Способ жидкостного охлаждения многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О Л СА :.Н Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()732568
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 26.09.78 (21)2670761/25-06 (51)M. Кл.
F 01 P 5/00 с присоелиненнем заявки .%— йеударстаанньй кемнтет
СССР ао делам нзобретеннй н аткрытнй (23) Приоритет—
Опубликовано 05.05.80. Бюллетень ¹ 17
Дата опубликования описания 08.05.80 (53 ) УД К 6 2 1. 43 1-7 3 (088,8) (72) Автор изобретения
В. В. Березний (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МНОГОЦИЛИНДРОВОГО
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машинострое нию, а именно к двигатепестроению и, в частности, к системам жидкостного охпаждения многоципиндровых двигателей внутреннего сгорания с откпючаемыми и неоткпючаемыми ципиндрами.
Известен способ охлаждения многоципиндровых двигателей внутреннего сгорания с регулированием мощности откпюче нием подачи топлива в отдельные ципиндры на режимах частичных нагрузок и хо постом ходу, эакпючающиеся в отводе тепла от его деталей посредством охпаж« дающей жидкости, циркупирующей через рубашки охлаждения всех ципиндров двигатепя (lg . Полученное охпаждаюшей жидкостью тепло отводится к теппообменному аппарату в замкнутых контурах ипи непосредственно в окружающую среду в открытых контурах охлаждения.
Однако при этом температурное состояние работающих и откпюченных ципиндров разпичпое, поскольку от отключенных не нагретых цилиндров тепло интенсивно отводится Охпаждающей жидкостью так же как и от работающих нагретых ципиндров.
При включении в работу ранее откпюченных на режимах частичных нагрузок
5 ципиндров в их деталях возникают дополнитепьные .температурные напряжения, снижающие надежность двигателя.
В процессе стабипизации температурного режима пОспе вкпючения ципиндров в работу, снижается эффективность сжигания топлива.
Цепью изобретения является повышение экономичности и надежности двигатепя за счет оптимизации теплового состояния отключенных цилиндров.
Дпя достижения поставленной цели прн отключении части цилиндров двигателя охпаждающую среду из рубашек охпаждения работающих цилиндров подводят к рубашкам охлаждения цилиндров с откпюченной подачей топлива.
Поступление охпаждающей жидкости с повышенной температурой в рубашках ох73256 лаждения отключенных цилиндров способствует поддержанию более высокого температурного состояния деталей отключенных цилиндров, снижению потерь на трение в трущихся парах, уменьшению температурных напряжений при включении и отключении цилиндров, качественному протеканию процесса сгорания после включения цилиндров в работу.
На фиг. 1 показана система жидкост- 1о ного охлаждения, позволяющая реализовать предлагаемый способ для судового двигателя (при работе всех цилиндров двигателя); на фиг. 2 — то же, при отклю. чении части цилиндров. 15
M ногоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания 1 содержит отключаемую .группу цилиндров 2 и неотключаемую группу цилиндров 3, через рубашки охлаждения которых посредством насоса 4 20 циркулирует охлаждающая жидкость.
Система также еодержит водяной холодильник 5 управляемые клапаны (например, электромагнитйые) 6-8.
Система работает следующим образом.
При нагрузках, близких к номинальным (фиг. 1), топливо подается во все цилиндры двигателя. Клапаны 6 и 8 открыты, клапан 7 закрыт, охлаждающая вода насосом 4 подается параллельно в зарубашечные пространства всех цилиндров двигателя, откуда через полости охлаждения, размещенные в.крьппках цилиндров, отводится к холодильнику 5. При сбросе на35 грузки подача топлива в группу цилиндров 2 прекращается (одним из известных устройств ), одновременно клапаны 6 и 8 закрываются, клапан 7 открывается (фиг. 2) . Приэтом охлажда8
4 ющая жидкость из рубашек охлаждения группы цилиндров 3, работающих цилиндров двигателя, направляется в рубашки охлаждения 2 отключенный группы цилиндров 2, Затем вода отводится к холодильнику 5, где при необходимости дополнительно охлаждается (температура воды в замкнутом контуре регулируется).
Подогрев отключенных цилиндров (до температуры охлаждающей жидкости, равной 80-9ООС) позволяет избежать резких изменений температуры деталей при включении цилиндров двигателя в работу.
При этом уменьшается период стабилизации температурного режима, качественно происходит процесс сгорания топлива.
Формула изобретения
Способ жидкостного охлаждения многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания с регулированием мощности отключением подачи топлива в отдельные цилиндры путем циркуляции охлаждающей среды через рубашки охлаждения цилиндров, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и надежности, охлаждающую среду иэ рубашек охлаждения работающих цилиндров подводят к рубашкам охлаждения цилиндpos с отключенной подачей топлива.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гаврилов A. К. Системы жидкостного охлаждения автотракторных двигателей, М., Машиностроение", 1966, с. 23, рис. 9.