Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()734029 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.03.78 (21) 2590678/21-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл 2

В 60 К 20/14

Государстееииый комитет

Опубликовано 15.05.80. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 25.05.80 (53) УДК 629.113-585-52 (088.8) ао делан изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

А. Ф. Митяев, А. Ф. Ковалев и В. Д. Волоско (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Известна гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства, содержащая электроуправляемый клапан включения передач заднего хода, сообщенный с одной стороны с источником рабочей жидкости, а с другой стороны — с муфтой включения передачи заднего хода, и элемент блокировки, связанный с датчиком скорости выходного вала коробки передач (1).

Недостатком такой системы является ненадежная работа фиксатора, предотвращающего случайное включение передачи заднего хода. При переключении передач водитель из-за невнимательности или неопытности может включить передачу заднего хода при движении транспортного средства вперед, при этом создаются значительные динамические нагрузки на трансмиссию, приводящие к поломкам деталей и аварийной ситуации, связанной с внезапной блокировкой ведущих колес. Кроме того, в эксплуатации имеют место случаи неправильного присоединения электропроводов к клеммам пульта управления переключением передач.

Недостатком известной системы является также и то, что кожух с рабочей жидкостью трубки Пито устанавливается на валу обособленно от других деталей, что приводит к увеличению продольных габаритов и веса коробки передач.

Целью изобретения является повышение надежности, упрощение конструкции и повышение компактности.

Цель достигается тем, что система снабжена кольцевым кожухом, заполненным ра10 бочей жидкостью, связанным с выходным валом коробки передач, датчик скорости выходного вала коробки передач выполнен в виде трубки Пито, а элемент блокировки установлен в электроцепи управления электромагнитом клапана и выполнен в виде переключателя, связанного трубкой Пито, при этом последняя расположена в упомянутом кожухе, а также за счет того, что упомянутый кожух установлен в полости шестерни низшей передачи выходного вала коробки пе2р реда ч.

На фиг. 1 изображена система управления коробкой передач транспортного средства; на фиг. 2 — выходной вал с ведомой шестерней понижающего диапазона, в полос734029 ти которой расположен кожух с рабочей жидкостью трубки Пито.

Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства состоит из трубки Пито 1 (фиг. 1, 2), кольцевого кожуха 2 с рабочей жидкостью, установленного на выходном валу 3 коробки передач в полости шестерни 4 низшей передачи, переключателя 5 с гидроприводом, пульта 6 управления переключением передач, электроуправляемого клапана 7 включения передачи заднего хода и клапанов включения фрикционных муфт переднего хода, электромагниты которых подключаются к пульту

6 управления посредством проводов 7 (клапаны включения фрикционных муфт переднего хода на фиг. 1 не изображены). Переключатель 5 установки в электроцепи электромагнита 9 действует на пилот 10 управления клапаном 7 включения передачи заднего хода. Гидропривод переключателя 5 подключен к гидролинии 11 трубки Пито 1. К. гидролинии 12 клапана 7 присоединяется муфта включения передачи заднего хода.

При движении транспортного средства на передачах переднего хода контакты переключателя 5, включенные последовательно в электроцепь электромагнита 9, размыкаются под действием давления рабочей жидкости трубки Пито 1. При этом даже при переводе рычага пульта 6 управления переключением передач в положение включенной передачи заднего хода предотвращается включением муфты передачи заднего хода.

Передачу заднего хода можно включить после остановки транспортного средства, когда выходной вал 3 и кольцевой кожух

2 с рабочей жидкостью не вращаются. В гидролинии l l гидропривода переключателя 5 давление рабочей жидкости трубки Пито отсутствует и контакты его замыкаются.

При включении передачи заднего хода замыкаются контакты 13 пульта 6 управления переключения передач и включается электромагнит 9. Якорь 14 электромагнита

9 перемещает пилот 10 вправо, сообщая гидролинии 15 и 16. Под действием давления рабочей жидкости, пбступающей в полость

17, золотник 18 перемещается вправо, сообщая гидролинии 19 и 12. Рабочая жидкость из картера коробки передач через маслоприемник 20 гидронасосом 21 нагнетается по гидролиниям 22, 23, 19 и 12 в бустер муфты включения передачи заднего хода и одновременно — в полость 17 клапана 7, удерживая золотник 18 в правом крайнем положении. Муфта включения передачи заднего хода включается.

При выключении передачи заднего хода контакты 13 пульта 6 размыкаются, электромагнит 9 выключается, пилот 10 под действием пружины 24 перемещается влево, сообщая полость 17 гидролиниями 16 и 25 со сливом. Золотник 18 под действием пружины 26 перемещается влево, сообщая бустер муф1О ты включения передач заднего хода гидролиниями 12 и 27 со сливом. Муфта включения передач заднего хода выключается.

Благодаря предотвращению случайного включения передачи заднего хода повышает1 ся надежность, срок службы коробки передач и безопасность движения.

Установка кожуха с рабочей жидкостью в полость ведомой шестерни понижающего диапазона сокращает габариты и вес коробки передач. гю

Формула изобретения

1. Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства, со2 держащая электроуправляемый клапан включения передач заднего хода, сообщенный с с одной стороны с источником рабочей жидкости, а с другой стороны — с муфтой включения передачи заднего хода, и элемент блокировки, связанный с датчиком скорости выходного вала коробки передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, она снабжена кольцевым кожухом, заполненным рабочей жидкостью, связанным с выходным валом коробки передач, датчик скорости выходного вала коробки передач выполнен в виде трубки Пито, а элемент блокировки установлен в электроцепи управления электромагнитом клапана и выполнен в виде переключателя, связанного с трубкой Пито, при ео этом последняя расположена в упомянутом кожухе.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения компактности, упомянутый кожух установлен в плоскости шес4$ терни низшей передачи выходного вала коробки передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Книга «Автомобили ЗИЛ-111 и ЗИЛ111А» М., Машгиз, 1961, с. 65 — 70.

734029

Составитель О. Великая

Редактор О. Торгашева Техред К. Шуфрич Корректор М. Шароши

Заказ 1979/25 Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 1 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4