Устройство для зажима подвижного узла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскии

Социалистически к

Реслублик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< ч 733895 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.10.?7 (21) 2542184/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

В 23 G 1/28

Гооударствеииый комитет

Опубликовано 15.05.80. Бюллетень №18

Дата опубликования описания 25.05.80 (53) УДК 621.952. .5-229.31 (088.8) по делам изооретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

О. Г. Михайлов и А. К. Кириков

Ульяновское головное специальное конструкторское бюро тяжелых и фрезерных станков (7! ) Заявитель (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ ЗАЖИМА ПОДВИЖНОГО УЗЛА

Изобретение относится к области машиностроения, в особенности к станкостроению, и может быть использовано в станках для зажима подвижных узлов.

Устройство также обеспечивает демпфирование (гашения вибраций) подвижных узлов, установленных в особенности на направляющих качения, что позволяет увеличивать нагрузки на подвижный узел и повысить точность обработки.

Известны устройства для зажима подвижного узла, в которых зажим производится рычагами от усилия пружин (11.

В этом устройстве двуплечие рычаги зажимают пластины, закрепленные неподвижно на перемещающемся узле, за счет усилия находящейся между ними цилиндрической пружины. Отжим производится за счет сжатия пружин эксцентриком.

Недостатками устройства являются, недостаточная продольная жесткость при зажиме, громоздкость конструкции, отсутствие режима демпфирования и возможное смещение узла во время и после осуществления зажима.

Известно также устройство для зажима подвижного узла, являющееся наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, состоящее из двуплечих рычагов, зажимающих пластины, закрепленные неподвижно на перемещающемся узле. Зажим происходит за счет усилия цилиндрической пружины (или тарельчатых пружин), расположенной между рычагами. Отжим происходит за счет сжатия пружины при втягивании одной штанги в другую винтом (21.

Однако в устройстве не обеспечивается то режим демпфирования и недостаточное усилие зажима.

Целью изобретения является повышение надежности путем увеличения усилия зажима.

Эта цель достигнута за счет того, что устройство снабжено упорными и сферическими шайбами и установленными на приводном валу двумя парами концентричных шлицевых втулок, наружных и внутренних, приводной вал выполнен с резьбой на одном конце и упорным буртом на другом конце, при этом наружные втулки закреплены в корпусе, одна из внутренних втулок свободно установлена на приводном валу у его упорного бурта, а вторая внутренная втул733895 ка навинчена на резьбу приводного. вала и выполнена из двух подпружиненных друг к другу частей, причем. торцы внутренних втулок выполнены сферическими и взаимодействуют со сферическими шайбами, которые упираются в плечи зажимных рычагов, а упорные шайбы закреплены в корпусе с зазором, обеспечивающими осевое перемещение приводного вала.

На чертеже изображено устройство для зажима подвижного узла в разрезе.

Рычаги 1 и 2 имеют возможность поворачиваться вокруг осей 3, закрепленных в корпусе 4. К зажимаемым плечам рычагов

1 и 2 прикреплены качающиеся на осях 5 и 6 планки 7 и 8, зажимающиеся подвижной узел 9. 15

В расточке корпуса 4 жестко закреплены шлицевые втулки 10 и 11, фланец 12 и упорная шайба 13. Другая упорная шайба 14 закреплена в расточке фланца 12. Во цтулках 10 и 11 соответственно установлены шлицевые втулки 15 и 16. Втулка 15 на

26 внутренней поверхности снабжена резьбой.

Конец втулки 15 через втулку 17 со сферическим концом и сферическую шайбу 18 упирается в плечо рычага 1. В расточке, выполненной во втулках 15 и 17, помещены пружины 19.

Между втулкой 16 и рычагом 2 помещена сферическая шайба 20. Во втулки 15 и 16 вмонтирован плавающий в осевом направлении вал 21, на одном конце которого выполнена резьба. Между буртом 22 вала

21 и подшипником 23 помещена шестерня

24. Шестерня 24 предусмотрена для связи с приводом., Устройство работает следующим образом

Вращая вал 21, навинчиванием шлицевую втулку 15 на резьбовую часть вала.

Втулка 15, перемещаясь в шлицах втулки

10, сжимает пружины 19 и, упираясь в торец сферической втулки 17 и шайбы 18, сдвигает их в осевом направлении. Одновременно, вал 21, ввинчиваясь в шлицевую втулку

15, буртом 22 упирается в шестерню 24, упорный подшипник 23 и сдвигает в осевом направлении шлицевую втулку 16 и сферическую шайбу 20.

Сферическая шайбы 18 и 20, скользя по сферической поверхности втулок 16 и 17, давят на рычаги 1 и 2.

Рычаги 1 и 2, поворачиваясь на осях 4, через качающиеся планки 7 и 8 производят зажим подвижного узла 9.

При этом зажим подвижного узла проис- se ходит с усилием равным сумме усилий от действия пружин и от усилия, развиваемого приводом. Плавающий вал 21, самоустанавливаясь, обеспечивает зажим подвижного узла обоими плечами рычагов 1 и 2 с равными усилиями.

Для обеспечения режима демпфирования валу 21 задают противоположное вращение.

Резьбовой конец вала, взаимодействуя с резьбой шлицевой втулки 15, перемещает ее влево на размер «А» обеспечивая пружинам

19 определенный заданный натяг. Зажимное усилие, обеспечиваемое приводом, снимается, подвижный узел остается под действием только усилия, создаваемого пружинами, что обеспечивает гашение колебаний подвижного узла, т. е. его демпфирование.

Усилие, развиваемое. пружиной, замыкается в цепочке, зажимаемый узел 9, зажимающая планка 5, рычаг 2, сферическая шайба 20, шлицевая втулка 16, подшипник 23, шестерня 24, бурт 22, плавающий вал 21, шлицевая втулка 15, сферическая втулка 17, сферическяая шайба 18, рычаг 1, зажимающая планка 6, зажимаемый узел 9. Плавающий вал 21, самоустанавливаясь, обеспечивает приложение обоих плеч рычагов к подвижному узлу с равными усилиями, гасящими колебания подвижного узла.

Формула изобретения

Устройство для зажима подвижного узла содержащее корпус, зажимные двуплечие рычаги и приводной вал, при этом рычаги шарнирно закреплены в корпусе и каждый рычаг одним плечом взаимодействует с подвижным узлом, а другим — с приводным валом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения усилия зажима, оно снабжено упорными и сферическими шайбами и установленными на приводном валу двумя парами концентричных шлицевых втулок, наружных и внутренних, приводной вал выполнен с резьбой на одном конце и упорным буртом на другом конце, при этом наружные втулки закреплены в корпусе, одна из внутренних втулок свободно установлена на приводном валу у его упорного бурта, а вторая внутренняя втулка навинчена на резьбу приводного вала и выполнена из двух подпружиненных друг к другу частей, причем торцы внутренних втулок выполнены сферическими и взаимодействуют со сферическими шайбами, которые упираются в плечи зажимных рычагов, а упорные шайбы закреплены в корпусе с зазорами, обеспечивающими осевое перемещение приводного вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 256479, кл. В 23 g 1/28, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР № 452468, кл. В 23 g 1/28, 1973 (прототип).

733895

Составитель И. Проконичев

Редактор Н. Большакова Техред К. Шуфрич Корректор Ю.Макаренко

Заказ 1952/18 Тираж 1160 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4