Однако недостатком этого способа является большое количество технологических операций, что снижает производительность и, кроме того, установка изоляционной гильзы только на пазовые части катушек приводит к образованию ослабленного в изоляционном отношении места (стык изоляции пазовой и лобовой частей) вблизи от торца пакета магнитопровода, что снижает качество катушек.
Цель изобретения — повысить производительность и улучшить качество катушек.
Это достигается тем, что перед намоткой провода на шаблон его смачивают герметиком, например кремнийорганическим, затем в канавки шаблона укладывают полосы изоляционного материала, например рези731518 ностеклотрикотажа, а после намотки края изоляционных полос соединяют.
На фиг. 1 показана схема намотки катушек; на фиг. 2 — последовательность операций намотки и изолировки; на фиг. 3 изображена группа катушек после изолировки лобовых частей, переходов и выводов, Способ изготовления катушек электрических машин осуществляется следующим образом.
На спрямленную часть шаблона 1, имеющего канавки для намотки катушек, одновременно с проводом 2, промазанным кремнийорганическим герметиком в камере
3, подают полосу самосклеивающегося рсзиноподобного эластичного изоляционного материала 4, который при намотке прово а втягивается в канавку, выкладывая ее изоляцией так, что края ее располагаются на бортах намоточной канавки, поворачивают шаблон на другую сторону и подают вторую полосу, после чего провод наматывают до заполнения всей канавки.
Одновременно с намоткой провода междупроводное пространство в канавке заполняется герметиком 5, которым промазан провод.
Затем провод переводят в следующую канавку шаблона и повторяют цикл.
После заполнения всех канавок края изоляции 4 переводят с одного борта канавки шаблона 1 на другой и склеивают друг с другом швом 6 в ус, при этом на катушке-лодочке в пазовых частях с заходом в лобовые части получают изолирующие гильзы из эластичного изоляционного материала 4, обхватывающие пазовые и лобовые части лодочек до головок. После снятия с шаблона группы лодочек головки, переходы и выводы изолируют повивами в полнахлест лентами электроизоляционного самосклеивающегося материала 7, затем лодочки растягивают с петлей в лобовых
5 частях.
Таким образом, при переходе от жестких компаундированных обмоток к предложенным уменьшается количество операций при изготовлении катушек и снижается трудоем10 кость технологического процесса, что повышает производительность намотки.
Кроме того, в катушках, полученных предложенным способом, стык лобовой изоляции и гильзы оформляется на лобовых
15 частях, т. е. ослабленное в изоляционном отношении место находится на большом расстоянии от торца пакета магнитопровода, что улучшает качество катушек.
Формула изобретения
Способ изготовления катушек электрических машин, включающий намотку провода на шаблон с канавками и наложение изоляционных полос, отличающийся тем, 25 что, с целью повышения производительности и улучшения качества катушек, перед намоткой провода на шаблон его смачивают герметиком, например кремнийорганическим, затем в канавки шаблона укладываЗО ют полосы изоляционного материала, например резиностеклотрикотажа, а после намотки края изоляционных полос соединяют.
Источники информации, 35 принятые во внимание при экспертизе
1. Бернштейн Л. М. Изоляция электрических машин общепромышленного применения. М., Энергия, 1971, с. 181 — 199.
2. Авторское свидетельство Хе 383162, 40 кл. Н 02 К 15/04, опубл. 1974.
731518
Риг. 2
Составитель И. Белая
Техред В. Серякова
Корректор А. Степанова
Редактор О. Стенина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 755/8 Изд. № 279 Тираж 798 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретешш и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5