Шлюзовый затвор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Совхоз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 151277 (21) 2554547/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.05.80Бюллетеиь № 18
B 65 G 53/4о
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (5)) «Vgf(621.867.8 (088. 8) Дата опубликования описания 150580 (72) Автор изобретения
Н.Я.Блинков
Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по технологии и экономике хранения, транспортировки и механизации внесения в почву минеральных удобрений (71) Заявитель (5 4 ) ШЛЮЗ ОВЫЯ ЗА,ТВОР
Изобретение относится к пневмотранспорту, преимущественно для дозированной подачи сыпучих материа лов .в трубопровод пневмотранспортных установок, и может найти применение в сельском хозяйстве, в промышленности строительных материалов, химической промышленности и других отраслях народного хозяйства.
Известен шлюзовый затвор, содержащий корпус, в котором расположен на валу ротор с лопастями, имеющими сменные иэносостойкие накладки, взаимодействующие с рабочей поверхностью корпуса. для обеспечения герметиза- 15 ции радиальный зазор между лопастями ротора и корпусом периодически регулируется за счет перемещения в радиальном направлении износостойких накладок на лопастях с помощью 20 регулировочных устройств, выполненных в виде эксцентриков (lf.
Однако износ накладок so время работы затвора не компенсируется автоматически, что вызывает прорыв 25 воздуха в питающий бункер, вследствие чего возникает пыление, происходят потери транспортируемого материала и ухудшаются условия труда обслуживающего персонала. 30,Цля компенсации износа накладок последние необходимо периодически регулировать, что требует остановки всей пневмотранспортной системы и производства определенного объема работ (демонтаж шлюзового затвора, регулирование кулачков, замена износившихся накладок, сборка и т.п.) .
Причем такая регулировка сложна и достаточно трудоемка, так как требует индивидуальной регулировки иэ юсостойкости накладок каждой лопасти в отдельности, что отнимает много времени. Кроме того, такой шлюзовый затвор обязательно должен иметь устройство для регулирования торцовых зазоров. Известен шлюзовый затвор, содержасодержащий разъемный корпус с загрузочным и разгрузочным патрубками и с концентрично расположенной в нем эластичной оболочкой, внутри котарой установлен ротор с лопастями 12).
Герметизация зазора между оболочкой и ротором осуществляется путем прижатия эластичной оболочки сжатым воздухом к лопастям ротора.
Недостатком такого шлюзового затвора является то, что под действием давления воздуха эластичная обопоч7341О1 ка прогибается внутрь рабочего пространства затвора, образуя при вра-щении ротора, преимущественно н окружном направлении несколько че." редующихся регулярных выпуклостей и впадин, эа счет которых эластичная оболочка приобретает волнистые очертания.
Образование складок увеличивает силы воздействия лапастые ротора на эластичную оболочку, приводит к интенсивному ее износу„ при этом возникает опасность раэрына и быстрого выхода эластичной оболочки из строя. Все эти факторы отрицательно влияют на работоспособность шлюзона1а
Затвора и ограничивают его практическое применение, Кроме того через опорожненные от материала ячейки ро тора наблюдается переток сжатого воздуха иэ разгрузочного патрубка н
Вону загрузочного патрубка.
Цель изобретения — улучшение герметизации и повышение надежности
saTsopa н работе.
Постанленная цель достигается тем, чъа корпус и эластичная оболочка шлюзового затвора имеют сферическую форму с одинаковым радиусам контактирующих поверхностей, причем эластичная оболочка выполнена замкнутой по контуру и жестка прикреплена к одной из боковых стенок по всей контактирующей поверхности последней, при этом каждая пара диаметрально расположенных лопастей соединена между собой прижимным элементом. Кроме того, прижимной элемент может быть выполнен в виде ролика, имеющего гибкий трубчатый кожух, внутри которого с кольцевым зазором установлена изогнутая по дуге ось, связанная с лопастями, причем в зазоре между кожухом и осью установлена спиральная пружина.
На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого шлюзовoro затнора, поперечный разрезу на фиг.2 — то же, продольный разрез; на фиг.,3 — ролик, продольный разрез.
Шлюзовый затвор состоит из разъемного сферического корпуса 1 с загрузочным 2 и разгрузочным 3 патрубками, эластичной оболочки 4 и ротора
5 с прижимными роликами 6.
Эластичная оболочка 4 расположена н корпусе затвора концентрично и выпапнена также сферической, причем контактирующие поверхности корпуса и оболочки выполнены с одинаковым радиусом сферы, что обеспечивает плотное прилегание эластичной оболочки к корпусу затвора. Оболочка выполнена замкнутой по контуру и закреплена по краям в корпусе затвора торцовыми краышками 7 и 8. В зависимости от направления нращения ротора к одной иэ боковых стенок корпуса по всей ега прилегакнцей сферической Ф" поверхности эластичная оболочка крепится жестко, например, посредством клеевого соединения относительна другой боковой стенки, со стороны перегружаемого материала, оболочка
УстаНовлена свободно с нозмажностью ее прогиба под воздействием сыпуче"о материала между смежными лопастями ротора, образуя при вращении последнего эластичные полости, заполняемые порциями перегружаемого материала °
Диаметрально расположенные лопасти ротора 5, установленного внутри зластич ай оболочки 4, соединены юкду собой вращающимися прижимными
l роликами 6. Каждый ролик выполнен эластичным, например в виде спиральной пружины 9, установленной на дугообразной аси 10 и закрепленной в гибкий трубчатый кожух 11. Изогнутая ась ролика выполнена составной иэ полуосей 12 и 13 и среднего трубчатого участка 14, телескапически соединенных концами .
Ролики закреплены на лопастях ротора 5 посредством полуосей 12 и 13, кронштейнов 15 и расположенных в корпусах 16 подшипникавых опор.
Шгпозавый затвор работает следующим образом.
При вращении ротора сыпучий материал из бункера-накопителя поступает гравитационно через загрузочный патрубок 2 в затвор на концентрично расположенную в нем эластичную оболочку 4. Участок эластичной оболочки, находящийся в зоне загрузочного патрубка, под воздействием на него перегружаемаго материала, и силу сферической формы оболочки и ее эластичности, прогибается внутрь затвора между смежными лопастями ротора, образуя эластичную полость, которая заполняется порцией материала. Под воздействием на эластичную оболочку перекатывающихся прижимных роликов
6 ротора сыпучий материал из эластичной полости перемещается между волнообразно колеблющимися участками оболочки и сферической стенкой корпуса от загрузочного патрубка 2 к разгрузочному патрубку 3. По мере перемещения лопастями ротора порций материала н сторону выгрузки в зоне загрузочного патрубка периодически происходит образование новых эластичных полостей с последующим их заполнением перегружаемым материалом и перемещением его к разгрузочному патрубку 3. В зоне разгрузочного патрубка 3 затвора материал высыпается из эластичных полостей и через патрубок 3 подается в йненмотранспортную систему технологической установки.
Жесткое крепление эластичной оболочки 4 к одной из боковых стенок корпуса затвора по всей ее контак734101 тнрующей сферической поверхности полностью ликвидирует утечку сжатого воздуха между оболочкой и корпусом
Иэ эоны разгрузочного патрубка в вону заполнения ячеек материалом. Со стороны перегружаемого материала плотное прижатие участков эластичной оболочки к корпусу обеспечивается прижимными роликами ротора, конструкция которых позволяет принимать им при вращении соответствующую сферическую форму рабочей поверхности корпуса, одновременно обеспечивая при этом и надежную гермети зацию затвора со стороны подачи материала из загрузочного патрубка в разгрузочный.
Формула изобретения
1 . Шлюзовый затвор, содержащий разъемный корпус с загрузочным и разгрузочным патрубками и с концентрично расположенной в нем эластичной оболочкой, внутри коророй установлен ротор с лопастями, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения герметизации и повы20 щения надежности его в работе, корпус и эластичная оболочка имеют сферическую форму с одинаковым радиусом контактирующих поверхностей, причем эластичная оболочка выполнена замкнутой по контуру и жестко прикреплена к одной иэ боковых стенок по всей контактирующей поверхности последней, при этом каждая пара диаметрально расположенных лопастей соединена между собой прижимным элементом.
2. Эатвор по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что прижимной элемент выполнен в виде ролика, имеющего гибкий трубчатый кожух, внутри
t5 которого с кольцевым зазором установлена изогнутая по дуге ось, связанная с лопастями, причем в зазоре между кожухом и осью установлена спиральная пружина.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
@228596, кл . В 65 G 51/14, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
9283018, кл. В 65 G 53/40, 1969 (прототип1.
Составитель N.Öâåòêoâà
Техред М.Кузьма
Редактор М.каритонова
Корректор F..Папи
Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 1989/28 Тираж 914
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открь!тий
113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5