Устройство для контроля знаний учащихся

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

, .%

O Il H C A H И Е " 732972

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советск их

Социалнстических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.10.77 (21) 2538312/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

G 09 В 7/02

Гооудерстееииый комитет

СССР (53) УДК 681.3. .071 (088.8) Опубликовано 05.05.80. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 15.05.80 ао дедам изобретеиий и открытий

В. И. Корнейчук, В. Н. Сороко, E. К. Саюк, М. К. Тодорова, и Г. С. Тодоров (?2) Авторы изобретения (71) Заявитель

Киевский ордена Ленина политехнический институт имени

50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в качестве устройства для контроля знаний в учебных заведениях по различным дисциплинам.

Одно из известных устройств для обучения использует в качестве учебной и управляющей информации кинопленку и содержит блок случайной выборки кадра, блок представления информации и блок ввода ответов, фотоэлектрические преобразователи, узлы определения оценки, блок индикации и to печати оценки, блок предварительного анализа ответа для выявления типа ошибки, блок выдержки времени для ограничения времени на обдумывание и ответ, а также узлы управления f l ) .

Недостатками этого устройства являются низкая техническая надежность из-за наличия ряда механических и оптико-электронных блоков (перемещение носителя информации, считывание информации с помощью фотодатчиков и т. д.), большое время обращения при поиске информации, зависящее от длины кинопленки (объема хранимой информации) и скорости ее перемещения, ограниченные дидактические возможности.

Известно также обучающее устройство, содержащее связанные соответствующим образом блок ввода информации, блок динамического формирования билетов, блок управления последовательной выдачи ответов, логический блок, блок предъявления информации, блок оценки и индикации. Устройство позволяет реализовать многоэлементный способ построения контролирующей программы (2).

Однако ответы на каждый вопрос идут в определенной последовательности, что создает условия для запоминания при многократном прохождении и отсюда — снижение дидактической эффективности; все вопросы и ответы к ним составляются преподавателем предварительно ручным способом, что предполагает большие затраты труда и времени высококвалифицированного специалиста — преподавателя.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является устройство, содержащее блок ввода исходных данных, соединенный с блоком памяти, к которому через шифратор подключен блок управления, соединенный с выходом счетчика количества циклов, вход

732972 которого подключен к выходу блока ввода исходных данных. и с входом блока выдачи учебной информации !3).

Устройство позволяет генерировать тесты для контроля знаний, но его дидактические возможности ограничиваются из-за отсутствия автоматического формирования равноценных контрольных билетов.

Цель изобретения — — расширение дидактических возможностей устройства за счет автоматического формирования равноценHhlx, по определенным параметрам, билетов для контроля знаний учащихся.

Цель достигается тем, что в устройство содержащее блок ввода исходных данных, соединенный с 6локом памяти учебной информации, который че рез шифратор подключен к блоку управления, соединенному со счетчиком количества циклов, подключенным к блоку предъявления учебной информации и блоку ввода исходных данных, введены вычислитель, блок сравнения, блок совпадения, формирователь адресов и регистры, один из которых соединен с выходами блока памяти учебной информации и блока управления и со входом блока совпадения, который через второй регистр подключен к блоку предъявления учебной информации, через третий регистр — к блоку сравнения и непосредственно — к вычислителю и блоку сравнения, соединенному с вычислителем, который через четвертый регистр подключен к блоку ввода исходных данных и непосредственно — к блоку памяти учебной информации, соединенному с формирователем адресов, который подключен к выходам блока управления и блока ввода исходных данных и ко входам блока управления, счетчика количества циклов, шифратора и блока сравнения.

На чертеже изображена блок-схема устройства для контроля знаний учащихся.

Устройство содержит блок 1 ввода исходных данных, соединенный с блоком 2 памя- 40 ти учебной информации, который через шифратор 3 подключен к блоку 4 управления, соединенному с выходом счетчика 5 количества циклов, вход которого подключен к выходу блока 1 ввода исходных данных, а выход — к входу блока 6 предъявления учебной информации, формирователь адресов 7, связанный через блок 8 сравнения непосредственно и через вычислитель 9 — с блоком 10 совпадения, подключенным к выходу регистра 11 номеров тестов текущего $ф билета и входу регистра 12 минимальной разницы, соединенного с блоком 8 сравнения, и регистром 13 номеров тестов оптимального текущего билета, подключенного к блоку 6; регистр 14 эталона, подсоеди$$ ненный к выходу блока 1 ввода исходных данных и связанный через вычислитель 9, блок 2 памяти с регистром 11 номеров тестов текущего билета. а через него — с блоком 4 vl1p3B.1i. ния. которь1и,: I Огре;1стВ(нно и через счетчик 5 коли -.:,, циклов подклк чен к формировате. il(. адресов, связанному дополнительно . н:: ходом 1 блока ввод: исходных данных.::;.одами блока 2 пам-, шифратора 3.

На основе учебного материала, Ilo которому будет производиться контроль знаний, составляют тесты, каждый из которых может характеризоваться такими параметрами, как: уровень (1-й, 2-й, 3-й) проверяемых знаний, трудоемкость получения правильного ответа, объем контролируемого материала, слаж ность, номе р те ста.

Параметры всех тестов, за исключением уровня, записываются в блок 2 памяти с помощью блока 1 ввода исходных данных.

Элементарной адресуемой единицей памяти является тот объем, который необходим для хранения параметров одного теста.

На базе этого банка тестов необходимо сформировать равноценные приведенным параметрам экзаменационные билеты. Для этого параметры текущих сгенерированных билетов сравниваются с эталонными, записанными в регистре 14 эталона и среди таких билетов выбирается тот, у которого отклонение от эталонного минимальное.

Величина «К» задается счетчиком количества циклов 5 работы устройства. Адреса считываемых из блока 2 памяти тестов с их параметрами формируются случайным образом с помощью шифратора 3 и формирователя 7 адресов, который содержит генераторы случайных чисел, счетчики количества тестов в каждом билете, а также узел управления (на чертеже не показаны).

С помощью блока 1 ввода исходных данных производится первоначальная запись параметров тестов в блок 2 памяти с сортировкой тестов по уровням. В связи с этим память разделена на три зоны, в каждой из которых записываются параметры тестов 1 — -го, 2-го, 3-го уровней соответственно, при этом для каждой зоны памяти начальный (базовый) адрес известен и в процессе работы устройства формируется шифратором 3; задание количества тестов соответственно 1-го, 2-го, 3-го уровней в каждом билете, которое записывается затем в ссютветствующие счетчики 7 формирователя адресов; задание диапазона генерирования случайных чисел соответственно для

1 й, 2 й, 3 и зон памяти в блоке 2 (количество заполненных ячеек в 1-й зоне памяти); запись параметров эталонного контрольного билета в регистре 14 эталона; задание количества циклов «К» работы устройства (среди какого количества сформированных билетов выбирается максимально близкий к эталонному) и запись его в счетчик количества циклов 5.

Устройство для контроля знаний учащихся работает следующим образом.

732972

Во время одного цикла работы оно формирует один контрольный билет, т. е. из блока 2 IIBMHTH, случайным образом считываются и, тестов i-ãо уровня следующим образом: из блока 4 управления в шифратор 3 поступает сигнал, который шифруется и задает начальный адрес первой зоны в блоке

2 памяти, затем по каждому тактовому импульсу из блока 4 управления соответствующим генератором случайных чисел в формирователе 7 адресов задается число, которое путем сложения с числом, сформированным шифратором 3, дает адрес теста 1-го уровня, считываемого из блока 2 памяти.

После считывания п! тестов 1-го уровня формирователь 7 переходит к формированию адресов тестов из второй зоны блока памяти (n тестов) и т. д.

Во время каждого такта работы устройства из блока 2 считываются параметры одного теста, которые накапливаются в сумматоре вычислителя 9, а их номера поступают на регистр 11 номеров тестов теку- 20 щего билета, сдвигаясь после каждого тактового импульса.

По окончании считывания и. +п +п„тестов с выхода формирователя 7 поступает сигнал на счетчик 5 количества циклов, что приводит к уменьшению его содержимого на единицу, и на блок 4 управления, приостанавливая подачу тактовых импульсов.

Таким образом, после каждого цикла работы устройства в сумматоре вычислителя

9 получаем суммарные значения отдельных М параметров всего билета, а в регистре 11— состав сформированного билета (номера составляющих его тестов).

Содержимое сумматора вычитается из содержимого регистра 14 эталона в блоке 9 и формируется разница Л „, которая сравнивается с хранящейся в регистре 13 минимальной разницей Л л . Если Л„< Ь,„, то срабатывает блок 10 совпадения и происходит запись в блок 13 новой минимальной разности, а в блок 12 заносятся номера тестов билета с новой минимальной разницей.

Сравнение текущей с минимальной разностью происходит в конце каждого цикла по сигналу с выхода счетчика, задающего количество тестов 3-ro уровня, в формирователе 7.

После окончания данного полного цикла формирования билета блоком 4 управления задается новый цикл, пока счетчик 5 количества циклов не перейдет в нулевое состояние. Затем по сигналу с выхода этого счетчика происходит выдача результатов формирования билетов блоком 6.

Предлагаемое устройство для контроля знаний учащихся позволяет автоматизировать процесс составления равноценных контрольных билетов, что приводит к экономии труда H времени высококвалифицированноп1 специалиста — преподавателя на выполнение этого вида деятельности..Кроме гого, устройство обладает более широкими 1!1.1àêтическими возможностями <а счет предоставления всем учащимся равноценных билетов и формирования каждого варианта случайным образом, что исключает возможность получения одинакового набора тестов.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний учащихся, содержагцее блок ввода исходных данных, соединенный с блоком памяти учебной информации, который через шифратор подключен к блоку управления, соединенному со счетч и ком количества ци клов, подключе иным к блоку предъявления учебной информации и блоку ввода исходных данных, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет автоматического формирования равноценных билетов, оно содержит вычислитель, блок сравнения, блок совпадения, формирователь адресов и регистры, один из которых соединен с выходами блока памяти учебной информации и блока управления и со входом блока совпадения, который через второй регистр подключен к блоку предъявления учебной информации, через третий регистр к блоку сравнения и непосредственно — к вычислителю и блоку сравнения, соединенному с вычислителем, который через четвертый регистр подключен к блоку ввода исходных данных и непосредственно — к блоку памяти у ебной информации, соединенному с формирователем адресов, который подключен к выходам блока управления и блока ввода исходных данных и ко входам блока управления, счетчика количества циклов, шифратора и блока сравнения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 287424, кл. G 09 В 7/00, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2115127/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1976.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 2439836/18-24, кл. G 09 В 7/02, l 0.01.77 (прототип ) .

7329?2

Редактор С. Патрушева

Заказ 1562/13

Составитель А. Карлов

Техред К. Шуфрич Корректор М. Шароши

Тираж 465 Г1одписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж-- 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4