Муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ к лвто скомм свидетельству (i» 734454
{61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.10.77 (21) 2527649/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
F 16 D 25/04
Государственный комитет
Опубликовано 15.05.80. Бюллетень № 18 (53) УДК 621.825..54 (088.8) по делам изобретений н открытий
Дата опубликования описания 17.05.80 (72) Авторы изобретения
О. Г. Жирицкий, Т. С. Котова, В. И. Романов, Л. Н. Кудряшев, В. С. Корочкин и В. В. Лупандин (71) Заявитель
В (54) МУФТА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к судостроению.
Известна муфта, содержашая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные поверхности, сжимаемые пневмокамерой (1).
Однако эта муфта имеет большой вес и габариты.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому резултату является муфта, содержащая ведушую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые пневмокамерой и разжимаемые пружинами (2).
Однако у этой муфты низкая надежность и небольшой срок работы.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности работы.
Это достигается тем, что в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде пакетов кольцевых пластин и размещены между торцами фрикционных дисков, а пневмокамеры выполнены двусторонними и размещены между фрикционными дисками ведущей полумуфты, при этом обе полумуфты выполнены с системой каналов для подвода охлаждаюгцего воздуха.
Пневмокамеры выполнены из упругих металлических листов волнообразной формы.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — кольцевые пластинчатые пружины, разрез А — А на фиг. 1: на фиг. 3 — то же, разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез à — Г на фиг. 1.
Муфта с пневматическим управлением состоит из двух концентрично расположенных на валах полумуфт: наружной и внутренней.
Наружная полумуфта состоит из корпуса
1, жестко связанного с барабаном 2, и смонтированных в нем ведомых фрикционных дисков 3, 4. 5, 6, прижимных дисков 7 и 8 с фиксаторами 9 и 10 и трех пакетов кольцевых пластинчатых пружин 11, 2, 13.
Фрикционный диск состоит из диска и фрикцио IHbIx накладок, присоединяемых заклепками. На внешней окружности диска равно расположены прямоугольные выступы, меж20 ду которыми находятся малые выступы. Пакет 11 кольцевых пластинчатых пружин состоит l3 трех кольцеBblx пластин 14, по наружному диаметру которых равно расположены прямоугольные выступы. Они обеспе73445 1 зо
Формула изобретения чивают цен1ровку пакетов кольцевых пружинн в .:арабане. С одной стороны кольцевой пластинь. п1.нсоединены прямоугольной формы::ькла. ки 15, равнорасположенные по окру к
Насюр из трех круглых пластин с накладками, соответствуюшим образом расположенных по окружности, образуют пакет кольцевых пластинчатых пружин.
В барабане на внутренней поверхности равно расположены прямоугольные пазы, между которыми. расположены пазы типа
«ласточкин хвост». По прямоугольным пазам просверлены отверстия. Внутренняя полумуфта состоит из корпуса муфты 16 и смонтированных на нем пневмокамер 17 и 18 двустороннего действия, четырех пакетов кольцевых пластинчатых пружин 19, 20, 21 и 22, семи фрикционных дисков 23, 24, 25, 26, 27, 28 и 29 и трех втулок 30, 31 и 32 с фиксаторами 33 и 34, корпуса 35 и вала 36.
Фрикционный диск состоит из диска и металлических накладок, присоединяемых заклепками. На внутренней поверхности диска равно расположены прямоугольные выступы. У фрикционного диска 26 металлические накладки присоединены с двух сторон, по внутренней поверхности между большими прямоугольными выступами расположены малые прямоугольные выступы. Втулки 30, 31 и 32 по наружной поверхности имеют прямоугольные пазы. Втулка 30 к корпусу муфты 16 крепится штифтами, втулки 31, 32 съемные и фиксируются на корпусе муфты на шлицav. На втулке 31 между прямоугольными пазами расположены пазы типа «лас-точкин хвост». Воздушные камеры 17, 18 двустороннего действия съемные.
Пневмокамера 18 состоит из двух многослойных упругих стальных элементов 37 и
38, диска 39, двух колец 40 и двух колец 41.
Кольцами 40 и 41 упругие элементы присоединены к диску 39. Упругий многослойный элемент 37 состоит из набора нескольких тонких стальных листов одинаковой толшины, которы м придана волнообразная форма. Пакет 19 кольцевых пружин (см. фиг. 2 и 5) состоит из четырех кольцевых пласты»
42, по внутреннему диаметру которых равно расположены прямоугольные выступы. Они обеспечивают центровку пакетов кольцевых пружин на втулках. С одной стороны кольцевой пластины присоединены прямоугольной формы накладки 43, равнорасположенные по окружности. Набор из четырех круглых пластин с накладками, соответствующим образом расположенных по окружности (см. фиг. 2 и 5), образуют пакет кольцевых пластинчатых пружин. В корпусах муфты, в барабане и дисках предусмотрены каналы
44. У дисков на поверхностях, к которым присоединяются накладки, сделаны канавки.
В собранной фрикционной муфте осевые зазоры между ведущими и ведомыми дисками обеспечиваются за счет постановки фиксаzs зю
SS торов 9, 10, 31, 34 и пакетов кольцевых пластинчатых пружин 11, 12, 13, 19, 20, 21, 22.
Муфта работает следующим образом.
Сжатый воздух через каналы 44, 45, 46 и 47 поступает в полости пневмокамер
17, 18 Диски. 24, 25, 27, 28 приводятся в сцепление путем осевого перемещения упругих многослойных элементов 37, 38 пневмокамер 17, 18 под действием подводимого сжатого воздуха. За счет сил трения между фрикционными дисками передается крутящий момент с ведущих дисков на ведомые.
Крутяший ь|омент с фрикционных дисков передается на барабан и втулки через прямоугольные выступы, эти же выступы обеспечивают центровку дисков в барабане и на втулках муфты и осевое перемешение их при включениях и выключениях муфты. При стравливании воздуха из пневмокамер 17, 18 фрикционные диски виводятся из зацепления и возвращаются в исходное положение под воздействием пакетов кольцевых пластинчатых пружин 1!, 12, 13, 19, 20, 21, 22.
При врашении муфты через отверстия в барабане 2 под действием центробежной силы удаляются продукты износа металлокерамики. Через каналы в фрикционных дисках, корпусах муфты, барабане, канавки и проточки, которые выполнены на дисках в местах крепления фрикционных накладок к диску, при вращении муфты проходит вентиляционный воздух, который циркулирует во внутренней полости муфта и охлаждает накладки и диски с целью уменьшения нагрева и коробления их.
Предлагаемая муфта обеспечивает равномерность износа фрикционных накладок на дисках и одновременность сцепления фрикционных дисков при включении муфты, постоянство осевых зазоров между ведущими и ведомыми фрикционными дисками в выключенном состоянии муфты, надежную работу ее в условиях среды с температурой до 400 С, а такЖе сушественно улучшает передачу крутящего момента между ведушими и ведомыми фрикционными дисками.
l. Муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой через фрикционные диски, сжимаемые пневмокамерой и разжимаемые пружинами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности работы, пружины выполнены в виде пакетов кольцевых пластин и размещены между торцами фрикционных дисков, а пневмокамеры выполнены двусторонними и размещены между фрикционными дисками ведущей полумуфты, при этом обе полумуфты выполнены с системой каналов для подвода охлаждающего воздуха.
2. Муфта по п. 1, отличави1аяс» тем, что пневмокамеры выполнены из упругих металлических листов волнообразной формы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 327344, кл. F 1б D 25/04, 1970.
2. Поляков В. С., Барабаш И. Д., Ряховскии О. А. Справочник по м1 фтам
Л.,:<Машиностроение», 1974, с. 193, рис. 3 .б (прототип) .
734454
/ — /
ir p гс г" //7 // (.ос Iilllè f IL I )lilt li<
Pl LrIKT0p Г. Не:Ill(8 II
:3ак;Iв 2 5 /!4 т. риж !!!
1l! lИИПИ Государственного комитета СССР по д лаM и305ретеиии vi открытии ! l3035, Москва, Ж 35, Раушскан наб., д. 4,5
Филиал ППП <Патент> г. Ужгород, ул. Проектная, 4