Система смазки турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ii> 734425

Союз Советских

Социалистических

Реснублик

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 12.07.77 (2! ) 2508157/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликоваио15.05.80. Бюллетень №18

Дата опубликования описания 18.05.80 (51 ) М. Кл.

F 01 М 1/12

Р 04 D 29/06. 5Ic J4t!!cT66Nb4 К0ММТсТ

СССР лв делам взебретеккк и вткрыткл (53) УДК621.896 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. Г. Захарьев, В. Н. Шпак и А. В. Язнк

Всесоюзное научно-производственное объединение

Союзтурбога з (7I) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ТУРБОМАШИН Ы

Изобретение относится к области газовой промышленности, в частности к системам смазки турбомашин, и может быть использовано на магистральных газопроводах для перекачки газа.

Известны системы смазки турбома5 шин с валом, установленным на радиальнйх и осевом подшипниках и снабженным торцовыми контактными и бесконтактными уплотнениями, содержашие маслобак с масляным насосом $1) !

О

Недостатком известных устройств является сложная система смазки, состояшая из двух контуров с двумя насосами прокачки масла, и значительные по15 терн масла.

Целью изобретения является упрошение конструкции системы, повышение ее надежности и уменьшение потерь. масла. 20

Поставленная цель достигается тем, что с внешних сторон радиальных подшипников, между торцовьтмтк аквнтактньэми и.! есконтактными уплотнейиями, вьаполнены газовые полости, соединенные между собой и верхней частью маслобака посредством каналов, между торцовыми контактными уплотнениями и радиальными подшипниками выполнены масляные полости, соединенные с нижней частью маслобака и через продольные каналы, выполненные в радиальных подшипниках, с о юрным кольцом осевого подшипника, выполненного в виде соединенного с нижней частью маслобака центробежного колеса масляного насоса.

На фиг. 1 изображена турбомашина (продольный разрез) и представлена схематически система ее смазки; на фиг. 2 изображены радиальные подшипники (поперечный разрез); на фиг. 3 изображена часть опорного кольца осевого подшипника.

Система смазки турбомашины содержит вал 1, установленный н» радиальных

2 и 3 и осевом 4 подшипниках и снабженный торцовыми контактными 5 и 6 и бесконтактными 7, 8 н 9 уплотнениями, 3 73442 содержит маслобак 10 с масляным насосом 11. С внешних сторон радиальных подшипников 2 и 3, между торцовыми контактными 5 и 6 и бесконтактными

7 и 8 уплотнениями, выполнены;газовые полости 12 и 13, соединенные между собой и верхней частью маслобака 10 посредством каналов. Между торцовымн контактными уплотнениями 5 и 6 и ра1О дмальнымн подшипниками 2 и 3 выполнены масняные полости 14 и 15, соединенные с нвкней частью маслобака 10 и через продольные каналы 16, выполненные в радиальных подшипниках 2 и 3 с опор

15 ным кольцом 17 осевого подшипника 4, выполненного в виде соединенного с нижней частью маслобака 10 центробежного конеса масляного насоса 11.

Опорное кольцо 17 осевого подшипни20 ка 4 в качестве осевой опоры с одной стороны имеет неподвижную втулку ради:ального подшипника 3, а с другой - втулку 18. В опорном кольце 17 осевого подшипника 4 выполнены радиальные каналы 19. На периферии опорного кольца

17 осевого подшипника 4 с обеих сторон от радиальных каналов 19 выполнены бесконтактные уплотнения 20 и 21.

Между бесконтактными уплотнениями

8 и 9 выполнена сообшаюшаяся с атмосферой газовая полость 22.

Перед пуском турбомашины масло из маслобака 10, ввиду расположения его выше вала 1, поступает в масляные

Зс полости 14 и 15, а затем в радиальные подшипники 2 и 3. Поэтому прокачка маслом подшипников перед пуском турбомашины не требуется.

Прн работе турбомашины масло посту- 4О пает из маслобака 10 через продольные каналы 16, выполненные в радиальных подшипниках 2 и 3, к опорному кольцу 7 и под действием центробежных сил по радиальным каналам 19 направляется 4> в маслобак 10, чем обеспечивается прокачка масла через подшипники 2, 3 и 4 и необходимое охлаждение этих подшипников.

Компримируемый газ проходит через бесконтактное уплотнение 7 в газовую полОсть 12, которая соединена каналом с газовой полостью 1.3 и верхней частью маслобака 10. Перепад давления между маслом и газом по торцовым контактным-. 5g

5 4 уплотнениям 5 и 6, таким образом, определяется высотой расположения маслобака 10 над валом 1 турбомашины, благодаря чему перепад давления на торцовых контактных уплотнениях 5 и 6 не зависит от оборотов вала 1 турбомашины, а малый перепад давления обуславливает минимальные утечки масла в гаэ.

Масло, прошедшее через торцовое контактное уплотнение 5, попадает в газовую полость 12, откуда благодаря наличию постоянного потока газа, проходяшего через бесконтактное уплотнение

7, уносится в газовую полость 13, куда попадает и масло, прошедшее через торцовое контактное уплотнение 6. Иэ газовой полости 13 масло через бесконтакт» ное уплотнение 8 попадает в газовую пс лость 22 и выбрасывается в атмосферу.

Изобретение позволит значительно сократить расход масла и уменьшить металлоемкость турбомашин. формула изобретения

Система смазки турбомашины с валом, установленным на радиальном и осевом подшипниках и снабженным торцовыми контактными и бесконтактными уплотнениями, содержашая маслобак с масляным насосом, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью упрошения конструкции системы,,повышения ее надежности и уменьшения потерь масла, с внешних сторон радиальных подшипников, между торцовыми контактными и бесконтактными уплотнениями, выполнены газовые полости, соединенные между собой и верхней частью маслобака посредством каналов, между торцовыми контактными уплотнениями и радиальными подшипниками вьпюлнены масляные полости, соединенные с нижней частью маслобака и через продольные каналы, выполненные в радиальных подшипниках, - с опорным кольцом осевого подшипника, выполненного в виде соединенного с нижней частью маслобака центробежного колеса масляного насоса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Доброхотов В, Д. 11ентробежные нагнетатели природного газа. N1., "Недра 1972, с. 26, 98.

О

Составитель В. Фролов

Редактор Т. Лашкарева Техред С. Мигай Корректор М. Пожо

3aказ 2031/42 Тираж 583 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4