Устройство для управления однофазным асинхронным двигателем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСА-НИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 73I537

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 22.05.75 (21) 2135604/24-07 с присоединением заявки № (51) М. Кл

Н 02Р 1/42

Н 02Р 3/24 (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень ¹ 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (53) УДК 621.316.717:

:621.316.719. .2(088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

К. В, Коломойцев

Ивано-Франковский институт нефти и газа (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОДНОФАЗНЫМ

АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и торможения однофазных асинхронных элек тродвигателей с короткозамкнутым ротором малой мощности, имеющих пусковую 5 обмотку с фазосмещающим (пусковым конденсатором) .

Известны схемы пуска асинхронных двигателей, у которых по окончании пуска пусковая обмотка или пусковой конденсатор 10 отключаются автоматически с помощью бесконтактного блока на полупроводниковых вентилях (1).

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для 15 управления асинхронным однофазным двигателем с последовательно соединенными рабочей и пусковой обмотками, содержащее пусковой конденсатор, соединенный последовательно с пусковой обмоткой, и комму 20 тирующий блок, включенный между пусковым конденсатором и одним из зажимов источника питания (2). Коммутирующий блок выполнен на тиристорно-диодном элементе. Управление тиристором производит- 25 ся в функции тока рабочей обмотки асинхронного двигателя, для чего последовательно с нею включен резистор, к которому присоединены управляющий электрод и катод тиристора. При включении асинхрон- 30 ного двигателя в сеть по рабочей обмотке протекает большой ток, и тиристор открывается, подключая пусковой конденсатор к сети, прп этом положительная полуволна переменного тока протекает через диод, а отрицательная — через тпристор коммутирующего блока. По мере разгона асинхронного двигателя ток в рабочей обмотке снижается. При определенной пороговой величине тока сигнал с резистора станов пся недостаточным для открытия тпрпстора.

Тиристорно-дподный элемент пропускае г только положительную полуволну переменного тока, заряжая пусковой конденсатор и запирая диод коммутирующего блока.

Протекание тока через тиристорно-диоди ьш бл ок пр екр а ща ется.

Недостатком известных устройств является наличие в цепи рабочей обмотки асинхронного двигателя резистора, что ухудшает рабочие свойства однофазных асинхронных двигателей, кроме того, устройство не обеспечивает тормозного режима работы асинхронного двигателя.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства для управления однофазным асинхронным двигателем.

Указанная цель обеспечивается тем, что коммутирующий блок выполнен на двух

731537 встречно включенных диодах и снабжен дополнительным конденсатором, резистором, шунтирующим дополнительный конденсатор, и переключателем на два поло>кения, причем одна обкладка дополнительного конденсатора подк.почепа к аноду одного диода, а другая его обкладка соединена с одним из неподвижных контактов переключателя, другой неподвижный контакт которого связан со вторым зажимом источника питания, а подвижный контакт переключателя связан с общей точкой соединения пусковой и рабочей обмоток двигателя.

На чертеже представлена схема устройства для управления однофазным асинхронным двигателем.

Устройство содержит однополюсный переключатель 1 на два положения, с помощью которого подключаются к питающей сети рабочая обмотка 2 электродвигателя и пусковая обмотка 3 через пусковой конденсатор 4, и бесконтактный коммутирующий блок 5, состоящий из двух встречно включенных неуправляемых вентилей диодов б и 7, причем последовательно с диодом 7 включен электролитический конденсатор 8, шунтированный резистором 9.

В исходном предпусковом поло>кении конденсатор 8 присоединен через переключатель 1 к зажимам рабочей обмотки 2. В устройстве коммутирующий блок обеспечивает продолжительность подключения пусковой обмотки 3 к сети при пуске, что соответствует заряду конденсатора 8; тормозной момент на валу. двигателя и пулеву.ю готовность его при отключении от сстп (разряд конденсатора на рабочую обмотку

2); готовность устройства к пуску в случае исчезновения напряжения сети (разряд конденсатора 8 на резистор 9).

Устройство работает следующим образом.

При включении асинхронного двигателя с помощью переключателя 1 током обтекаются рабочая обмотка 2 и пусковая обмотка 3 через конденсатор 4 и коммутирующий блок, при этом положительная полуволна тока обмотки 3 проходит через диод

6, а отрицательная — через диод 7. Лсинхронный двигатель запускается. По истечении промежутка времени, определяемого емкостью конденсатора 8, диод 7 запирается конденсатором 8, и коммутирующий Олок пропускает только положительную полуволну переменного тока через диод б, при этом конденсатор 4 запирает диод 6, в результате протекание тока через коммутирующий блок 5, а следовательно, и пусковую обмотку прекращается. Пуск асинхронного двигателя окончен.

При отключении асинхронного двигателя от сети конденсатор 8 через переключатель 1 подключается и зажимам рабочей обмотки 2. Конденсатор 8 разряжается на рабочую обмотку 2, создавая тормозной момент на валу асинхронного двигателя.

Повторный пуск возможен сразу после остановки асинхронного двигателя. В случае исчезновения напряжения сети при работе асинхронного двигателя и включенном положении переключателя 1 возврат схемы в исходное прсдпусковое положение осущест15 вляется автоматически путем разряда конденсатора 8 на резистор 9. Величина сопротивления резистора 9 выбирается достаточно большой (порядка нескольких сотен килоом) для надежного отключения обмот20 ки 3.

Устройство для управления Однофазе1ым асинхронным двигателем обеспечивает не только пуск, но и торможение асинхронного двигателя и улучшает рабочие свойства

25 двигателя.

Формула изобретения

Устройство для управления однофазным асинхронным двигателем с параллельно

50 соединенными рабочей и пусковой обмотками, содержащее пусковой конденсатор, последовательно соединенный с пусковой обмоткой, и коммутирующий блок, включенный между пусковым конденсатором и

35 одним нз зажимов источника питания, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, коммутирующий блок выполнен «Ia двух встречно включенных диодах и снабжен дополнительным конденсатором, резистором, шунтирующпм дополнительный конденсатор, и переключателем на два положения, причем одна обкладка дополнительного конденсатора подключена к аноду одного диода, а другая его обкладка соединена с одним из IIeIIopa»>«III Ix контактов переключателя, другой неподвижный контакт которого связан со вторым зажимом источникапитания,,а подвижный контакт пере50 ключателя связан с точкой соединения пусковой и рабочей обмоток асинхронного двигателя.

Источники информации, принятые во внимание прп экспертизе

55 1. Патент (.ШЛ ¹ 3414789, кл. 318 — 221, 1968.

2. Патент Японии № 8084/66, кл. 55A 342, 1966.

731537

Г

I

I !

1

1

1 !

Составитель А. Головченко

Техред В. Серякова

Корректор А. Степавова

Редактор И. Грузова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 751/6 Изд. 1ча 280 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5