Способ первичной перегонки нефти

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

: чг-;.;.„

) библи оте.;z, < >

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сею э Советски н

Социалистическим

Республик (ii) 732358 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.08.77 (21)2521152/23-04 с присоединением заявки N (23) Приоритет

Опубликовано 05,05.80. Бюллетень J% 1

Дата опубликования описания 05.05.80 (51) М. Кл.

С 10 Cj 7/00 еннуднрстеенный квинтет

СССР но денни нзобретеннй н втнрытнй (53) УДК665. .63 (088.8) (72) Авторы изобретении

А. К. Мановян и В.В. Лозин (71) Заявитель (SW) СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ

Изобретение относится к первичной перегонке нефти и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, Известен способ перегонки нефти с

5 водяным паром, по которому предварительно нагретое сырье разделяют на паровую и жидкую фазы, первую из которых подвергают вакуумной перегонке в ректификационной колонне, а вторую направляю ют в отгонную колонну, откуда отгон после отделения воды поступает на ректификацию вместе с паровой фазой сырья

И15

Наиболее близким к изобретению явля-. ется способ первичной перегонки нефти путем атмосферной перегонки нагретого сырья. Полученные фракции светлых нефтепродуктов направляют в боковые отпарные колонны (стриппинг-колонны). Флегму с низа укрепляющей части атмосферной колонны и мазут с низа этой колонны дросселируют в самостоятельную колонну - фр акционирующий испаритель, где при пониженном давлении дополнительно отбирают фракции до 360 С $).

Недостаток способа заключается в относительно невысоком выходе светлых нефтепродуктов. Кроме того, атмосферную перегонку проводят с использованием водяного пара, который вводят вниз отгонной части колонны и в боковые отпарные колонны, что ухудшает четкость ректификации, перегружает сечение колонны по парам и приводит к обводнению дистил-, лятов.

Цель изобретения — увеличение качества и выхода светлых нефтепродуктов, повышение четкости перегонки.

Поставленная цель достигается пере» гонкой нефти путем разделения нагретого сырья на паровую и жидкую фазы, атмосферной перегонкой паровой фазы,, разделением кубового остатка атмосферной.перегонки на два потока, использова»

3 732358 нием. одного из них в качестве тепло и

СнтЕЛЯ В ОтлаРНЫХ КОЛОННаХ С ПОСЛЕ 1У:ошим нагревом до парожидкостного состояния и возвратом на атмосферну1 перегонку„ смещением второго с жидкой фазой и вакуумной перегонкой смеси при давлении 4О-100 мм рт. ст.

Наимен ванне

800

800

Получено, т/ч:

Йа чертеже представлена схема, поясняющая данный способ.

Способ осуществляется следующим образом.

Материальный баланс

Израсходовано, т/ч

Нефть

Бензин (нк-180 С) 170

Дизтопливо (180-350 С) 145

Мазут 370

Выход фракций до 360 С, масс.% 53,8

В низ колонны

В верхнюю отпарную колонну»

В верхнюю отпарную колонну 1,0

В нижнюю отпарную колонну 2,4

Диаметр колонны мм 6,0

Нефть нагревают в нагревателе, сырья

1 до 300-350 С и направляют в испаО ритель 2,. где ее однократным испарением при давлении 1-5 ати разделяют на паРовУю и жидкую фазы. ПаРовУю Фа- 20 (140 230ОС) 85 эу из испарителя 2 направляют в атмосферную колонну 3, где при давлении ниже давления в испарителе 2 (на О, 10,5 ати) ректифицируют и получают целевые ФРакции — бензин, керосин и ком- 3 36 3 понент диэтоплива. Бензин выводят сверху атмосферной колонны 3, керосин и компонент дизельного топлива выводят боковыми дистиллятами, соответственно через стриппинги 4 и 5. Снизу атмосферной колонны 3 балансовое количество кубового остатка через дроссельный клапан

6 направляют на ректификацию под вакуумом во фракцнонирующий испаритель

7. Часть кубового остатка снизу колонны 3 подают на циркуляцию в качестве теплоносителя по циркулирующему контуру. Вначале ее направляют в ребойлеры т/ч:

8 и 9 боковых отпарных колонн 4 и 5, затем нагревают в нагревателе 10 до парожидкостного состояния и возвращают вниз колонны 3. Бензиновую и керосиновую фракции выводят по линиям 11 и 12 соответственно, а компонент диэтопливапо линии. 13. Жидкую фазу иэ испари- 45 В нижнюю оттели 2 через дроссельный клапан 14 парную колоннунаправляют во фракционируюший испаритель 7. Во фракционируюшем испарителе Количество

7 паровым ежектором поддерживают ос- ребойлерного таточиое давление 40-100 мм рт. ст. В тепла," результате получают второй компонент млн.ккал/ч: дизельного топлива и фракцию с темпера- В низ колонны о турой кипения выше 350 С, выводимые по линиям 15 и 16 соответственно. Мазут выводят по линии 17, 55

Данные математического расчета спо соба перегонки самотлорской нефти по предлагаемому и известному способам сведены в таблицу.

18

387

14

1,3

2,9

7,0

732358

Продолжейие таблицы . регонки по содержанию примесных фракций,+ масс.%:

Бензин л т 7,8

11,6

5,1

10,7

4,5

6,7

Керосин л т

Дизтопливо л т

Фракция

320-360 л т

15,8

13,8

9,4

10,2

13,7

33,8

8,8

15,6

9,6

8,0

Мазут л т

Содержание воды: масс,%:

В нефти

Orсутствует

Отсут ствует

Отсуч ствует

В бензине

0,02

В керосине

Отсу гствует

0,02

В дизтопливе

Отсутствует

0,015

Ф. примеси легче (л) и тяжелее (т) номинальных пределов кипения це-. левых продуктов.

Как видно из таблицы, предлагаемый способ позволяет повысить выход и качество светлых нефтепродуктов, увеличить четкость перегонки.

Формула изобретения

Способ первичной перегонки нефти

i0 путем атмосферной перегОнки нагретого сырья с направлением светлых нефтепродуктов в отпарные колонны и вакуумной перегонки тяжелых фракций, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уве 15 личения качества и выхоца,светлых нефте-. продуктов, повышения четкости перегонки, исходное сырье предварительно ðàç деляют на паровую и жидкую фазы, паровую фазу направляют на атмосферную

20 перегонку, кубовый остаток от которой разделяют на pea потока, один из потоков используют в качестве теплоносителя в отпарных колоннах с последующим нагревом до парожидкостного состояния и возвратом на атмосферную перегонку, второй поток смешивают с жидкой фазой и подвергают вакуумной перегонке при давлении 40-100 мм рт. ст.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 487494, кл. В 01 2 3/00, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

% 438675, кл. С 10 5 7/00, 1974 (прототип) ° 732358

Составитель Н. Королева

Редактор Ю. Петрушко Техред Н. Бабуриа Корректор М. Демчик

Заказ 1541/7 Тираж 545 Подписное

UHNHflN Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11303„"», Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ЙПП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4