Способ восстановления изношенных зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски к

Социвлыст ические

Республик (11)733823 (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 28.02.75 (21) 2109043/25-27 (5! )М. Кд.

В 21 Н 5/00

В 23 Р 7/00 с присоединением заявки №

Гооударстееииый комитет (53) УДК621.771..67 {088.8) (28) Приоритет яо делам изооретеиий и открытий

Опубликовано 15.05.80. Бюллетень ¹18

Дата опубликования описания 15.05.80

1-1. H. Дорожкщ, 8. А. Кзрпушин, О. И. Кузьменков, A. С. Попов и В. К, Ярошевич (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель

Институт проблем надежности и долговечности машин

АН Белорусской ССР (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к способам восстановления зубчатых колес.

Известен способ упрочняюще-восстанавливаю щей электроферромагнитной обработки зубчатых колес с большим модулем (1). Обрабатываемое зубчатое колесо устанавливается в электроизолированных центрах станка, а наконечник сердечника электромагнита совершает движение по копиру, сходное с кинематикой формообразования зубьев резанием. Колесо и наконечник сердечника электромагнита подключают к йолюсам генератора электрических импульсов. В зазор между деталью и наконечником сердечника непрерывно подается метзллический порошок, который, удерживаясь в зазоре магнитным полем, замыкает электрическую цепь наконечник-деталь, расплавляется в сложном взаимодействии электрических и магнитных полей и наносится на обрабатываемую поверхность.

Недостатком указанного способа является малая толщина наносимого восстанавливающего слоя {до 0,2 мм).

2 Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности является способ восстановления профиля зубьев зубчатых колес, при котором в зону деформации между колесом и взлком (накатником) подают дополнительный металл в виде ленты, которую накатывают на поверхность зуба, нагретого до температуры пластической деформации12).

Недостаток указанного способа заключается в том, что он не обеспечивает восстановления !

О зубьев зубчатых олес, имеющих местные дефекты (неравномерный износ, сколы), так как ленту наносят на всю поверхность колеса, независимо от степени износа отдельных 35 мест.

Целью изобретения является восстановление изношенных зубьев или его отдельных участков.

Это достигается тем, что в качестве допол20 нительного металла используют порошок, например железный, с добавлением легирующих элементов, например бора и кремния, который перед накатыванием наносят непосредственно на место износа зуба, 733823

Составитель Б, Быкасов

Техред А. @еланская Корректор E. Папп

Редактор Н, Коган

Заказ 1957/15

Тираж 986 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R — 35, Раушская . наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Восстановление зубьев по предложенному способу обеспечивает увеличение срока службы зубчатых колос, имевших практически любой характер износа.

Дополнительный металл в виде металлического стального или железного порошка с добавлением легирующих элементов, наносят на изношенные поверхности зубьев зубчатого колеса. В качестве легирующих могут применяться бор, кремний и другие элементы, являясь центрами. повышенной диффузионной активности, они значительно снижают температуру протекания химических процессов между порошковой системой и подложкой, а также производят диффузионное легирование частиц порошка. Зубчатое колесо затем вводят в зацепление с накатником и нагревают токами высокой частоты до температуры, при которой происходит соединение дополнительного металла с основным металлом зубчатого колеса.

Пример осуществления способа для восстановления венца второй передачи блока шестерен коробки передач автомобиля ГАЗ вЂ” 51А.

Предварительно перед восстановлением венец отжигают и снимают дефектный слой на наждачном станке специально заправленным кругом. Затем зубчатое колесо помещают в приспособление, снабженное накатником и секторным ицдуктором для нагрева ТВЧ. Из бункера в зазор между зубьями накатника и восстанавливаемого колеса подают шихту, состоящую из железного порошка ПЖ2М с добавками 2,5% бора и 2,5% кремния, которая при вращении накатника, находящегося в зацеплении с восстанавливаемым колесом, накатывается на изношенные участки поверхности зубьев. Нагрев восстанавливаемой поверхности ф зубьев осуществляют до 1000 1050 C с одноI временным приложением усилия накатывания

0,5 — 1,0 кг/см . После припекания слоя зубчатое колесо подвергают механической обработке — зубошевингованию.

Использование указанного способа из ремонтных предприятиях позволит восстанавливать изношенные зубчатые колеса с нанесением на поверхность зубьев слоя металла повышенной иэносостойкости, что увеличит срок их службы почти в два раза.

Формула изобретения

Способ восстановления изношенных зубчатых колес путем накатывания зубчатым накатником дополнительного металла на поверхность зубчатого колеса с одновременным нагревом зубьев колеса, отличающийся тем, что, с целью восстановления зубчатого колеса, имеющего значительный местный износ зубьев, в качестве дополнительного металла используют порошок, например железный, с

25 добавлением легирующих элементов, например бора и кремния, который перед накатыванием наносят непосредственно на место износа зуба.

Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе

1. Шулев Г. О., Чемисов Б. Л. Электромагнитная обработка деталей машин, ЦНИИТЗИлегз5 пишмаш, М., 1973, с. 20 — 80.

2. Авторское свидетельство СССР М 490543, кл. В 21 Н 5/00, 1975.