Транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социал мстмческих

Республик (ii)735161

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту— (22) Заявлено 04.04.74 (21 2014725/27-06 (23) Приоритет — (32) 05.04.73 (51) М.К .

В 60 К 11 00 (33) США (31) 348437

Государотаенный комитет

СССР ло делам нзооретеннй н открытий (53) УДК62911 5 (088.8) Опубликовано 15.05.80. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 25.05.80

Иностранцы

Гарольд Д. Бек и Томас Л. Ханна (США) (72) Авторы изобретения

Иностранная фирма

4ьИнтернэшнл Харвестер Компани» (США) (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к транспортным средствам, снабженным силовой установкой и системой ее обдува.

Известные транспортные средства с силовой установкой, снабженные системой ее обдува, используют обычно двигатель внутреннего сгорания и содержат радиатор с боковыми отверстиями для впуска и выпуска продувочного воздуха, вентилятор с приводом от двигателя и с лопатками, имеющими передние и задние кромки, кожух вентилятора, снабженный последовательно соединенными между собой и с боковыми отверстиями для выпуска конической, цилиндрической и торовой секциями, последняя из которых образована четвертью окружности и снабжена фланцем с выходной кромкой, выступающей радиально на одну треть осевой ширины лопатки 11).

В известном устройстве продуваемый через радиатор поток воздуха, выходящего в аксиальном направлении для обдува двигателя и подкапотного пространства, расходует значительную часть мощности двигателя за счет гидравлического сопротивления и создает шумовой эффект при прохожде2 нии через вентилятор и срыве с кромок кожуха и лопаток вентилятора.

Целью изобретения является снижение уровня шума, создаваемого вентилятором, и затрат мощности двигателя на его привод.

Это достигается тем, что торовая секция кожуха вентилятора выполнена с вырезами для создания радиального и нерадиального потоков воздуха. Вырезы образованы параллельными плоскостями, расположенными на диаметрально противоположных сторонах

10 секции. Параллельные плоскости отстоят одна от другой на величину, меньшую диаметра цилиндрической секции или равную ее диаметру, а плоскость, проходящая через задние кромки лопаток, совпадает с плоскостью, образованной выходной кромкой фланца, в пределах 12% ширины лопатки.

На фиг. 1 показано транспортное средство, вид сбоку на двигатель внутреннего сгорания; на фиг. 2 изображен кожух вентилятора, соединенный с радиатором; на

2О фиг. 3 — фронтальный вид кожуха вентилятора с одним вариантом выполнения вырезов; на фиг. 4 — боковой вид кожуха вентилятора по фиг. 3; на фиг. 5 — фронтальный вид кожуха вентилятора с другим ва735161 риантом выполнения вырезов; на «риг. 6— боковой вид кожуха вентилятора по фиг. 5.

Транспортное средство 1 содержит в качестве силовой установки двигатель внут. реннего сгорания 2, установленный в подкапотном пространстве 3. С помощью привода 4 (фиг. 2) с двигателем соединен вентилятор 5. Привод может быть выполнен в виде любого известного устройства, например в виде ременной передачи со шкивом.

Вентилятор 5 заключен в кожух 6 (фиг. 1), передний край которого (со стороны свобод/ ного конца вала двигателя) соединен с корпусом водяного радиатора 7, и выполнен с лопатками 8 (фиг. 2) осевого типа, обеспечивающими нагнетание воздуха через радиатор 7 для теплообмена в нем и охлаждения двигателя 2, а также для вентиляции подкапотного пространства 3. Радиатор имеет входной 9 (фиг. 1) и выходной 10 патрубки охлаждающей жидкости для рубашки охлаждения двигателя.

Кожух 6 вентилятора состоит нз последовательно соединенных между собой секций — конической 11 (фиг. 2) прикрепленной одним краем к корпусу радиатора 7, цилиндрической 12 и торовой 13, снабженной фланцем 14, с которого выходит просасываемый вентилятором 5 воздух. Фланец 14 образован частью тора, причем последний выполнен четвертью окружности радиуса R и снабжен выходной кромкой 15, простирающейся радиально и выступающей в радиальном направлении на величину а, равную 1/3 осевой ширины в лопатки 8 вентилятора.

На торовой секции 13 двумя параллельными плоскостями 16, расположенными на диаметрально противоположных сторонах секции, выполнены вырезы 17 для создания одновременно двух потоков различного на правления: радиального и нерадйального, плавно обтекающих двигатель 2, вследствие чего снижается сопротивление потока на вентиляторе 5. Плоскости 16, проходящие через поверхность секции 13, могут отстоять одна от другой на величину диаметра D цилиндрической секции 12 кожуха 6 (фиг. 5 и 6) или на величину, несколько большую диаметра D кожуха вентилятора (фиг. 3 и 4). В обоих случаях эффект создания воздушных потоков двух направлений сохраняется.

Задние кромки 18 (фиг. 4 и 6) лопаток

8 образуют плоскость, которая может совпадать с плоскостью, образованной выходной кромкой 15 фланца 14, или отстоять от нее в пределах +120/o осевой ширины в лопатки, т. е. кромки 18 лопаток могут выходить за кромку 15 фланца или не доходить / о нее, тем не менее эффект создания радиального и одновременно нерадиального потоков будет обеспечен.

При работе двйгателя 2 вращающийся вентилятор 5 просасывает воздух из атмосферы в подкапотное пространство 3 через радиатор 7, в котором осуществляется обычный теплообмен между воздухом и охлаж дающим двигатель теплоносителем. Выходящий с кромок 18 лопаток 8 воздух принимает осевое направление, т. к. вентилятор выполнен осевым. Благодаря выполнению кожуха вентилятора, в частности его торовой секции, с вырезами поток выходящего с кожуха воздуха приобретает также и радиальное направление и частично, суммируясь ф с осевым на вырезах, нерадиальное. Это явление способствует снижению сопротивления воздуха, сходящего с лопаток вентилятора, и, как следствие, приводит к уменьшению затрат мощности двигателя на приИ вод вентилятора.

Установлено, что наилучшие результаты получаются при следующих соотношениях элементов кожуха: отношение высоты а кромки 15 лопатки 8 к осевой ширине в лопатки составляет 1/3, величина радиуса R, обgy разующего торовую поверхность фланца 14, выбирается в/3, и осевая ширина с цилиндрической секции 12 — 2в/3.

Формула изобретения

1. Транспортное средство, содержащее двигатеЛь, радиатор с боковыми отверстиями для впуска и выпуска продувочного воздуха, вентилятор с приводом от двигателя, лопатки которого имеют передние и задние кромки, и кожух вентилятора, снабженный последовательно соединенныки между собой и с боковым отверстием для выпуска конической, цилиндрической и торовой секциями, последняя из которых образована четвертью окружности и снабжена фланцем с выходной кромкой, выступающей радиально на одну треть осевой ширины лопатки, отличающееся тем, что, с целью снижения уровня шума вентилятора и затрат мощности на его привод, торовая секция выполнена с вырезами для создания радиального и нерадиального потоков воздуха.

2. Транспортное средство по и. 1, отличающееся тем, что вырезы образованы двумя параллельными плоскостями, расположенными диаметрально на противоположных сторонах.,l

3. Транспортн/бе средство rio пп. 1 и 2, н отличающееся тем, что параллельные плоскости отстоят одна от другой на величину, меньшую диаметра цилиндрической секции.

4. Транспортное средство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что параллельные плоскости отстоят одна от другой на величину, равную диаметру цилиндрической секции.

5. Транспортное средство по пп. 1 — 4; отличающееся тем,, что плоскость, проходящая через задние кромки лопаток, совпадает с плоскостью, образованной выходной кромкой фланца, в пределах «-12% ширины лопатки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3144859, кл. 123 — 41.49 опублик. 1964.

735161

Ь2.Ц

Редактор Т.Юрчикова

Заказ 2114/58

Составитель Г. Смирнова

Техред К. Шуфрич Корректор Г. Назарова

Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент> r. Ужгород, ул. Проектная, 4