Подшипниковый узел турбокомпрессора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

I ентн© о и и 6-и-к-и е

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистических

Рес

-iii, 732581

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.07, 73 (21) 1945 909/24-06 (51) М. Кл.

Г 04 D 29/04

F 16 С 19/14 с присоединением заявки,%

Государственный комитет (23) Приоритет

Опубликовано 05.05.80. Бюллетень Ж 17

Дата опубликования описания08.05.80 по делам изобретений и открытий (53) УДK 621.515 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. Г. Рудич, A. В. Язик и В. И. Твердохлебов (7I) Заявитель

Украинский научно-исследовательский институт природных газов УкрНИИГАЗ" (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТУРБОКОМПРЕССОРА

Изобретение относится к компрессорос трое ни ю, Известны подшипниковые узлы турбокомпрессоров, содержашие два шарикоподшипника, установленных во втулках.

Предлагаемый подшипниковый узел отличается от известных тем, что втулки расположены внутри неподвижных стаканов, связаны с последними ходовыми резьбами противоположного направления с уго пом подъема винтовой линии 45 и соединены между собой, например, при помоши кулачковой муфты.

Такое выполнение подшнпникового узпа позволит повысить допговечность подши пинков.

На чертеже изображен турбокомпрессор с предлагаемым подшипниковым узлом .

В корпусе 1 турбокомпрессора распо- щ ложен ротор 2, установленный на подшипниках качения 3 н 4. Подшипники размешены во втулках 5 и 6, которые расположены внутри неподвижных стаканов 7 и

8, закрепленных в корпусе. Втулки установлены в стаканы по цилиндрическим поверхностям 9 и 10 и связаны со стаканами ходовыми резьбами противоположного направления.

Если в одном стакане резьба 11— правая, то в другом резьба 12 — левая.

Угол подъема винтовой линии резьбы равен 45 . Втулки соединены между собой элементом 13, который выступами 14 входит в прорези 15 втулок, образуя кулачковые муфты, связывающие втулки.

Подшипниковый узел работает следуюшим образом.

При действии осевой силы слева, она передается через левый подшипник на втулку 5, которая смешается вправо и, за счет силы трения в поупыипнике, поворачивается, перемешаясь по ходовой резьбе. Врашение при помсеии кулачковой муфты передается на втулку 6. Так как ходовые резьбы имеют противоположные направления, то втулки будут сближаться

73258 и правый подшипник начнет воспринимать часть осевой силы.

Если углы контакта в подшипниках одинаковы, то сближение втулок будет происходить до тех пор, пока нагрузка

5 не распределится между подшипниками поровну.

Если первым осевую нагрузку воспримет правый подшипник, то втулки начнут удаляться друг от друга, что приведет 10 к такому же эффекту выравнивания нагрузки между подшипниками, При изменении направления осевой силы процесс будет пр0исходить аналогично, в силу сим-. метрии конструкции опор. движение втулок 35 может быть вызвано также различием момента трения в подшипниках из-за разных углов контакта. В этом случае движение втулок будет происходить до выравнивания моментов трения в обоих подшипниках, что zo соответствует равным контBKTHbJM напряжениям, велижна которых определяет, в

1 4 конечном счете, долговечность подшипников. Увеличение долговечности подшипников произойдет за счет того, что осевая нагрузка воспринимается не одним подшипником, как в известных конструкциях, а равномерно распределяется между дву— мя подшипниками.

Формула изобретения

Подшипниковый узел турбокомпрессора, содержаший два шарикоподшипника, установленных во втулках, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью увеличения долговечности псдшипников, втулки расположены внутри неподвижных стаканов, связаны с последними ходовыми резьбами противоположного направления с углом о подъема винтовой линии 45 и соединены между собой, например, при помоши кулачковой муфты, Составитель А. Клубничкин

Редактор М. Васильева Техред H. Бабурка Корректор Г. Решетник

Заказ 1695/26 Тираж 725 П одпи с ное

11НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, t- àóøñêàÿ наб., д. 4/5

Филиал. ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4