Муфта-тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е lii)734460
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Ф
«4
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.05.77 (21) 2484018/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 16 D 67/04
Госудорстоениый комитет (53) УДК 621.825. .54-525 (088.8) Опубликовано 15.05.80. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 17.05.80 до делам изобретений и открытий
В. А. Кожевников, И. 3. Мансуров, A В. Чужененко, Б. Т. Симаков
А. А. Кожевников, Л. Н. Корыстин и В. И. Бодров (72) А вторы изобретения (71) Заявитель (54) МУФТА — ТОРМОЗ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, требующих быстрого включения и выключения, например в механических прессах, буровых установках и других машинах.
Известна муфта-тормоз, содержащая маховик, ведомый диск, состоящий из опорной части со ступицей и скользящих по последней дисков, подвижные ведущие диски с фрикционными элементами, пневмоцилиндр с поршнем, образующие опорный диск тормоза, расположенный с возможностью осе- 1о вого перемещения и фиксации положения на ступице ведомого диска, а также тормозной диск с фрикционными элементами (1).
В этой муфте отвод тепла осуществляется через окна, выполненные в маховике и дисках.
Естественный отвод тепла через окна и наружные поверхности фрикционных дисков недостаточен для удовлетворительной работы трущихся пар. Установка крыльчат- зв ки для повышения интенсивности перемещения воздуха связана с усложнением конструкции муфты-тормоза и в ряде случаев с повышением инерционности конструкции.
Целью изобретения является повышение срока службы муфты-тормоза путем обеспечения принудительного охлаждения поверхности трения.
Цель достигается тем, что опорная часть ведомого диска выполнена в виде радиально расположенных ребер, жестко закрепленных на ступице под углом к плоскости, проходящей перпендикулярно оси вращения и связанных по периферии кольцом, взаимодействующим торцовой поверхностью с одним. из ведущих дисков.
Нг фиг. 1 изображена муфта-тормоз, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез В- — В фиг. 1; на фиг. 5 — вид по стрелке Г на фиг. 1.
Муфта-тормоз содержит составной ведомый диск 1, принадлежащий муфте, который выполнен из опорной части 2 со ступицей
3 и скользящих по шлицам ступицы дисков 4. Ступица 3 жестко установлена íà рабочем валу, причем опорная часть 2 ведомого диска выполнена в виде крыльчатки 5, состоящей из радиально установленных и закрепленных по окружности ступицы опорной части ведомого диска ребер, располо734460 женных под углом а, отличным от 0 и 90, к плоскости, перпендикулярной оси вращения в направлении вращения ведомого диска
Ребра связаны жестко одно с другим по наружному диаметру при помощи кольца, образующего опорное контртело узла муфты.
Узел трения включает ведущие диски 6 с фрикционными элементами 7, пневмоцилиндр (опорный диск тормоза) 8 с поршнем
9, расположенные с возможностью осевого перемещения и фиксацией положения на ступице ведомого диска муфты. Средства регулировки хода поршня выполнены в виде регулировочной резьбовой втулки 10, установленной подвижно в наружной части ступицы пневмоцилиндра и взаимодействующей постоянно непосредственно с наружным торцом ступицы ведомого диска муфты. Узел трения содержит также стопорную гайку 11 с шайбой 12, тормозной диск 13 с фрикционными элементами 14, пальцы 15 с тормозными пружинами 16, регулируемыми по усилию при помощи гаек 17 и контргаек 18, подпружиненные предохранительные фиксаторы 19, расположенные диаметрально противоположно один другому на обечайке пневмоцилиндра, перпендикулярно к осевой. линии пальцев тормозных пружин, и состоящие из сквозного вертикального канала 20, выполненного в теле пневмоцилиндра с установленными в нем резьбовым регулировочным опорным стопором 21 с контргайкой 22, и подпружиненным пружиной 23 поршняфиксатора 24, выступающий из отверстия канала меньший диаметр которого взаимодействует с кольцевой канавкой, выполненной на теле пальца тормозной пружины по мере износа допускаемого ресурса фрикционных элементов узла муфты-тормоз.
Муфта-тормоз работает следующим образом.
При подаче сжатого воздуха из сети в полость пневмоцилиндра, образованного опорным диском тормоза 8, поршень 9 перемещается в осевом направлении влево, в сторону фрикционных элементов 7 муфты и одновременно сжимаются тормозные пружины 16. При этом крайний правый скользящий диск 4 ведомого диска 1 отходит от фрикционных элементов 14 тормозного диска 13 (тормоз растормаживаЕтся), а затем скользящие диски 4 прижимают фрикционные элементы 7 веду1цих дисков 6 к опрной части
2 ведомого диска 1 (включается муфта) .
При выхлопе сжатого воздуха из полости пневмоцилиндра 8 в атмосферу, тормозные пружины 16 через гайки 17 с контргайками 18 и пальцы 15 отво т правый скользящий диск 4 от фрикцион; —:x элементов 7 муфть1 (муфта выключается) и прижимают его к фрикционным элементам 14 тормозного диска 13 и далее к опорному тормозному диску 8 (включается тормоз) .
Муфта-тормоз имеет очень хорошую вентиляцию и теплоотвод поверхностей трения за счет продува последних мощным пото. =м воздуха, захватываемого опорной частыс ? ведомого диска 1, выполненной из ребер в виде крыльчатки, и расположенных под острым углом по направлению вращения «,."-домого диска, что способствует интенсивному захвату воздуха из окружающей среды и направлению его под давлением внутрь узла муфта-тормоз.
По мере износа фрикционных элементов регулируется ход поршня 8 с помощью регулировочной резьбовой втулки 10 и гайки 11.
При износе пакетов фрикционных элементов муфты и тормозы выше допускаемого
36 ресурса на износ, происходит стопорение хода поршня 9 путем защелкивания в кольцевые канавки пальцев 15 меньшего диаметра поршней 24 предохранительных фиксаторов, что исключает эксплуатацию узла в аварийном состоянии и возможный травматизм оператора машины.
Формула изобретения
36 Муфта-тормоз, содержащая маховик, ведомый диск, состоящий из опорной части со ступицей и скользящих по последней дисков, подвижные ведущие диски с фрикционными элементами, пневмоцилиндр с порш33 нем, образующие опорный диск тормоза, расположенный с возможностью осевого перемещения и фиксации положения на ступи1-: ведомого диска, а также тормозной дис, фрикционными элементами, отличаюи,а -, .; тем, что, с целью повышения его срок-" ов бы путем обеспецения принудительно..„ лаждения поверхностей трения, опорная часть ведомого диска выполнена в виде радиально расположенных ребер, жестко закрепленных на ступице под углом к плоскости, проходящей перпендикулярно оси в".а43 щения и связанных по периферии кс;Ibt,ñì, взаимодействующим торцовой поверхнос-ью с одним из ведущих дисков.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Хо 490980, кл. F16 D 67/04, 1974 (прототип).
4ьг. 2
Зио Ю
Я
27
Составитель И. Антипова
Редактор О. Тор га шев а Техред К. Шуфрич Корректор М. Шароши
Заказ 2) 5! /44 Тира)к !095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1)3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал Г1ПП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4