Система смазывания подшипников турбомашин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

У >lе, lI

О П И С А "Н И Е

CoIo3 Ссветскик

Социалистических

1зеспубпик (» 732615

ЙЗОЬРЕТЕЙ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.04.78 (21) 2606137/25-08 (51) М. Кл. 2

F 16 N 7/38

F 01 D 25/20 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Геаударстееиный комитет по делан изобретений и открытий

Опубликовано 05.05.80. Бюллетень ¹ 17

Дата опубликования описания 15.05.80 (53) УДК 621.89 (088.8) (72) Авторы, изобретения

В. Н. Казанский, P Н. Смолин и В. А. Лебедев

Уральский филиал дважды ордена Трудового Красного Знамени

Всесоюзного теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (71) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ ТУРБОМАШИН

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах смазки подшипников стационарных турбомашин.

Известна система смазки подшипников турбомашин, содержащая масляный бак, масляные насосы, маслоохладители, сливные турбопроводы. Маслоохладители в такой системе установлены после насосов (1) и (2) .

В указанной системе смазки масло окисляется, так как значительное время (до

80 — 90% от общего времени обращения в цикле) оно находится в нагретом (до 60—

75 С) и аэрированном состоянии (содержание диспергированного воздуха достигает

12 — 25% по объему). Поэтому срок службы масла невелик и составляет 1 — 2 года для обычных масел и 3 — 4 года для масел с присадками.

Наиболее близкой к изобретению является система смазки, в которой деаэрация масла происходит в сливных трубопроводах.

В этом случае сливной трубопровод оснащается устройством для деаэрации масла в виде гребенки придонных дренажей, подключенных сборным коллектором к масляному баку. Поэтому время контактирования масла с воздухом сокращается в 2 — 3 раза, скорость окислительных процессов несколько замедляется, появляется возможность снижения затрат на введение присадок (3)

Но и в этой системе смазки не удается существенно снизить окислительные процессы, так как процесс деаэрации происходит недостаточно интенсивно.

Цель изобретения — повышение долговечности турбинного масла путем повышения качества деаэрации.

Эта цель достигается тем, что в днище сливного трубопровода, на участках перед придонными дренажами, встроены дополнительные маслоохладители.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена схематично система смазки подшипников; на фиг. 2 — эпюры скоростей потока масла в придонной части охлаждаемого сливного трубопровода.

Наклонный сливной трубопровод 1 обо2о рудован дренажными трубками 2, подключенными к днищу 3. Сборный коллектор

4 подсоединен к масляному баку 5, содержащему фильтры 6 и 7. Линия 8 служит для отвода пены из сливного трубопровода

732615

Формула изобретения

Puz. < в маслобак. Масляный насос 9 подключен к баку 5 и маслоохладителю 10. В днище 3 сливного трубопровода 1 встроены маслоохладители 11 — 13 на участках перед врезками придонных дренажей 2.

Эпюра 14 скоростей потока на неохлаждаемом участке трубопровода имеет одну форму. По мере продвижения и охлаждения потока эпюра скоростей искажается и принимает другие формы (эпюры 15 и 16), а участки «аỠ— области с повышенными поперечными градиентами скоростей.

Встроенный в днище сливного трубопровода маслоохладитель имеет патрубки 17 для подвода охлаждающей воды и 18 для отвода нагретой воды.

Система смазки работает следующим образом.

Нагретое и аэрированное масло поступает из подшипников турбомашины в сливной трубопровод 1. В слое масла, прилегающем к днищу 3, возникают повышенные градиенты скоростей, ускоряющие всплывание пузырьков воздуха, происходит охлаждение масла. Чистое (т. е. без пузырьков воздуха) масло по дренажным трубкам 2 ступенчато отводится в сборный коллектор, затем поступает в средний отсек маслобака 5, выгороженный двумя рядами сетокфильтров 6 и 7. Пена по линии 8 поступает в маслобак 5, где разрушается. Отфильтрованное и охлажденное масло насосом 9 подается на подшипники. При необходимости масло можно еще больше охладить в маслоохладителе 11.

При охлаждении масла непосредственно в сливном трубопроводе, оборудованном в придонной части встроенными маслоохладителями 11 — 13, содержащими патрубки 17 для подвода охлаждающей воды и 18 для отвода нагретой воды, профиль эпюра 14 скоростей на начальном у частке сливного трубопровода постепенно искажается из-за охлаждения придонных слоев масла и принимает (по ходу масла) другие формы (эпюры 15 и 16), для которых характерно расположение области «а б» с повышенными градиентами скоростей уже в отдалении от днища. Пузырьки воздуха будут интенсивно всплывать из слоя масла не только вблизи днища трубопровода, но и вдали от него.

Таким образом, встроенные в днище сливного трубопровода дополнительные маслоохладители интенсифицируют процесс воздуховыделения из масла, что способствует повышению его долговечности.

Система смазки подшипников турбомашин, например паровых или газовых тур2е бин, содержащая масляный бак, масляные насосы, маслоохладители и сливной трубопровод, оборудованный устройством для деаэрации масла в виде гребенки придонных дренажей, подключенных сборным коллектором к масляному баку, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности масла путем повышения качества деаэрации, в днище сливного трубопровода, на участках перед придонными дренажами, встроены дополнительные маслоохладители. зе Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 301451, кл. F 01 D 25/18, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

М 375448, кл. F 16 N 7/38, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР

Ne 347438, кл. F 01 D 25/20, 1973.

732615

Составитель В. Грншков

Техред К. Шуфрнч Корректор М. Шароши

Тираж 1095 Подписное

Редактор Ж. Рожкова

Заказ 1710/28

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П к Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4