Способ изготовления катушечных обмоток электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Сощиалистиче сии к

Реслублии

733065 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 0 1.08.77 (21)2514237/24-07 с присоединением заявки Ж— (23) Приоритет

Опубликовано 05,05.80. Бюллетень Ле 17 (51)М. Кл.

Н 02 К 15/12

Государственный комитет нв делам нэооретений н открытий (53) УДК 621.318..044 (088.8) Дата опубликования описания 05,05,80

Н. В, Александров, С. Е. Восканов, P. Г. Жамгарян, А, И, Лебедев, В. Г, Огоньков, К. H. Осипова и М. С. Тер-Акопян (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕЧНЫХ

ОБМОТОК ЗЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток крупных электрических машин.

Известен способ изготовления обмоток

5 статора (1), сущность которого заключается в том, что на пазовые и лобовые части катушек наносят непрерывную изоляцию из сухих стеклослюдинитовых лент, затем катушки укладывают в cTGTop u то пропитываю эпоксидным компаундом методом вакуумнагнетательной пропитки или катушки пропитывают вне статора, затем укладывают в статор незапеченными (мокрыми), после чего катушки запекают

15 в статор.

Основным недостатком такого способа изготовления является абсолютная неремонтопригодность обмоток в процессе эксплуатации, т. е. нет возможности замены в обмотке одной вышедшей из строя .катушки без повреждения остальных.

Известен способ изготовления обмоток статора )2j, предусматривающий наложение пропитанных стеклослюдинитовых материалов на пазовые части катушек и наложение эластичных материалов в лобовых частях катушки.

Недостатком этого способа изготовления термореактивной изоляции на катушках является необходимость гидростатической опресьовки — запечки катушек с изоляцией в битумном компаунде.

Наиболее близким к описываемому является способ изготовления катушечных обмоток электрических машин З), включающий пропитку головок лобовых частей катушек эластичным разделительным материалом, намотку сплошной изоляции из сухих слюдосодержащих лент, пропитку корпусной изоляции головок лобовых чаев тей неадгезирующим разделительным материалом, укладку катушек в пазы статора и пропитку всего статора в синтетическом компаунде.

Основным недостатком описанного спи соба, в случае ремонта, является необходимость разрезать катушку в головке

733065

ЦНИИПИ "àêà,ç 1765/45 Тираж 783 Подписное

Филиал ППЛ "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 лобовой части для замены поврежденной сто роны, что приводит в дальнейшем к перепайке и изолировке каждого проводника катушки. Кроме того, после замены поврежденной катушки, необходимо пропитывать весь статор. При осуществлении ремонта эти операции принципиально возможны, но очень трудоемки.

Целью изобретения является обеспечение ремонтопригодности конструкции Io катушек электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что наносят корпусную изоляцию на пазовую и лобовую час ти, оставляя от кр ытыми головки катушек и прилегающие к ним участки лобовых частей, после пропитки эластичным связующим производят термообработку катушек для его полимеризации, а перед укладкой катушек в магнитопровод производят пропитку 20 изоляции термореактивным связующим, термообработку катушек и изолируют головки катушек и прилегающие к ним участки лобовых частей эластичными материалами. 25

Способ состоит в следующем.

На катушку, подготовленную к изолировке, наносят корпусную изоляцию из сухих стеклослюдинитовых лент, причем лента накладывается íà BCIo пазовую 3о часть и на половину лобовой части. На лобовых частях изоляция выполняется в виде конуса. Головки и половина лобо=вых частей остаются открытыми, Участок катушек, где наложена стеклослюдинитовая лента, защищается фторопластовой пленкой и зажимается в пресс-планки. Далее открытые, неизолированные, лобовые части и головки катушки пропитывают методом окунания в алас- 4о тичном связующем, например в связующем на основе модифицированных сопс-лимеров бутилметякрилата АС-20, в течение 15-2О мин. Пропитку ведут поочередно, вначале одну сторону, да.ют 45 возможность стечь излишкам компаунда, затем катушку переворачивают и пропитывают. другую сторону. После этого катушку помещают в печь и полимеризуют эластичное связующее, одновременно с этим сушится корпусная изоляция.

Высушенную катушку с заполимеризованным аластичным связующим в лобо= вых частях помещают в пропиточный котел„. где ведут вакуум †нггцетательн> пропитку апоксидным компаундом, После пропитки катушку извлекают из котла к запекают апоксидный компаунд до его полной полимеризации. По окончании процесса термообработки катушку освобождают от пресс=планок, и фторопластовой ленты и на лобовые части катушки наносят эластичную изоляцию, например из кремнийорганических резиновых лент или резиностеклотканей.

Данное изобретение обеспечивает ре4 монтопригодность обмоток электрических машин с термореактивной изоляцией, по=лученной вакуумно-нагнетательным методом.

Формула изобре тения

Способ изготовления катушечных обмоток .электрических машин, заключающийcÿ в пропитке головок эластичным связующим, нанесении корпусной изоляции на пазовую и лобовую части и головки, уклад. ке катушек в магнитопровод, пропитке изоляции термореактивным связующим и ее термообработке, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения ремонтопригодности обмотки, наносят корпусную изоляцию на пазовую и лобовую части, оставляя открытыми головки катушек и прилегающие к ним участки ло— бовых частей, после пропитки эластичным связующим производят термообработку катушек для его полимеризации, а перед укладкой катушек в магнитопровод производят пропитку изоляции термореактивным связующим, термообработку катушек и изолируют головки катушек и прилегающие к ним участки лобовых частей эластичными материалами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Александров H. В., Трубачев С. Г.

Изоляция типа "монолит" для стяторных обмоток высоковольтных генераторов, Электротехника, 1968, .М 11., 2. Королев В. Н, Изоляция слюдотерм для обмоток электрических машин, борник Злектротехническяя промышленность, вып. 316„1969.

3, Патент СШЛ М 39 4860, кл. 29-59 6, 19 75.